Творческий проект летнего оздоровительного лагеря творческий проект летне-оздоровительного лагеря «Радуга – дуга»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Творческий проект
летнего оздоровительного лагеря
«Радуга – дуга»
2016 год
Пояснительная записка
В основе программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей лежит творческий проект «Радуга – дуга»
В 2010 году на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 была разработана программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
Анализ деятельности оздоровительного летнего лагеря показал, что была проведена эффективная работа: программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед учителями, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием посещали ДОЛ, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, что позволило выявить творческие способности детей. Возможность проявить свои таланты, а затем и продемонстрировать их на отчетном праздничном концерте, никого не оставила равнодушным.
В связи с этим, разработан творческий проект «Радуга – дуга»-2014г.
Посещая лагерь, дети становятся жителями «Радужного дома». В лагере их ждут профессиональные мастер – классы по разным направлениям, разнообразные творческие конкурсы и спортивные игры, зажигательные мероприятия и, конечно, заключительный «Гала – концерт», где каждый ребенок почувствует себя «Звездой». Каждый ребенок в «Радужном доме» - собирает, как можно больше звезд. Принимает участие в различных мероприятиях.- мастер – классах, конкурсах, эстафетах, спортивных соревнованиях и т.д.
На протяжении всей лагерной смены в «Радужном доме» работает скрытая камера.
Критерии эффективности проекта
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к своим обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
-Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
-Кадровое обеспечение программы;
-Методическое обеспечение программы;
-Педагогические условия;
-Материально – техническое обеспечение;
-Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
-Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Возраст: учащиеся с 1 по 7 классы
Категории семей: малообеспеченные, многодетные, неполные, полные, безработные.
Продолжительность проекта
Проект рассчитан на всю смену детского оздоровительного лагеря – 18 дней.
Принципы организации педагогического процесса в рамках проекта:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Основная цель проекта:
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, создание условий для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя «звездой», открыл в себе творчество и испытал радость побед и достижений. Укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Ожидаемые результаты проекта
В конце лагерной смены каждый участник проекта раскроет себя, свои способности и таланты;
-получит умение в любом коллективе быть принятым и уважаемым;
-разовьет смелость, уверенность в себе и своих силах;
-научится импровизировать в любой жизненной ситуации;
-узнает, как грамотно «подать» себя в обществе;
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Концептуальность основы проекта
Концептуальность основы проекта опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.
Личностный подход:
-признание личности развивающего человека высшей социальной ценностью;
-уважение уникальности своеобразия каждого ребенка;
2. Гуманизация межличностных отношений:
-уважительное отношение между педагогами и детьми;
-создание ситуации успеха для каждого участника воспитательного процесса.
3. Деятельностный подход:
-организация жизнедеятельности (общение, познание, предметно – практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра) как основа воспитательного процесса;
-принцип совместимости деятельности (формирование единства отрядов, рождает традиции).
4. Природосообразность воспитания:
-обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;
-максимальное сближение развития и жизни детей живой природы;
-принцип единства рекреации (отдыха, восстановления) и познания.
5. Принцип интереса:
-обязательный учет интересов и потребностей детей при организации содержательной социально – значимой досуговой деятельности;
Описание методов оценивания.
Система диагностики и самодиагностики
В смене осуществляется 4 вида диагностики:
Предварительная диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач;
Текущая диагностика проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении целей, возможны корректировки методов, путей и средств их достижения;
Итоговая диагностика в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности;
Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребенку, с целью корректировки данной ситуации.
Методы диагностики
Опрос.
- интервью: стандартное, нестандартное, смешанное;
-беседа: индивидуальная, групповая;
-анкетирование: открытое, закрытое, смешанное;
Наблюдение.
- включенное наблюдение – педагог вместе с ребенком выполняет конкретное дело;
-невключенное наблюдение – наблюдение педагога за действиями детей со стороны;
3. Эксперимент.
-данный метод позволяет создать специальные условия для выявления или развития тех или иных сторон личности ребенка;
-естественный эксперимент – участник эксперимента не знают об участии в нем;
-искусственный эксперимент – участники эксперимента знают, что участвуют в эксперименте.
4. Изучение творческих работ.
-Метод позволяющий определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации.
-Сочинение рисунков и т.д.
5.Метод обобщения независимых характеристик -
обобщение мнений разных людей о человеке и коллективе.
6.Тестирование.
7.Социометрические методы:
-Метод межличностного шкалирования;
-Метод социометрических измерений и др. Для мониторинга личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 звездочек.
Здоровьесберегающие технологии программы.
Оздоровление – это восстановление, расширение адаптированных возможностей организма, повышение его устойчивости и воздействию многообразных факторов.
Оздоровительная деятельность предполагает создание условий и проведения комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка.
