Творческий проект «Кукла»
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы
Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Обогащать знания, учащихся об истории возникновения кукол;
- Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
-Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
Развивающие:
- Развивать творческие и познавательные способности;
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
- Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
- Обогащать словарный запас.
развивать эмоциональную сферу и творческие способности.
Задачи по работе с родителями:
Привлечь родителей к совместной деятельности, повысить компетентность родителей по теме проекта
Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 20 февраля 30апреля2022 Участники проекта: Обучающие в МБОУ ДО ЦРТДЮ по адресу ул. Стахановская, 16 педагоги, родители. Предполагаемый результат: - формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол; - развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям; - совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей - приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками; - повышение интереса учащихся к культуре русского народа - создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой (альбом разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол; мини-музей «Куклы русского народа»). - воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа. - развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу |
|
Главные принципы работы по нравственному воспитанию и условия работы по реализации проекта. - Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”. - Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков. - Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. |
Содержательные линии проекта:
Образовательная – знакомит с историческими фактами происхождения куклы и её изменения в процессе эволюции.
Ценностная – помогает просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такая деятельность учит ребёнка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца, развитие мелкой моторики
Актуальность проекта:
Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов, и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
В семье – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.
С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.
Исследователи приписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.
Механизм реализации проекта
Проблема:
Проанализировав уровень знаний детей об истории русского народа, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения показали, что необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа. С решением данной проблемы поможет справиться проект «Куклы русского народа», который знакомит детей с культурой и традициями
На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре сегодня необходимо. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Проект интересен тем, что состоит из семи блоков, каждый из которых представляет разные виды деятельности и реализуется в виде мероприятий в течение учебного года.
Первый блок «Путешествие в прошлое куклы». Вовлекает детей в изучение истории появления кукол на Руси. Вместе с педагогом ребята находят нужный материал: иллюстрации из книг, фото, видео презентации
Второй блок «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые)» - Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами. С их свойствами - рвутся, мнутся, режутся, кроятся. С видами - шерстяная, льняная, ситцевая.
Третий блок совместно с педагогами центра, при участи родителей был изготовлена кукла «Масленица»
Четвёртый блок «Мастер классы» по изготовлению кукол с мамами и бабушками,
Пятый блок «Золотые руки» включает встречу с местной создательницей кукол
Шестой блок «Руки не для скуки» изготовление кукол вместе детьми.
Седьмой блок.
Основные направления проекта
- историко-краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- духовно-нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками
Формы работы, используемые при реализации проекта
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы, выставки;
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- коллективные творческие дела;
- изучение истории и культуры родного края.
Ресурсы
Технические ресурсы
- Техническое обеспечение центра.
- Кабинет, где есть возможность сохранять необходимые материалы, проводить заседания, работать в группах, работать над проектом.
- Мультимедийное оборудование.
- Фотоаппарат
- Музыкальный центр, ДВД.
Методическое обеспечение проекта
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
- использование комплекса методик по организации и проведению нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
- активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнёрства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и её влияние на воспитание (анкетирование).
Информационные ресурсы Информационная база центра, специальная литература, Интернет-ресурсы и онлайн-сервисы, сайт образовательного учреждения, позволят всегда найти необходимую информацию.
Аннотация Проект запущен с 20 февраля2022 года и посвящён нравственному воспитанию учащихся в МБОУ ДО ЦРТДЮ по адресу ул. Стахановская 16. Кукла – первая игрушка, она близка и понятна ребёнку. Поэтому в рамках проекта, с помощью презентации, дети побывали в увлекательном путешествии в прошлое. Познакомились с куклой. С историей появления рукотворной тряпичной куклы на Руси, ставшей частью народной традиции
2. 25 февраля прошло знакомство и изготовление обереговой куклы. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.
Каждую куклу - оберег делали к определённому событию и в определённый день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При её изготовлении нельзя было пользоваться иглой. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
3.Во время масленичной недели, учащиеся совместно с педагогами художественной направленности изготовили и нарисовали куклу оберег Масленица.
Это небольшая тряпичная кукла, которую делали в это же время, но хранили её целый год, поручая ей роль оберега дома, семьи и общего благополучия. Нужно лишь помнить, что истинное назначение куклы – участие в обряде проводов зимы
В дни весенних каникул, когда детям не нужно идти в школу поэтому мамы и бабушки имеют чуть больше свободного времени, у нас в центре для них прошли мастер классы по изготовлению обереговых кукол «Колокольчик», «Веснянка», «Баба- Яга»
15 апреля состоялась встреча с жительницей нашего города, увлекающейся шитьём кукол разных поколений. Девочки с интересом рассматривали принесённых кукол. Спрашивали выкройки, мастерица поделилась своими секретами изготовления кукол.
20 апреля Изучив материал, познакомившись с рукодельницей, некоторые девочки решили самостоятельно дома сшить кукол и принесли их на выставку.
Весёлым завершением проекта было получение дипломов об участии в интернет конкурсе, где почти все девочки получили призовые места.
Результаты-продукты:
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- права и свободы человека и гражданина;
- знание народных традиций, гордость за свою стрвну.
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Количество мероприятий, проводимых по развитию художественных способностей.
3.Участие в региональных и федеральных конкурсах.
Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе центра. Для этого предоставлен кабинет, в котором имеются определённые условия для работы. Участники проекта могут пользоваться библиотекой и музеем.
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по социально- нравственному воспитанию.
Оценка эффективности реализации проекта.
Эффективность участия учащихся в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Регулярное обсуждение хода реализации проекта в методическом объединении
Занятость учащихся в мероприятиях социально-нравственной направленности.
Заключение
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи
воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления большого интереса к созданию куклы. Но если в результате педагогической работы, ребёнок будет располагать знаниями о названии места происхождения той или иной куклы, её особенности и значение, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена.
Самое главное приобретение человека в период ученичества - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства.
Список используемых документов и источников информации.
1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2.Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. «Детство-Пресс», 1999.
3. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет/
4. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. Москва 2002г.
Детская литература
5. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998.
6. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»
Электронные (интернет) ресурсы:
7. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
8. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
9. Тряпичная народная кукла: www.kukla-dusha.net
10. Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru.
11. Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru.
Панов Егор Игоревич