Урок чтения в 3 классе «Х.К. Андерсен "Гадкий утенок"»
[Введите название документа]
Ханс Кристиан Андерсен «Гадкий утенок»
Автор: Миннигалиева Наталия Аркадьевна
учитель начальных классов
Номинация: «Вдохновение ИТ»
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3
Пояснительная записка.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Современный школьник проводит массу времени за компьютером. При использовании ИКТ-технологий в период обучения младших происходит одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию. Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
интерактивность и диалоговый характер обучения;
способность «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Таким образом, применение ИКТ и самостоятельной работы в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Технологическая карта урока.
Данные об учителе:Миннигалиева Наталия Аркадьевна, МБОУ «Ершовская средняя общеобразовательная школа» УР.
Предмет: Литературное чтение. Класс: 3.
Тема урока: Х.К. Андерсен «Гадкий утенок». Тип урока: решение частных задач.
Технология: проектно-исследовательские методы.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, ноутбуки, таблицы оценочные, открытки, цветные карандаши, утята.
Ссылки для групп (односторонний сайт в Telegraph):
1 группа - http://telegra.ph/Gruppa-1-03-22
2 группа - http://telegra.ph/Gruppa-2-03-22-2
3 группа - http://telegra.ph/Gruppa-3-03-22-2
Ссылка для учителя (односторонний сайт в Telegraph) – http://telegra.ph/Gans-Kristian-Andersen-Gadkij-utenok-03-22
Ссылка на страницу онлайн доски Padlet - https://padlet.com/minnigalievamn/2pl7yipssboy
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
познакомить учащихся с творчеством и произведением Г.К.Андерсена «Гадкий утенок» |
1 уровень - совместное с учителем действие учащихся 2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Регулятивные |
Формировать: способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать отметки и оценки. |
1 уровень — совместное с учителем действие |
Познавательные |
формировать умение поиска и выделения необходимой информации |
1 уровень - совместное с учителем действие учащихся |
Коммуникативные |
формировать : уважение к другой точке зрения; формировать умение слушать и понимать речь учителя; отвечать на вопросы учителя в соответствии с грамматическими нормами языка; формировать владение монологической речью. |
2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Личностные |
формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; формировать желание участвовать в творческом, созидательном процессе; Развивать критическое мышление, чувства и эмоции; формировать положительную учебную мотивацию; формировать умение демонстрировать свою позицию; способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. |
2 уровень – совместные (групповые) действия |
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивауионно-целевой этап (3мин) |
Устный, положительный настрой на урок, беседа |
Фронтальная |
Формирует способность к самоорганизации. Проверяет готовность к уроку. http://telegra.ph/Gans-Kristian-Andersen-Gadkij-utenok-03-22 -Перед вами 2 смайлика со словами (приложение1). Распределите слова смайликам. -Какие слова подарили улыбающемуся смайлику? -А хмурому? Мотивирует на урок. -Какого смайлика берем на урок? -Почему не возьмем хмурого? Мередит сказал: «Хорошее настроение – это доброта и мудрость вместе». -Возьмите руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…» -Именно хорошее настроение нам поможет добиться высоких результатов. |
Настраиваются на работу. Распределение слов -Веселое, радостное, светлое, спокойное, доброе. -Грустное, капризное, печальное, сердитое, тревожное. Отвечают на вопросы. Читают дети высказывание Высказывают пожелания друг другу |
Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, самоконтролю. Познавательные: классификация объектов. |
2.Актуализация знаний. (6 мин). |
Практический, разгадывание кроссворда |
Работа в парах |
-Начиная урок, разгадайте кроссворд. -Кто автор этих сказок? -С какой сказкой познакомились дома? Проверка первичного усвоения текста. -Если утверждение верное, то вы ставите знак «+», если утверждение неверное, то знак «-«. -Эту сказку написал Шарль Перро? (-) -Утенок был самым прекрасным птенцом двора? (-) -Утенка не любили и обижали другие обитатели двора? (+) -утенок ушел со двора? (+) -Его приняли к себе жить курица и кот? (-) -Утенок любовался прекрасными лебедями на озере.(+) -Утенок улетел со стаей уток на юг? (-) -Ему мешала зимовать лиса? (-) -Утенок увидел отражение в воде лебедя? (+) |
Разгадывают кроссворд (работают в парах по карточкам) (приложение 2) Отвечают на вопросы. Работают в тетрадях. Проверяют по доске (- - + + - + - - +) |
Познавательные: делают выводы на основе обобщенных знаний. |
3.Сообщение темы урока. Определение целей урока. ( 2мин) |
Устный, монолог. |
Фронтальная |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. -Сегодня на уроке мы: Познакомимся… Узнаем… Сможем поразмышлять… |
Обсуждают тему урока. Формулируют цели. |
Регулятивные: самостоятельно ставят познавательные цели. Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы. |
4.Распределение ребят по группам. ТБ. (5мин) |
Устный, беседа |
Фронтальная |
Распределяет по группам. -На столе у каждого цветной утенок (приложение 3), -Пересядьте за тот стол, за которым такого же цвета взрослая утка. Учитель знакомит ребят с самостоятельной работой в Telegraph. Учитель разъясняет обязанности каждого участника группы. -Андерсен сказал: «Всяк хорош по своему!». -Я надеюсь, что каждый из вас справиться с данной ролью. -Вспомним правила работы в группе. -Помогайте друг другу, слушайте друг друга, сделайте работу интересной. -Полученные результаты выкладываем на стену и заполняем карту успеха (приложение 5) – красным цветом «Отлично», зеленым цветом «Хорошо», синим - «Подумай». -У каждой группы открыт сайт, не забываем о технике безопасности. Внимание на экран. |
