Урок литературного чтения в 4 классе «Лебедь, Щука и Рак»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения по теме :
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
в 4 «А» классе
Учитель: Каврижкина Ольга Борисовна
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак ».
Тип урока: Комбинированный урок.
Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.
Цели и задачи урока:
продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, делать выводы для себя;
познакомить учащихся с новой басней И.А Крылова, вспомнить другие, изученные ранее;
создавать на уроке благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;
развивать у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать навыки выборочного и выразительного чтения;
воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;
развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
Оборудование:
-- учебник
презентация к уроку;
карточки для рефлексии;
карточки для работы с текстом:
? |
Слова с незнакомым лексическим значением |
! |
Интересное (веселое, грустное, страшное ...) |
[ … ] |
Главная мысль План урока |
1.Организационный момент, психологический настрой на урок.
2.Стадия вызова (работа с пословицами)
3.Повторение об особенностях басен. (Работа в парах )
4.Проверка домашнего задания.
5.Сообщение темы и целей урока.
6.Работа по теме урока
а) Первичная проверка восприятия
б) Приём « Инсерт» (Работа в парах)
в) Словарная работа
7.Закрепление изученного материала.
8.Физкультминутка.
9.Сравнение басен». ( Групповая работа)
10. Рефлексивно- оценочная часть
Этап рефлексии
Этап оценивания
11.Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята, гости, друзья. Я рада видеть вас.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой на урок:
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю,
Умею слушать мнение других.
-Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)
2.Стадия вызова
- Прочитайте пословицу, записанную на слайде: (слайд 3)
Ученье — свет, а не ученье — тьма .
-Знакома она вам? Как вы понимаете смысл пословицы? (Свет олицетворяет, представляет знания , образование , полученные в результате учения; тьма — невежество)
-Найдите в пословице однокоренные слова: (слайд 3)
УЧЕНЬЕ
НЕ УЧЕНЬЕ
-Подберите еще несколько однокоренных слов (ответы детей)
-Я предлагаю в эту группу однокоренных слов внести еще одно слово: ПОУЧЕНИЕ
-Подумайте над лексическим значением этого слова. Что такое поучение? ( Наставление, назидательный совет, нравоучение).
-В каких случаях поучают?
-Где мы встречались со словом «ПОУЧЕНИЕ»? ( На уроках литературного чтения, в баснях)
3.Повторение об особенностях басен.
-Вспомним, что мы знаем о басне?
-Посмотрите на слайд и выберите признаки, которые относятся к басне. (Слайд 4)
/ Работа в парах /
-Зачитайте ,что такое басня? (Представляют свой вариант ответа несколько пар)
Слайд 5 — проверка: Что такое басня?
-Какой признак, особенность басни вы еще можете добавить к сказанному? (Аллегория — иносказание). Что это за прием? Что такое аллегория? (Это прием, когда изображают животных, а имеют в виду людей и высмеивают человеческие пороки, недостатки, черты характера)
-Кто впервые использовал этот прием? (Эзоп)
-Басни каких авторов мы читали, разбирали, анализировали на уроках литературного чтения? (Басни Эзопа и Крылова)
Слайд 6
-Вспомните, кто такой Эзоп? ( Древнегреческий ученый, писатель — баснописец,
философ, 6 век до н.э.)
-С какими баснями этого писателя мы познакомились? ( «Ворона и кувшин», «Мальчик вор и его мать», «Лисица и Козел»)
-Что вы можете сказать об И.А. Крылове? ( Это великий русский баснописец 19 века; ответы
детей).
-Вспомните, пожалуйста, сколько басен он написал? (более 200 басен)
-С какой басней И. А.Крылова мы уже познакомились? («Мышь и Крыса»)
4.Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были прочитать эту басню по ролям. ( Дети читают басню)
-Какова же мораль этой басни? Прочитайте.
-Какое человеческое качество здесь осуждается? (В образе Крысы изображается трусость)
5.Сообщение темы и целей урока.
а) Слайд 7.
-Кого вы видите на следующем слайде? (Лебедь, Щука и Рак)
-Догадались с какой новой басней нам предстоит познакомиться на уроке?
-Совершенно верно. Наш урок будет посвящён изучению басни И.А .Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
-Что общего у этих героев? (Место их обитания, они живут в воде)
б) Слайд 8.
-Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что герои пытаются сделать? (Пытаются сдвинуть
телегу с места)
-Предположите, получится у них сдвинуть телегу или нет? (Ответы детей)
-А вот что рассказал об этом сам И.А. Крылов. (Чтение басни учителем)
6.Работа по теме урока
а) Первичная проверка восприятия
-Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться?
-Какое событие описывает И.А .Крылов?
б) - В этой басне, так же как и в других произведениях, есть непонятные по значению слова.
-С чего начнем работу? ( С объяснения этих слов)
-Я предлагаю вам внимательно прочитать басню и сделать пометы карандашом: /Работа в
парах/
? |
Слова с незнакомым лексическим значением |
! |
Интересное (веселое, грустное, страшное ...) |
[ … ] |
Главная мысль |
в) Слайд 9 - Словарная работа
Лад — согласие, мир.
Поклажа — вещи, груз, багаж.
Воз — телега, повозка.
Впряглись — сами запряглись в повозку, чтобы перевезти груз.
Ныне — в настоящее время, теперь, до сих пор.
-Что было интересного в басне? ( Ответы детей)
-Случайно ли автор подобрал именно этих героев для своей басни? Подумайте. (Все герои живут в воде → должны быть друзьями, товарищами)
-Как Крылов называет их в своей басне? (товарищи)
-Найдите в тексте и прочитайте слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
7.Закрепление изученного материала.
а) Слайд 10 — Образ героев.
«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, быстрый, сильная птица.
«Рак пятится назад» - идет назад , неповоротливый, медлительный.
«Щука тянет в воду» - упрямая, знает только свое дело.
-Обратите внимание на подчеркнутые слова, которые точно передают характер героев.
-Какую работу они хотят выполнить? Прочитайте.
-Как они это делают? Какими словами описано усердие героев басни?
-Получилось ли у них сдвинуть телегу с места?
-В тексте есть слово, которое подсказывает, что можно было эту работу выполнить. Найдите и прочитайте это слово. (Товарищи)
-Почему «Воз и ныне там»? (В них нет согласия, герои не смогли договориться между собой)
8.Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
б) Слайд 11
-Что такое мораль? (Поучительная часть басни)
-Чему учит данная басня? Прочитайте, то что вы отметили во время работы с текстом.
-Как вы понимаете смысл морали? (Взаимопонимание)
-Почему названия животных в басне написаны с большой буквы? (Под животными
подразумеваются люди)
-Какой прием здесь использовал автор? (Аллегория)
-Какие человеческие качества осуждаются в этой басне? (Упрямство, неумение
договариваться друг с другом)
в) - Итак, на уроке мы познакомились с новой басней.
-Я вам её читала, мы анализировали.
-Какой вид работы над басней вы можете предложить еще? ( Наизусть, чтение по ролям,
выразительное чтение)
Гимнастика для глаз (релаксация)
-Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно читайте до 5.
- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я
хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».
- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,
посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них
(20-30 сек.)
- Закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
-Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.
-А теперь, кто хочет попробовать прочитать басню выразительно? (Чтение 2-3 человека)
(Оценивание)
г)- Для чего и зачем пишут басни?
-С какой целью Эзоп и Крылов писали басни? (Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подумать, как от них избавиться)
-Как Андерсен характеризовал басню? (Басня — чудесное зеркало)
9.Сравнение басен
-Как вы думаете, басни И. Крылова и Эзопа имеют что-то общее, чем-то отличаются?
-Я вам предлагаю подумать и сравнить басни этих великих писателей. (Работа в группах)
Слайд 12
10.Итог урока. Рефлексия.
-К сожалению, наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами, ребята, вести диалог, рассуждать, мыслить. Спасибо вам.
-Я думаю, что у вас тоже есть, что мне сказать, поделиться своими впечатлениями:
Я узнал, что…
Мне было интересно…
Больше всего понравилось
Мне было трудно…
( Учащиеся продолжают предложения по своему усмотрению, делятся впечатлениями
от урока).
В конце урока учитель раздает ученикам «бумажные сердечки» и предлагает выразить свои чувства, настроение, впечатления от урока.
Заключительное слово учителя:
Басни Крылова учат нас мудрости жизни.
Чтение его басен обогащает нас знаниями. Читать басни Крылова — значит стать умнее, узнать что-то новое и нужное, важное о себе и людях.
11.Домашнее задание.
-Ребята, давайте вместе выберем домашнее задание, которое поможет вам поближе познакомиться с басней.
(выразительное чтение, заучивание)
Задание выбирают по желанию. Здесь будет файл: /data/edu/files/x1454312363.ppt (Крылов 4 класс)