12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дрыга Татьяна Владимировна21
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы



Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

Обучающие:

- Обогащать знания, учащихся об истории возникновения кукол;


- Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;


-Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;


Развивающие:

- Развивать творческие и познавательные способности;


- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

- Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;


Воспитательные:

- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

- Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

- Обогащать словарный запас.


развивать эмоциональную сферу и творческие способности.

Задачи по работе с родителями:



Привлечь родителей к совместной деятельности, повысить компетентность родителей по теме проекта

Вид проекта: Информационно-творческий


Продолжительность: с 20 февраля 30апреля2022


Участники проекта: Обучающие в МБОУ ДО ЦРТДЮ по адресу ул. Стахановская, 16 педагоги, родители.


Предполагаемый результат:

- формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

- развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса учащихся к культуре русского народа

- создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой (альбом разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол; мини-музей «Куклы русского народа»).

- воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

- развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу


Главные принципы работы по нравственному воспитанию и условия

работы по реализации проекта.

- Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

- Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.



Содержательные линии проекта:

Образовательная – знакомит с историческими фактами происхождения куклы и её изменения в процессе эволюции.

Ценностная – помогает просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такая деятельность учит ребёнка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца, развитие мелкой моторики



Актуальность проекта:

Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов, и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

В семье – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.

С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

Исследователи приписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.


Механизм реализации проекта

Проблема:

Проанализировав уровень знаний детей об истории русского народа, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения показали, что необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа. С решением данной проблемы поможет справиться проект «Куклы русского народа», который знакомит детей с культурой и традициями 

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре сегодня необходимо. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.



Проект интересен тем, что состоит из семи блоков, каждый из которых представляет разные виды деятельности и реализуется в виде мероприятий в течение учебного года.

Первый блок «Путешествие в прошлое куклы». Вовлекает детей в изучение истории появления кукол на Руси. Вместе с педагогом ребята находят нужный материал: иллюстрации из книг, фото, видео презентации

Второй блок «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые)» - Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами. С их свойствами - рвутся, мнутся, режутся, кроятся. С видами - шерстяная, льняная, ситцевая. 

Третий блок совместно с педагогами центра, при участи родителей был изготовлена кукла «Масленица»

Четвёртый блок «Мастер классы» по изготовлению кукол с мамами и бабушками,

Пятый блок «Золотые руки» включает встречу с местной создательницей кукол

Шестой блок «Руки не для скуки» изготовление кукол вместе детьми.

Седьмой блок.





Основные направления проекта

- историко-краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;

- духовно-нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками

Формы работы, используемые при реализации проекта

- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы, выставки;

- мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

- коллективные творческие дела;

- изучение истории и культуры родного края.



Ресурсы

Технические ресурсы

- Техническое обеспечение центра.

- Кабинет, где есть возможность сохранять необходимые материалы, проводить заседания, работать в группах, работать над проектом.

- Мультимедийное оборудование.

- Фотоаппарат

- Музыкальный центр, ДВД.


Методическое обеспечение проекта

Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:

- использование комплекса методик по организации и проведению нравственного   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

- активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнёрства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и её влияние на воспитание (анкетирование).

Информационные ресурсы Информационная база центра, специальная литература, Интернет-ресурсы и онлайн-сервисы, сайт образовательного учреждения, позволят всегда найти необходимую информацию.

Аннотация Проект запущен с 20 февраля2022 года и посвящён нравственному воспитанию учащихся в МБОУ ДО ЦРТДЮ по адресу ул. Стахановская 16. Кукла – первая игрушка, она близка и понятна ребёнку. Поэтому в рамках проекта, с помощью презентации, дети побывали в увлекательном путешествии в прошлое. Познакомились с куклой. С историей появления рукотворной тряпичной куклы на Руси, ставшей частью народной традиции

t1684090068aa.jpgt1684090068ab.jpg

2. 25 февраля прошло знакомство и изготовление обереговой куклы. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу - оберег делали к определённому событию и в определённый день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При её изготовлении нельзя было пользоваться иглой. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.



t1684090068ac.jpg

t1684090068ad.jpg



3.Во время масленичной недели, учащиеся совместно с педагогами художественной направленности изготовили и нарисовали куклу оберег Масленица.

Это небольшая тряпичная кукла, которую делали в это же время, но хранили её целый год, поручая ей роль оберега дома, семьи и общего благополучия. Нужно лишь помнить, что истинное назначение куклы – участие в обряде проводов зимы

t1684090068ae.jpg





В дни весенних каникул, когда детям не нужно идти в школу поэтому мамы и бабушки имеют чуть больше свободного времени, у нас в центре для них прошли мастер классы по изготовлению обереговых кукол «Колокольчик», «Веснянка», «Баба- Яга»

t1684090068af.jpgt1684090068ag.jpg

t1684090068ah.jpg t1684090068ai.jpg

t1684090068aj.jpg

15 апреля состоялась встреча с жительницей нашего города, увлекающейся шитьём кукол разных поколений. Девочки с интересом рассматривали принесённых кукол. Спрашивали выкройки, мастерица поделилась своими секретами изготовления кукол.

t1684090068ak.jpg t1684090068al.jpg



20 апреля Изучив материал, познакомившись с рукодельницей, некоторые девочки решили самостоятельно дома сшить кукол и принесли их на выставку.

t1684090068am.pngt1684090068an.jpgt1684090068ao.jpg





t1684090068ap.jpg

t1684090068aq.jpg



Весёлым завершением проекта было получение дипломов об участии в интернет конкурсе, где почти все девочки получили призовые места.

t1684090068ar.jpg


Результаты-продукты:

Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- права и свободы человека и гражданина;

- знание народных традиций, гордость за свою стрвну.

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Количество мероприятий, проводимых по развитию художественных способностей.

3.Участие в региональных и федеральных конкурсах.







Экономичность проекта.

Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе центра. Для этого предоставлен кабинет, в котором имеются определённые условия для работы. Участники проекта могут пользоваться библиотекой и музеем.

Риски и ограничения реализации проекта

Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по социально- нравственному воспитанию.

       Оценка эффективности реализации проекта.

Эффективность участия учащихся в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, соревнованиях разного уровня.

Регулярное обсуждение хода реализации проекта в методическом объединении

Занятость учащихся в мероприятиях социально-нравственной направленности.

Заключение

Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи

воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления большого интереса к созданию куклы. Но если в результате педагогической работы, ребёнок будет располагать знаниями о названии места происхождения той или иной куклы, её особенности и значение, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена.

Самое главное приобретение человека в период ученичества - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства.









Список используемых документов и источников информации.

1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2.Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. «Детство-Пресс», 1999.

3. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет/

4. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. Москва 2002г.

Детская литература

5. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998.

6. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная»«Крупеничка»«Десятиручка»


Электронные (интернет) ресурсы:

7. Тряпичные куклы www.rukukla.ru

8. Тряпичные куклы www.krupenichka.ru

9. Тряпичная народная кукла: www.kukla-dusha.net

10. Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru .

11. Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru .





Опубликовано


Комментарии (1)

Панов Егор Игоревич, 15.05.23 в 04:51 2Ответить Пожаловаться
Замечательный интересный и познавательный проект, молодцы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.