МБОУ Павловская СОШ №3
Творческая разработка урока чтения.
Тема: Г.Х. Андерсен Дикие лебеди
(4 класс)
Учитель начальных классов
МБОУ ПСОШ №3
Степкина Наталья Михайловна
2013-2014 уч. г.
Творческая разработка урока чтения.
Творческая мастерская.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи,
На свете добрых больше станет.
Тема: Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
Цели:
1. Работать над содержанием сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», способствовать лучшему пониманию темы и идеи произведения, разобрать основные проблемные вопросы сказки, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли.
2. Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус.
3.Воспитывать чувство добра, любви, долга по отношению к своим близким.
Оборудование:
Карточки с творческими заданиями для групповой работы, карточки с проблемными вопросами по содержанию произведения, портрет Г.Х.Андерсена, иллюстрация к сказке «Дикие лебеди», диск с записью медленной мелодии, гитара, плакат для сравнительной характеристики главных героинь сказки «Мир Добра и Мир Зла», запись на доске (эпиграф), репродукции пейзажей , микрофон для «корреспондентов».
Это не первый урок по произведению , а скорее- последний, заключительный. Дети знакомы с содержанием сказки, на предыдущих уроках они составляли портретные характеристики героев, находили описания природы, помогающие раскрыть настроение персонажей и автора, работали над композицией, наблюдали над языком художественного слова произведения. И как итог- творческая мастерская- урок, построенный по технологии развивающего обучения. В процессе творчества дети имеют возможность попробовать свои силы и способности в роли художников, композиторов, журналистов, людей талантливых и одарённых. Задача учителя – помочь поверить ребёнку в его талант, в его одарённость. Это трудная задача, но необходимая для успешной работы с произведением на данном уроке.
Для того, чтобы создать условия, наиболее благоприятные для правильного восприятия и понимания текста, для концентрации внимания и интереса детей, для создания творческой атмосферы в классе необходим особый эмоциональный настрой. (Высокий эмоциональный тонус –это не украшение урока, а необходимое условие в системе Л.В. Занкова) Поэтому начало урока должно быть необычным.
Звучит медленная спокойная музыка, учитель читает выразительно , эмоционально конец сказки: «Белые лебеди спустились с неба! Она невиновна!...» Выдерживая паузы, тонко управляя своим голосом, применив артистические способности, учитель заставляет детей, преодолев время и пространство, стать незримыми свидетелями происходящего. Во время чтения дети невольно обращаются к иллюстрации к сказке на доске, которая помогает им воссоздать в своём воображении более полную картину, представить персонажей произведения. Чтение длится не более 2-3 минут, учитель замолкает, а в классе ещё некоторое время стоит тишина…
Такие ситуации на уроке, как мне думается, могут «разбудить» самых флегматичных детей, даже у них появится порыв к творчеству, им захочется поделиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями, переживаниями. Если учителю это удалось – это большая удача, дети готовы творить!
-Вы, конечно же, догадались, откуда этот отрывок. О чём он?- продолжает учитель.( Здесь важно выслушать мнения детей, понравилась ли им сказка или нет.)
-Чем вас поразило произведение? Чем удивило? Что не понравилось и почему?
Постепенно учитель переходит к постановке целей и задач урока , т.е., поясняет детям, что интересного их ждёт на предстоящем уроке, что они узнают нового.
-Представьте себе, что наш класс превратился в творческую мастерскую, в которой собрались умные, талантливые, творческие люди: художники, композиторы и журналисты. Вам предоставляется такая возможность попробовать себя в их роли.
В классе парты заранее расставлены в 3 ряда, поэтому учителю не трудно разделить детей на 3 творческие группы, каждая из которых получает своё творческое задание на карточках.
Художники.
1.Найти в тексте сказки описания природы-пейзажи.
2. «Нарисовать» словами эти картины, передавая их характер и настроение.
Композиторы.
1.«Сочинить» музыку к наиболее понравившимся эпизодам сказки.
2.Передать её настроение и характер,используя слова:
Медленная – быстрая
Грустная –весёлая
Тихая-громкая
Спокойная- тревожная
Добрая-злая
Нежная-тяжёлая, грубая.
Для того, чтобы облегчить задачу художникам, можно заранее на карточке записать страницы учебника с описаниями природы. Это сэкономит время на уроке.Этой творческой группе детей предстоит нелёгкая задача, поэтому в помощь можно дать им несколько репродукций известных художников, похожих на описания природы сказки «Дикие лебеди».
-От вас потребуется большое воображение, фантазия.Всё, что вы будете «рисовать», вы должны мысленно себе представить, а затем «показать» нам пейзажи в цвете, передавая характер и настроение. Ведь природа, как человек, бывает в разном расположении духа, её только надо тонко чувствовать. Вот это вам и предстоит.
1. «Ность в лесу» ( «В лесу было тихо и тепло…»)
2. «Лесной ручей» ( «Невдалике слышалось журчание ручья…»)
3. «Чаща леса» ( «Скоро она зашла в самую чащу леса…»)
4. «Море» ( «Вот надвигается на небо большая туча…»)
Вторая творческая группа- композиторы. Им также даётся своё задание: -Вы должны «написать» прекрасную музыку к сказке. Но делать это вы будете не с помощью нот, а с помощью слов. Помогать вам в этом будет карточка с опорными словами.
