Статья на тему «Творческая деятельность в социализации несовершеннолетних»
Гераськина Л.Н., воспитатель ГКУ РХ
«Республиканский социально-
реабилитационный центр
для несовершеннолетних», г. Черногорск
Творческая деятельность в социализации несовершеннолетних
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А.
Поступающие на реабилитацию несовершеннолетние находятся в кризисном или порой пограничном состоянии. Как правило, это является следствием предательства родителей, не принятия школой и социальной средой.
Художественно-творческие виды деятельности, как отметили отечественные и зарубежные специалисты (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому в период реабилитации ребенку дается не только кров, еда и тепло, но и показывается ему, как выжить в современном мире, увидеть прекрасное и оценить это прекрасное.
В своей работе большое предпочтение отдаю прикладному творчеству, которое является одним из видов арттерапии или терапии искусством. Он обладает удивительной способностью выполнять сразу несколько функций: отдых, творческий процесс и размышление. Ребенок начинает смотреть на жизнь несколько по-другому. Видеть в окружающих его предметах возможности улучшения, создания чего-то нового, ощущать гармонию мира и его красоты.
Работа с детьми строится в соответствии с авторской программой «Умейка» которая, разработана на основе образовательной программы учреждения «Трудиться – всем пригодится». Работа с бросовым материалом – наиболее простой и доступный способ создания детских художественных работ. Трудности адаптационного периода, недостаток трудового опыта, неумение оценивать свои силы и способности часто приводят к тому, что дети теряют сначала уверенность, а затем и интерес к начатому делу. Сказывается неусидчивость, отсутствие навыков, которые накапливаются только при систематической работе. Чтобы работа с бросовым материалом стала для детей интересной, я постаралась превратить работу в удовольствие, в котором сочетаются различные виды рукоделия: шитье, вышивка, вязание, аппликация, работа с природным материалом.
Такая работа помогает ребенку развить воображение, фантазию, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Работа, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее душу, фантазию, любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием той или иной работы, является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного или трудового воспитания, развивает художественный вкус, воспитывает интерес к народному промыслу, развивает воображение, моторику рук, желание видеть значимость труда для жизни человека.
Программа «Умейка» направлена на обучение детей технологии с бросовым материалом. Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и может быть востребована не только в «Центрах для несовершеннолетних»
Цель программы: создать благоприятные условия для творческой самореализации ребенка, развивать склонности, способности, творческой направленности через включение в сферу декоративно-прикладного искусства и освоение технике художественных ремесел.
Достижению этой цели способствуют решению следующих задач:
-научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
-развивать конструктивное мышление и сообразительность;
-прививать настойчивость в достижении цели;
-обогащать и активизировать словарный запас;
- вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
-формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
-научить экономному и разумному использованию материалов.
-тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
-создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;
-способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.
Основными методами и формами работы являются: беседа, словесный рассказ; дидактический материал, наглядные образы; выставки готовых изделий; практическая работы.
Работа творческого кружка имеет воспитательное значение для развития у детей творческих способностей, художественного вкуса, интереса к творческой деятельности. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся.
Успешность внедрения в систему работы занятий по программе, в период адаптации, позволило улучшить эмоциональное состояние детей на момент поступления в Центр, развит их творческие способности, а также принять участие в городских и республиканских конкурсах по прикладному творчеству. Прикладное творчество позволяет подростку войти в мир прекрасного и поверить в свои силы.
Литература
1.Ванханен Н. А. Фантазия из колготок – М.: Профиздат, 2003
2. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль, 1999.
3. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – Смоленск: Ассоциация XX! век, 2003.
4. Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития, 1999.
5. Рыжова Н.А., Логинова Л. В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду «Линка - Пресс».
6. Интернет – ресурсы.