Творческая работа «Поэзия мужества: "Я эти песни написал не сразу..."»
Творческая работа
"Поэзия мужества:" Я эти песни написал не сразу...""
Я эти песни написал не сразу...
Евгений Винокуров
Поэзия Великой Отечественной войны. Явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества.
Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу: эта бронза - высокая стихотворная мощь, поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти.
У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписанные стихи. Взволновать человека стихотворным словом было не так уж сложно, - тронь только чуть-чуть, и человек вмиг очаровывается, так обострено было его ощущение жизни. Степень ранимости, тоска по близким были высоки, а что, как не это, располагает человека к поэтическому слову.
Во время войны стала явственней связь с землёй, со своей землёй, где ты родился, с историей России ,с исторической преемственностью, с предками.
Потому так много у фронтовых поэтов стихов о истории, о России, о её героях, о её людях. В каждой строчке стихов чувствуется та выстраданная подлинность, без которой стихи бездейственны.
Говори мне о России
Говори о звездной ночи,
О березах, об осинах,—
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.
Говори о черных пашнях,
О высоком темном боре,
Говори о реках наших,
Что играют на просторе.
Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье —
О раздолье нашем русском.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем,—
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Иван Бауков
Поэзия Великой Отечественной войны - это хор. Как в полифоническом хоре звучат голоса разных и всё же в чем-то близких друг другу поэтов.
Сборник поэзии Отечественной войны и первых послевоенных лет - это энциклопедия жизни народа, каждое стихотворение фрагментно, собранные вместе, они создают величественную гигантскую фреску.
А.Толстой говорил: " Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе всё больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, – всё настоятельнее требует от своей литературы больших слов».
Поэты жили одной судьбой с народом : работали непосредственно на фронте - в армейских и фронтовых газетах (А.Твардовский, А.Сурков, К.Симонов, С.Кирсанов, И.Сельвинский, С.Щипачев), в жесточайших условиях блокады в осажденном Ленинграде (Н.Тихонов, А.Прокофьев, О.Берггольц, В.Инбер), были военными корреспондентами центральных газет (А.Жаров, И.Уткин, С.Михалков и другие).
Просто удивительно, какой насущной потребностью среди воюющих солдат, тружеников тыла была тяга к поэтическому творчеству. Это ли не свидетельство их силы духа, их неиссякаемой веры в победу, в будущее.Неизменен мотив всех фронтовых стихов - "мы победим!"Но не меньше, чем смысл стихов, свидетельствует о вере в победу сам факт столь массового, можно сказать, героического художественного творчества. Такого ещё не было в истории народов и в истории мировой литературы.
Руками, огрубевшими от стали...
1
Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш...
...Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова…
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова,
И задохнется от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя и печали,
Огнем не прокаленный, как кузнец,
Он предкам позавидует едва ли,
Услышав, как в стихах поет свинец,
Как дымом пахнет все стихотворенье,
Как хочется перед атакой жить…
И он простит мне в рифме прегрешенье…
Он этого не сможет не простить.
2
Пускай в сторонку удалится критик:
Поэтика здесь вовсе ни при чем.
Я, может быть, какой-нибудь эпитет —
И тот нашел в воронке под огнем.
Здесь молодости рубежи и сроки,
По жизни окаянная тоска…
Я порохом пропахнувшие строки
Из-под обстрела вынес на руках…
Сергей Орлов
И совершенно справедливо писал о фронтовой поэзии один из неутомимых собирателей народной поэзии И.Доронин: "Творчество фронтовиков покоряет. Это подлинное народное творчество, изумительное, неповторимое, единственное в своем роде, уникальное творчество. Священным пламенем солдатских сердец горит оно".
Мое поколение
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Семен Гудзенко
Среди лирических произведений, созданных в годы войны, особенно замечательны по силе проявления стойкости и мужества характера человека стихи, написанные в фашистских застенках, в плену. И нельзя не согласиться с одним из исследователей поэзии Великой Отечественной войны А.Абрамовым, что "...душа народа и в самой нечеловеческой обстановке не теряла надежды, жила светом грядущей победы и слагала об этом стихи и песни...Некоторые из них обладают властным и горьким правом последнего слова. Впечатление, производимое такими стихами, неизгладимо".
Очевидец
Сам с собой
Возбужденно толкую —
Без пера и бумаги
Пишу.
Лишь согретую сердцем
Строку я
В самодельный блокнот заношу.
Всё в стихи
Я хочу переплавить:
Пытки ночью,
Расстрел поутру...
Пусть топорно!
Успею поправить,
Если в лагере сам не умру.
Верю:
Стих мой,
Со временем споря,
Из неволи
Вернется домой —
Очевидец великого горя,
Преступлений свидетель живой.
Николай Фомичев
В ходе войны были созданы самые разнообразные произведения песенного жанра. Поэты создавали проникновенные лирические песни о родине, о родном доме, солдатской дружбе и товариществе, о любви к далёкой подруге.
Ты пишешь письмо мне
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая.