Она включает в себя:
-осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей.
-соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей.
- утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе. Ее основная задача – физическое развитие и закаливание, создание положительного эмоционального заряда и хороший физический тонус на весь предстоящий день.
-режим дня (распределение ежедневных мероприятий). Режим дня отражает интенсивность, воздействие на организм ребенка общей совокупности мероприятий, предусматривая при необходимости включение дополнительных элементов в распорядок и различную интенсивность проведения оздоровительных мероприятий (щадящий, тренирующий режим).
Режим дня:
8.30 – сбор детей, зарядка
9.00 – линейка
9.30 – 10.00 – завтрак
10.20 – работа по плану отрядов, общественно – полезный труд, работа кружков и секций.
12.45 – разучивание кричалок, речевок
13.00- 13.30 – обед
14.00 – итоги дня, линейка
14.30 – уход домой.
Механизм реализации программы:
Анализ результатов деятельности педагогического коллектива за прошедший год.
Подбор и анализ литературы, аудио – и видеоматериалов по тематике смены.
Планирование смены, корректировка планов, подготовка методических рекомендаций.
Разработка сценариев общелагерных мероприятий.
Подготовка оформления лагеря.
Этапы проекта
Подготовительный этап проекта. Знакомство с внутренним распорядком лагеря, введение в тематику смены, знакомство с программой, работой кружков.
Основной этап программы. Творческое сотрудничество, раскрытие талантов, выявление лидеров и распределение социальных ролей. Подготовка фото и видеоматериалов.
Заключительный этап проекта. Подведение итогов, подготовка к защите программы, защита программы.
Подготовительный этап проекта
№ |
дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
2 июня |
День открытых дверей. «Заезд» в «Радужный дом» Мой рост, мой вес (медицинский осмотр) |
Начальник лагеря Мед.работник |
2 |
3 июня |
День фантазий Создадим уют в своем «Радужном доме» Конкурс на лучшую эмблему. Разучивание девиза, речевок, отрядной песни. Оформление уголков отряда. Трудовой десант. |
Воспитатели отрядов |
Основной этап проекта
3 |
4 июня |
Кто куда, а мы в кино! Просмотр кинофильма. День здоровья. Беседа «Грипп и ОРВИ – что это?» Спортивные состязания на свежем воздухе «Спорт – это жизнь» Презентация «Мы за здоровый образ жизни!»
|
Воспитатели отрядов. Вожатые Мед.работник Спортивный тренер Педагог-организатор |
4 |
5 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в Зоопарк г.Челябинск Поездка в «Аквилон» День спорта. «Нелегким будет спорт за каждый наш рекорд» |
Воспитатели отрядов начальник лагеря Спорткомплекс тренера |
5 |
6 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в бассейн Развлекательный комплекс «Мадагаскар» День экологии. «Мы за чистоту поселка!» Тимуровская работа. Игры на свежем воздухе |
Воспитатели отрядов, вожатые |
6 |
9 июня |
Академия радости Игра – тренинг на командообразование. Мастер – класс по Легоконструированию День экологии. «Мы за чистоту поселка!» Тимуровская работа. Игры на свежем воздухе |
Воспитатели отрядов, начальник лагеря Городская библиотека. |
7 |
10 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в бассейн Развлекательный комплекс «Мадагаскар» День смеха Праздничная программа «Юмор, шутки, смех» |
Воспитатели отрядов, начальник лагеря |
8 |
11 июня |
Академия радости Игра – тренинг на командообразование. Мастер – класс по Легоконструированию День сказок. Литературный праздник «Сказочные гости» (инсценируем известные сказки) |
Воспитатели отрядов, вожатые |
9 |
13 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в Зоопарк г.Челябинск. Поездка в «Аквилон» День танца. «Все вместе, все дружно» |
Воспитатели отрядов начальник лагеря Руководитель танцевального кружка |
10 |
16 июня |
Кто куда, а мы в кино! Просмотр кинофильма День музыки. Музыкально – игровая программа. Дискотека. Подготовка номеров для заключительного концерта. |
Воспитатели отрядов, вожатые |
11 |
17 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в бассейн Развлекательный комплекс «Мадагаскар» |
Воспитатели отрядов, вожатые |
12 |
18 июня |
Ура! Каникулы!!! Поездка в Зоопарк г.Челябинск День безопасности. Интеллектуальная игра «Азбука безопасности на дорогах» Правила поведения при ЧС, эвакуация |
Воспитатели отрядов, начальник лагеря, инспектор по ПДД |
13 |
19 июня |
День прогулок. Увлекательная прогулка по стране ЛЕТО «Что такое лето?» Игры на свежем воздухе. Трудовой десант. |
Воспитатели отрядов вожатые |
14 |
20 июня |
Кто куда, а мы в кино! Просмотр кинофильма День именинников. Викторина «Путешествие по книжным странам» Тимуровская работа |
Воспитатели отрядов, вожатые |
15 |
23 июня |
День Памяти Возложение цветов к памятнику. Дискотечное шоу |
Воспитатели отрядов, вожатые начальник лагеря |
16 |
24 июня |
Кто куда, а мы в кино! Просмотр кинофильма |
Воспитатели отрядов, вожатые Начальник лагеря |
Заключительный этап проекта
17 |
25 июня |
Праздничный «Гала-концерт при участии ребят «Почувствуй себя звездой!» |
Воспитатели отрядов, вожатые Начальник лагеря |
18 |
26 июня |
День результатов. Закрытие лагерной смены. Праздничная дискотека. Награждение самых активных ребят грамотами и памятными подарками. |
Воспитатели отрядов, вожатые Начальник лагеря |
Дополнительные образовательные услуги
Важным направлением воспитательной работы в лагере являются дополнительные образовательные услуги: кружковая деятельность, спортивная секция, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и выявление творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идет закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
деятельность ребят в кружках;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
В ДОЛ «Радуга – дуга» работают 2 кружка и спортивная секция:
«Мастерская рукодельниц», «Мастерская танца и музыки», «Спортивная мастерская».
