12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каврижкина Ольга Борисовна100
Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №6 им.К.Минина"
Россия, Нижегородская обл., Балахна
3

Урок литературного чтения «Лебедь, Щука и Рак»



Урок литературного чтения по теме :

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

в 4 «А» классе

Учитель: Каврижкина Ольга Борисовна

Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак ».

Тип урока: Комбинированный урок.

Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

Цели и задачи урока:

продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя;

познакомить учащихся с новой басней И.А Крылова, вспомнить другие, изученные ранее;

создавать на уроке благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

развивать у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

развивать навыки выборочного и выразительного чтения;

воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;

развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;

Оборудование:

-- учебник

презентация к уроку;

карточки для рефлексии;

карточки для работы с текстом:

?

Слова с незнакомым лексическим значением

!

Интересное (веселое, грустное, страшное ...)

[ … ]

Главная мысль

План урока

1.Организационный момент, психологический настрой на урок.

2.Стадия вызова (работа с пословицами)

3.Повторение об особенностях басен. (Работа в парах )

4.Проверка домашнего задания.

5.Сообщение темы и целей урока.

6.Работа по теме урока

а) Первичная проверка восприятия

б) Приём « Инсерт» (Работа в парах)

в) Словарная работа

7.Закрепление изученного материала.

8.Физкультминутка.

9.Сравнение басен». ( Групповая работа)

10. Рефлексивно- оценочная часть

Этап рефлексии

Этап оценивания

11.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие ребята, гости, друзья. Я рада видеть вас.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Психологический настрой на урок:

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, а потом говорю,

Умею слушать мнение других.

-Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)

2.Стадия вызова

- Прочитайте пословицу, записанную на слайде: (слайд 3)

Ученье — свет, а не ученье — тьма .

-Знакома она вам? Как вы понимаете смысл пословицы? (Свет олицетворяет, представляет знания , образование , полученные в результате учения; тьма — невежество)

-Найдите в пословице однокоренные слова: (слайд 3)

УЧЕНЬЕ

НЕ УЧЕНЬЕ

-Подберите еще несколько однокоренных слов (ответы детей)

-Я предлагаю в эту группу однокоренных слов внести еще одно слово: ПОУЧЕНИЕ

-Подумайте над лексическим значением этого слова. Что такое поучение? ( Наставление, назидательный совет, нравоучение).

-В каких случаях поучают?

-Где мы встречались со словом «ПОУЧЕНИЕ»? ( На уроках литературного чтения, в баснях)

3.Повторение об особенностях басен.

-Вспомним, что мы знаем о басне?

-Посмотрите на слайд и выберите признаки, которые относятся к басне. (Слайд 4)

/ Работа в парах /

-Зачитайте ,что такое басня? (Представляют свой вариант ответа несколько пар)

Слайд 5 — проверка: Что такое басня?

-Какой признак, особенность басни вы еще можете добавить к сказанному? (Аллегория — иносказание). Что это за прием? Что такое аллегория? (Это прием, когда изображают животных, а имеют в виду людей и высмеивают человеческие пороки, недостатки, черты характера)

-Кто впервые использовал этот прием? (Эзоп)

-Басни каких авторов мы читали, разбирали, анализировали на уроках литературного чтения? (Басни Эзопа и Крылова)

Слайд 6

-Вспомните, кто такой Эзоп? ( Древнегреческий ученый, писатель — баснописец,

философ, 6 век до н.э.)

-С какими баснями этого писателя мы познакомились? ( «Ворона и кувшин», «Мальчик вор и его мать», «Лисица и Козел»)

-Что вы можете сказать об И.А. Крылове? ( Это великий русский баснописец 19 века; ответы

детей).

-Вспомните, пожалуйста, сколько басен он написал? (более 200 басен)

-С какой басней И. А.Крылова мы уже познакомились? («Мышь и Крыса»)

4.Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были прочитать эту басню по ролям. ( Дети читают басню)

-Какова же мораль этой басни? Прочитайте.

-Какое человеческое качество здесь осуждается? (В образе Крысы изображается трусость)

5.Сообщение темы и целей урока.

а) Слайд 7.

-Кого вы видите на следующем слайде? (Лебедь, Щука и Рак)

-Догадались с какой новой басней нам предстоит познакомиться на уроке?

-Совершенно верно. Наш урок будет посвящён изучению басни И.А .Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

-Что общего у этих героев? (Место их обитания, они живут в воде)

б) Слайд 8.

-Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что герои пытаются сделать? (Пытаются сдвинуть

телегу с места)

-Предположите, получится у них сдвинуть телегу или нет? (Ответы детей)

-А вот что рассказал об этом сам И.А. Крылов. (Чтение басни учителем)

6.Работа по теме урока

а) Первичная проверка восприятия

-Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться?

-Какое событие описывает И.А .Крылов?

б) - В этой басне, так же как и в других произведениях, есть непонятные по значению слова.

-С чего начнем работу? ( С объяснения этих слов)

-Я предлагаю вам внимательно прочитать басню и сделать пометы карандашом: /Работа в

парах/

?

Слова с незнакомым лексическим значением

!

Интересное (веселое, грустное, страшное ...)

[ … ]

Главная мысль

в) Слайд 9 - Словарная работа

Лад — согласие, мир.

Поклажа — вещи, груз, багаж.

Воз — телега, повозка.

Впряглись — сами запряглись в повозку, чтобы перевезти груз.

Ныне — в настоящее время, теперь, до сих пор.

-Что было интересного в басне? ( Ответы детей)

-Случайно ли автор подобрал именно этих героев для своей басни? Подумайте. (Все герои живут в воде → должны быть друзьями, товарищами)

-Как Крылов называет их в своей басне? (товарищи)

-Найдите в тексте и прочитайте слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

7.Закрепление изученного материала.

а) Слайд 10 — Образ героев.

«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, быстрый, сильная птица.

«Рак пятится назад» - идет назад , неповоротливый, медлительный.

«Щука тянет в воду» - упрямая, знает только свое дело.

-Обратите внимание на подчеркнутые слова, которые точно передают характер героев.

-Какую работу они хотят выполнить? Прочитайте.

-Как они это делают? Какими словами описано усердие героев басни?

-Получилось ли у них сдвинуть телегу с места?

-В тексте есть слово, которое подсказывает, что можно было эту работу выполнить. Найдите и прочитайте это слово. (Товарищи)

-Почему «Воз и ныне там»? (В них нет согласия, герои не смогли договориться между собой)

8.Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

(наклон вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

б) Слайд 11

-Что такое мораль? (Поучительная часть басни)

-Чему учит данная басня? Прочитайте, то что вы отметили во время работы с текстом.

-Как вы понимаете смысл морали? (Взаимопонимание)

-Почему названия животных в басне написаны с большой буквы? (Под животными

подразумеваются люди)

-Какой прием здесь использовал автор? (Аллегория)

-Какие человеческие качества осуждаются в этой басне? (Упрямство, неумение

договариваться друг с другом)

в) - Итак, на уроке мы познакомились с новой басней.

-Я вам её читала, мы анализировали.

-Какой вид работы над басней вы можете предложить еще? ( Наизусть, чтение по ролям,

выразительное чтение)

Гимнастика для глаз (релаксация)

-Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно читайте до 5.

- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я

хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,

посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них

(20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».

-Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

-А теперь, кто хочет попробовать прочитать басню выразительно? (Чтение 2-3 человека)

(Оценивание)

г)- Для чего и зачем пишут басни?

-С какой целью Эзоп и Крылов писали басни? (Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подумать, как от них избавиться)

-Как Андерсен характеризовал басню? (Басня — чудесное зеркало)

9.Сравнение басен

-Как вы думаете, басни И. Крылова и Эзопа имеют что-то общее, чем-то отличаются?

-Я вам предлагаю подумать и сравнить басни этих великих писателей. (Работа в группах)

Слайд 12

10.Итог урока. Рефлексия.

-К сожалению, наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами, ребята, вести диалог, рассуждать, мыслить. Спасибо вам.

-Я думаю, что у вас тоже есть, что мне сказать, поделиться своими впечатлениями:

Я узнал, что…

Мне было интересно…

Больше всего понравилось

Мне было трудно

( Учащиеся продолжают предложения по своему усмотрению, делятся впечатлениями

от урока).

В конце урока учитель раздает ученикам «бумажные сердечки» и предлагает выразить свои чувства, настроение, впечатления от урока.

Заключительное слово учителя:

Басни Крылова учат нас мудрости жизни.

Чтение его басен обогащает нас знаниями. Читать басни Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и нужное, важное о себе и людях.

11.Домашнее задание.

-Ребята, давайте вместе выберем домашнее задание, которое поможет вам поближе познакомиться с басней.

(выразительное чтение, заучивание)

Задание выбирают по желанию. Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454312363.ppt (Крылов 4 класс)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.