-Какие инструменты вы услышали?
-Какого, по вашему мнению, цвета музыка?
Дети должны тонко прочувствовать выбранный ими отрывок, для того, чтобы «сочинить» к нему музыку. А потом передать словами так, чтобы её (музыку) смогли «услышать» все присутствующие, опираясь при этом на текст сказки, подтверждая цитатами из текста произведения.
Третья творческая группа –журналисты. Для них своё творческое задание.
Журналисты.
Взять интервью у главных персонажей сказки «Дикие лебеди»
В своей группе ребята должны выбрать одного журналиста и несколько героев сказки, составить ряд вопросов, самых разных и интересных к персонажам и самим постараться ответить на них,показать интервью. Ситуация фантастическая: журналист из нашего времени неведомыми силами переносится в сказку. Какие вопросы его интересуют? Какие проблемы тревожат? Дети – маленькие артисты и они смогут показать это самым лучшим образом. Если задания всё же вызовут затруднение, то можно подсказать несколько проблемных вопросов. Например:
1.-Почему вы выгнали детей из родного дома?
(Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей?
(Вопрос королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все испытания и трудности?
(Вопрос Элизе) и т. д.
Для того,чтобы детям помочь войти в роль, представить себя на месте короля, мачехи, принцессы, можно приготовить для них небольшой реквизит (корона для отца, веточка крапивы для Элизы, чёрная вуаль для мачехи или что-то ещё.)
В творческой мастерской закипела работа. Детям даётся некоторое время на подготовку и обдумывание своих заданий. Звучит музыка, которая не мешает, а только помогает творческому процессу. Затем поочерёдно художники, композиторы и журналисты выносят на суд зрителей свои словесные работы.
Задания такого типа развивают художественный вкус, учат детей воспринимать и ценить прекрасное как в искусстве, так и в жизни, чувствовать настроение автора и передавать свои впечатления в устной форме. Учителю необходимо дать детям большой простор для проявления самостоятельности. Самостоятельность выразится в умении подбирать из текста материал, подробно проанализировав его, стилистически правильно оформлять свои мысли. Смогут ли дети увидеть незаметные для равнодушного глаза подробности неброской красоты природы и создать незабываемые картины? Думаю, что с этим они справятся, учитель им, обязательно, в этом поможет.
Творческая мастерская продолжает свою работу.
-Незаметно наш класс превращается в мыслительный, проблемный центр.
Каждая группа получает проблемные вопросы по сказке. По каждому из них ребята должны высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.
Вопросы:
1.Как вы думаете, любил ли молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь? Как бы вы поступили на его месте?
2.Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома? Как бы вы поступили на его месте?
3.Смогли бы вы, будь на месте Элизы, преодолеть все трудности и испытания, выпавшие на её долю?
4.Как вы думаете,есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза? Где вы оних слышали? Где вы с ними встречались?
В классе должен завязаться спор, в процессе которого дети учатся рассуждать вслух, отстаивать свою точку зрения. Достоинство этих рассуждений в искренности отвечающих, в участливом и активном отношении к проблемам, поставленным перед нами автором. Учитель не должен навязывать детям своё мнение, а только лишь помогать им формулировать свои мысли правильно и красиво, помогать преодолевать неизбежные трудности. При этом совершенствуется монологическая речь учащихся.
-Спасибо за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при своём мнении. Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.-Звучат, как награда, слова благодарности учителя.
Следующий этап урока- обобщающий, в котором дети вместе с учителем составляют сравнительную характеристику двух персонажей сказки: Элизы и мачехи. Тем самым, они сравнивают Мир ДОБРА и Мир ЗЛА, которые и в сказке, и в жизнинаходятся в постоянной борьбе, противостоят друг другу. (Приложение1.)
-Чего в сказке больше?
-Задумайтесь, какие черты характера есть в вас?
Дети анализируют свои поступки: к какому миру принадлежат они? Им очень хочется быть хоть чуточку похожими на главную героиню- Элизу. В сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни? Вот ещё один вопрос для размышления, ещё одна проблема: почему в жизни часто происходит наоборот? На этот вопрос им ещё предстоит ответить.
Завершается урок чтение творческих работ, отзывов о прочитанном (домашнее задание). Пусть в этих мини – сочинениях есть нарушение логики, стилистические недочеты, но это – творчество! Маленький творец раскрепощён, он откровенно делится своими чувствами, мыслями, переживаниями.
Как бы подводя итог, в исполнении учителя звучит песня.
Я хотел придумать сказку
Про тебя, хрустальный замок,
Заселить тебя и добрым стать волшебником
Только в сказке, только в сказке
Всё бывает, как захочешь.
Только в сказке, только в сказке
Всё сбывается.
Но какой такой волшебник
Может сказку сделать вечной?
Даже в сказке, даже в сказке
Всё кончается!
Приложение 1
МИР ДОБРА МИР ЗЛА
ЭЛИЗА МАЧЕХА
ЛЮБОВЬ НЕНАВИСТЬ
НЕЖНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
ЛАСКА ХИТРОСТЬ
КРАСОТА ЭГОИЗМ
ПРЕДАННОСТЬ РАВНОДУШИЕ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ КОРЫСТЬ и т. д.