Кружок «Мастерская рукодельниц»
Руководитель: Учитель технологии (вторник, пятница по 1 часу, время с 12.00 до 13.00)
№ |
Учебные мероприятия |
1 |
Правила безопасности. Материалы и инструменты. |
2 |
Эмблема нашего отряда. Какая она? |
3 |
Изготовление шаблона эмблемы |
4 |
Вязание основных элементов изделия |
5 |
Сборка деталей эмблемы |
6 |
Фантазия в отделке готового изделия |
7 |
Как мы представляем эмблему на Гала – концерте? |
8 |
Презентация готовых изделий |
Кружок «Мастерская танца и музыки»
Руководитель: Хореографии и современного танца (понедельник, среда по 2 часа, время занятий с 11.00 до 13.00)
№ |
Учебные мероприятия |
1 |
Кастинг «чтобы стать звездой, надо уметь петь и танцевать!» |
2 |
Наши вокальные и хореографические данные |
3 |
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!» |
4 |
«Звездочки танцуют!» |
5 |
Подготовка к финальному концерту |
6 |
Звездный мини-концерт. |
7 |
Музыка и танцы – в них наша жизнь! |
8 |
Итоговый гала - концерт |
Кружок «Спортивная мастерская»
Руководитель: Спортивный тренер
(Вторник, четверг, по 2 часа, время с 11.00 до 13.00)
№ |
Учебные мероприятия |
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
2 |
Беседа «Спорт в нашей жизни» |
3 |
Эстафета «Самый быстрый» |
4 |
Кросс «Самый выносливый» |
5 |
Футбол «Самый ловкий» |
6 |
Игра «Русская лапта» |
7 |
Урок здоровья «Вредные привычки» |
8 |
Демонстрируем наши способности |
9 |
Подводим итоги нашей работы. Кастинг «Нелегкий будет спорт за каждый наш рекорд!» |
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.
Инструктажи для детей;
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения»
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации проекта участвуют:
Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
Воспитатели – организовывают работу отрядов;
Учитель физической культуры – организует спортивно – оздоровительную работу;
Вожатые (из числа старшеклассников) – помощники воспитателя.
Работники Дома культуры – организуют досуговые мероприятия;
Библиотекарь – ведет воспитательно – познавательную работу;
Работник ФАП – ведет профилактико – оздоровительную работу.
В основе концепции проекта лежит нормативно – правовые документы:
Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
Договор о сотрудничестве МОУ СОШ №2 с родителями.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Должностные инструкции сотрудников, утвержденные директором
учреждения.
Правила внутреннего трудового распорядка для работников летнего
Оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Приказ Управления образования.
Программа работы лагеря с дневным пребыванием.
Режим работы лагеря.
График посещении детей.
План – сетка воспитательно – оздоровительной работы лагеря
на 18 дней.
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил в ДОЛ МОУ СОШ №2 КГО
Сборник методических материалов по надзору за учреждениями отдыха и оздоровления детей и подростков всех типов в сезон 2013г.
В последний день лагерной смены будет проходить защита проекта – праздничный ГАЛА –КОНЦЕРТ «Фабрика Звездочек». В этот день планируем пригласить гостей: учителей, поваров, технический персонал, родителей, участников проекта.
Вниманию зрителей будет предоставлен видеофильм работы ДОЛ «Радуга – дуга» (Видеофильм и фотоматериалы опубликуем на школьном сайте).