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...
Иосиф Уткин
Песни военного времени были верным оружием борьбы, помогали стойко преодолевать трудности на пути к победе, выражали самую суть духовной жизни, чувств и переживаний сражающегося народа. Вот почему они и по сей день остались в душе и памяти народной, сохранив живой отсвет и звучание грозных пламенных лет.
Немало поэтов погибло, защищая Родину. И даже в условиях фашистской неволи они непреклонно верили в победу, жили и боролись ради неё.
Стихи авторов "фронтового поколения" своеобразны по тематике, жанрам, стилевым особенностям, и вместе с тем есть в них нечто общее, определяемое самим временем и единством судьбы, нравственного и эстетического идеала, заложенными тогда основами поэтического видения и мироощущения. Сама поэтика их стихов рождалась там, в блиндажах и окопах, на переднем крае, в жестоких боях, под артиллерийским обстрелом.
Связь
Есть годы роковые для России.
В них – словно провидение само.
Они ей столько горя приносили,
Что сердце жгут, как свежее клеймо.
В далеком веке, на лесной опушке,
Ударил выстрел в тишине седой,
И в снег упал сраженный пулей Пушкин...
И был тот черный год – тридцать седьмой.
Еще и боль утихнуть не успела,
Как вновь курок поставлен был на взвод,
И Лермонтов, попав в тиски прицела,
Погиб с презреньем... Сорок первый год.
А век спустя, в тридцать седьмом, средь буден
Шли на смерть в одиночку и толпой
Поэты, полководцы, просто люди...
Все так же — оклеветаны молвой.
А в сорок первом... Нет, неисчислимы
Потери в ту багровую пургу.
Так много жертв Победе принесли мы,
Что я дышать от боли не могу.
Грохочет время, утекают воды...
Я на детей смотрю порой, боясь:
Вдруг в нынешнем столетье, в те же годы
Проявится все та же злая связь...
Борис Шишаев
Одна минута до войны
В лесу, где стелется душица,
Замрут секунды тишины.
И закричит тревожно птица –
Одна минута до войны.
К рассвету сон нещадно крепок
И руки тянутся к теплу.
Еще шрапнель не режет веток
В четыре ровно – поутру.
Еще не слышен шум моторов
И у плененных нет вины.
Все это скоро. Очень скоро.
Одна минута до войны.
Дмитрий Плоткин
Перед войной, как будто в знак беды...
Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.
...Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые…
Прошла война. А ты все плачешь, мать.
Александр Твардовский
Послевоенная песня
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
Р. Рождественский
Виктория
...Война всегда бывает не права,
За павших и живых она в ответе.
Моя Россия – женщина-вдова,
Мы все – её потерянные дети.
Лежат медали старые в пыли.
И письма пожелтели фронтовые
Мальчишек, что из боя не пришли,
Девчонок, что спасали честь России.
Молчат сегодня наши старики,
Прошедшие войну отцы и деды,
Оставшиеся жить фронтовики –
Богатыри, ковавшие Победу.
Когда приходит новая весна
И птицы возвращаются под крыши –
У Вечного огня опять война,
И я её разрывы сердцем слышу.
Константин Паскаль
Судья
Упал на пашне у высотки
суровый мальчик из Москвы;
и тихо сдвинулась пилотка
с пробитой пулей головы.
Не глядя на беззвездный купол
и чуя веянье конца,
он пашню бережно ощупал
руками быстрыми слепца.
И, уходя в страну иную
от мест родных невдалеке,
он землю теплую, сырую
зажал в коснеющей руке.
Горсть отвоеванной России
он захотел на память взять,
и не сумели мы, живые,
те пальцы мертвые разжать.
Мы так его похоронили —
в его военной красоте —
в большой торжественной могиле
на взятой утром высоте.
И если правда будет время,
когда людей на Страшный суд
из всех земель, с грехами всеми,
трикратно трубы призовут,—
предстанет за столом судейским
не бог с туманной бородой,
а паренек красноармейский
пред потрясенною толпой,
держа в своей ладони правой,
помятой немцами в бою,
не символы небесной славы,
а землю русскую свою.
Он все увидит, этот мальчик,
и ни йоты не простит,
но лесть от правды, боль от фальши
и гнев от злобы отличит.
Он все узнает оком зорким,
с пятном кровавым на груди,
судья в истлевшей гимнастерке,
сидящий молча впереди.
И будет самой высшей мерой,
какою мерить нас могли,
в ладони юношеской серой
та горсть тяжелая земли.
Ярослав Смеляков
Использованные материалы:
1.Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет/ Сост. В.М.Курганова; Вступ.статья Е.М.Винокурова; Под общ. ред. Е.М.Винокурова. - М.: Сов.Россия,1990
2.Лирика военных лет. Стихи советских поэтов (1941 - 1945). Предисловие, составление и примечания В.А.Зайцева и В.И.Фатющенко . - М.: Изд-во Моск.ун-та,1985
Шарандина Валентина Владимировна
Нилова Ольга Александровна