Рассаживаются по группам. Учащиеся распределяют роли (докладчик, оформитель, чтец, часовой), на каждом новом этапе роли меняются по часовой стрелке (приложение 4 - бейджики) Вспоминают правила работы в группе. Смотрят видеоролик о ТБ. |
Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства, оценивают правильность выполнения действий |
5. Поисково-исследовательский этап. 1) Знакомство с биографией (5 мин). |
Практические, работа с текстом |
Групповая |
-Познакомьтесь с биографией автора сказки «Гадкий утенок», присоединитесь к стене по ссылке, допишите на стене пропущенные слова и выразительно прочитайте об авторе. -Время ограничено, 5 минут. -Оцените работу в Карте – успеха.. |
Читают, присоединяются к стене по ссылке https://padlet.com/minnigalievamn/2pl7yipssboy , вставляют пропущенные слова в тексте. Представитель каждой группы представляет свою работу. Оценивают работу в таблице |
Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, сопоставлять материал, который будет использован в исследовании. Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства, оценивают правильность выполнения действий |
2)Сходство биографии автора с историей гадкого утенка (12 мин). |
Практические, работа с текстом |
Групповая |
-Записали эпизоды из жизни автора. -Подберите соответствующие эпизоды из истории о гадком утенке и запишите их на стене. -Почему автор назвал эту сказку автобиографической? -Что помогло добиться успеха автору? -Оцените свою работу. |
Меняются ролями. Подбирают соответствующие эпизоды, оформляют записи. Выступают со своей работой. Отвечают на вопросы. (Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, играл один. Но он добился успеха). (Его трудолюбие, талант, благородство). Оценивают работу. |
Регулятивные УУД: анализировать условия задания, принимать способ решения проблемы. Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для сравнения, выполнять упражнения, обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; участвуют в учебном диалоге. |
3)Викторина (4 мин) |
Практическая, разгадывание викторины |
Групповая |
-Ребята пройдите по ссылке http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-skazke-gadkij-utenok на викторину, ответьте на вопросы. -Оцените свою работу в таблице успеха - 100 процентов - 80-99 процентов - 60-79 процентов |
Меняются ролями. Отвечают на вопросы викторины. Оценивают работу |
Регулятивные УУД: Формирование адекватной самооценки, осознанности учения; адекватное реагирование на трудности. |
6.Рефлексивно-оценочный этап. 1) Итог урока (5 мин) |
Беседа |
Фронтальная |
Подводит итог урока. -Поблагодарите ребята друг друга рукопожатием. -Огромное Вам спасибо за плодотворную работу! -Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов: На уроке я работал активно. Своей работой я доволен. Понравилось работать в группе. Хорошо работала моя группа. Мне понравился урок. -А на сколько, хорошо, работала ваша группа, прикрепите ваши оценочные таблицы к вашей уточке, и мы увидим ваши результаты. |
Благодарят друг друга рукопожатием. С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке (положительный ответ показывают веселого смайлика, отрицательный – хмурого смайлика). Прикрепляют на доску таблицы, делают вывод полученных результатов. |
Личностные: проводят нравственно- эстетическое оценивание усвоенного содержания. Регулятивные УУД: Формирование адекватной самооценки, осознанности учения; адекватное реагирование на трудности. |
2) Домашнее задание (3 мин) |
Беседа |
Фронтальная |
-Дома вы продолжите работу со сказкой. Нарисуйте к понравившемуся эпизоду рисунок в программе для рисования «Брашечка», прикрепите его к стене и озвучьте его. -Вижу у всех хорошее настроение, Маша из мультика «Маша и медведь» дарит Вам за работу свою фразу – открытку. |
Слушают, сохраняют ссылку стены на флешку. http://brushechka.ru – программа для рисования Получают открытки. |
Коммуникативные: оформляют рисунки, озвучивают их; участвуют в устном диалоге. |
Список информационных ресурсов:
https://ru.padlet.com/dashboard - онлайн доска Padlet
https://padlet.com/minnigalievamn/2pl7yipssboy - ссылка на страницу онлайн доски Padlet
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-skazke-gadkij-utenok - викторина
https://www.youtube.com/watch?v=FyLYXvHHuJs - видеоролик работа за компьютером
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?edit=BD24EC6C03B929CB&pin=7841F55B - кроссворды
утка картинки для детей - утята
все непременно будет хорошо потому что плохо меня не устраивает - открытка Маши
http://brushechka.ru – программа для рисования
Приложение 1.
веселое
светлое
сердитое
радостное
тревожное
доброе
грустное
печальное
спокойное
капризное
Приложение 2.
Кроссворд «Сказки»
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
1 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
2 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||
X |
3 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
4 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||
X |
X |
X |
X |
5 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
6 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||
X |
X |
7 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||||
8 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
1. ... утенок.
2. ... королева.
3. Дикие...
4. ... Лукойе.
5. ... на горошине.
6. Калоши...
7. Цветы .... Иды.
8. Стойкий .... солдатик.
Приложение 3.
Приложение 4.
Докладчик
Оформитель
Часовой
Чтец
Приложение 5.
Карта успеха.
№ группы |
Биография автора |
История о гадком утенке |
Викторина |