Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

3
0
Материал опубликован 9 July 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская средняя школа №1

«Утверждаю»

Директор школы

________Воронова Е.Н.

Приказ №___ от ________


 

Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

«Лесовичок»

 

«Всецветарадуги»


 

Срок реализации программы январь-июнь 2019г

 

2019 год

Содержание

Содержание 1

1. Информационная карта программы 3

«Все цвета радуги» 3

(название программы) 3

3. Организационные мероприятия 9

4. Содержание деятельности программы 10

5. Принципы и формы реализации 11

6. Направления и виды деятельности: 11

6. 1. Физкультурно-оздоровительная работа 12

6. 2. Образовательно-содержательное направление 12

(экологическое воспитание) 12

6. 3. Художественно– творческая деятельность: 13

7. Программа осуществляется по следующим модулям 14

8. Принципы организации педагогического процесса: 15

9. Принципы управления деятельностью воспитанников: 16

10. Условия реализации программы 16

11. Ожидаемые результаты, диагностика 18

12. Режим дня 22

13. Содержание программы 23

мероприятий летнего оздоровительного лагеря 25

с дневным пребыванием 25

16. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом 27


 

  1. Информационная карта программы


 

«Все цвета радуги»

(название программы)
 

1.

Наименование организации отдыха детей и их оздоровления (с указанием школы)

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Лесовичок»

МБОУ Инзенская СШ №1

2.

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности в школе/лагере

Королёва Ольга Петровна

Учитель русского языка и литературы

3.

Контактная информацияавтора (моб. телефон, электронный адрес)

89041912959

lelya.vishnyakova.89@mail.ru

4.

Полное название Программы, ее направленность

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лесовичок» «Все цвета радуги» (комплексная направленность)

5.

Цель, задачи и ожидаемый результат (кратко)

Организация интересного,

Полноценного отдыха ребёнка. 

Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Организация совместной деятельности детей и взрослых.

Оказание методической и прак-тической помощи в организации и проведении мероприятий.

Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.

Формирование у школьников активного и ответственного отношения к окружающей среде.

воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, развитие чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». Ожидаемые результаты: При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сплоченности и ответственности за коллектив и за себя в частности.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. 

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.

 

6.

Целевая группа (возраст и категория детей)

Дети 7-14 лет, обучающиеся школы (в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, состоящие на внутришкольном учете и учете в ПДН, опекаемые)

7.

Краткая аннотация Программы:

- модель программы

- этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий;

- условия реализации (материальные, кадровые, информационные и т.д.)

- оценка результатов

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, экскурсии по выдающимся местам, спортивные праздники, и др.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать особенности и проблемы экологии своего родного края и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, учатся быть активными гражданами своей страны. Для этого созданы условия : организованы специальные помещения, подготовлено спортивное и игровое оборудование , музыкальная и компьютерная техника. Кадровый состав работников лагеря – это педагоги школы, владеющие специальными знаниями и методикой организации различных форм мероприятий. 1.Подготовительный этап – с января по май 2019г.

2.Организационный этап – первые 2 дня (с 1-ого по 2-е июня).

3.Практический этап – с 1-ого июня по 21-е июня.

8.

Дополнительные общеобразовательные программы (указать при наличии)

нет

9.

Тематические партнёры по реализации программы

Детская школа Искусств, поселковая библиотека, Дом культуры, клуб войсковой части, школьная библиотека, школьный музей.

10.

План-сетка

прилагается


 

2. Пояснительная записка

Задача экологического и гражданского воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе, равнодушном отношении к своей истории, истории своей страны, малой Родины.Эпоха технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников в нашей школе- примета нашего времени.

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.

Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям. В ходе подготовки и проведения мероприятий дети знакомятся с особенностями той или иной профессии, призванной помогать людям и окружающей нас природе.

Составление программы летнего оздоровительного лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности летнего оздоровительного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Программа актуальна, так как здоровье нации является приоритетным направлением развития государства. Здоровое поколение (физически, нравственно, психологически) – это потенциал страны, способный к прогрессивному саморазвитию, . Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации программы , помогут подрастающему поколению сохранить свое здоровье, сохранить окружающую среду , получить жизненный ориентир для личностного развития.Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Занятие физкультурой и спортом в летний период прекрасная возможность для одних не потерять свою спортивную форму, а для других прекрасная возможность подружиться. Лагерь с дневным пребыванием детей призван создать оптимальные условия для их полноценного отдыха. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

Спорт и здоровье - основа развития любой культуры, особенно в такой большой стране как Россия. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с основ спорта и здорового образа жизни. Здоровая нация – здоровая страна.

Спорт находит воплощение в доступных для школьников формах: играх, соревнованиях, сказках, загадках, костюмах. Этот мир очень разнообразен и интересен для детей.

Особенно привлекает и то, что ребёнок может стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах спорта, видах спортивной жизни, не боясь осуждения. Петь, плясать, рисовать, мастерить, разгадывать загадки сказочных героев - все эти возможности предоставляет знакомство с экологической и спортивной культурами, их формированием в мире, тем самым способствуя развитию здоровой личности.

Подготовка и участие в различных мероприятиях ,соревнованиях различных форм объединяет воспитанников, погружает их в мир взаимовыручки, партнерства. Происходит объединение в группы по интересам, где зарождаются новые и укрепляются старые дружеские отношения.

Программа расширяет и углубляет знания детей об истории страны, спорта , экологии, о здоровом образе жизни , приобщает детей к духовно-нравственным ценностям. А что самое важное - предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.

 

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ Инзенская СШ №1 им.Ю.Т.Алашеева организуется летний оздоровительный лагерь  с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять 60обучающихся. Возраст детей от 7  до 14 лет. Продолжительность смены 21 день.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

* Продолжения воспитательного процесса в условиях лета;

* Решения проблем летней занятости детей;

* Укрепления здоровья обучающихся;

*Профессиональному самоопределению обучающихся.

В летнем оздоровительном лагере организовано психолого-педагогическое сопровождение. Психологическое консультирование детей осуществляется педагогами-воспитателями (Индивидуальное, групповое).
-Психологическая профилактика:
проведение индивидуальных релаксационных занятий для детей.

Психологическая коррекция и развитие: проведение индивидуальных и
групповых занятий с целью снижения уровня тревожности и агрессивности.
В течение всей смены отслеживается динамика развития коллектива
(методика Лутошкина). Для изучения эмоционального состояния ребенка,
ежедневно используется методика «Цветопись настроения».
Методики для проведения диагностики у детей представлены в приложении.

 

Цель программы:

      Организация отдыха обучающихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

- воспитывать экологическую культуру обучающихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

- укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни;

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах и самоуправления;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.  

Ожидаемые результаты работы:

- укрепление здоровья детей (мониторинг здоровья, изменения физических параметров обучающихся );

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

3. Организационные мероприятия

Директор школы издает приказ об открытии летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, о назначении должностей и их обязанностях в лагере. На основе этого формируется педагогический коллектив.

Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического и гражданского воспитания , обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.

Необходимо оборудовать стенд для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь летнего оздоровительного лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.

Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:

Положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

План работы на смену.

План-сетка мероприятий.

Меню-требование на выдачу продуктов питания на 21 день.

До открытия летнего оздоровительного лагеря все воспитатели должны пройти медосмотр.

Непременным условием результативности работы летнего оздоровительного лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, стадион, спортивная площадка, столовая, кабинеты для занятий, игровые кабинеты, актовый зал, библиотека, пришкольный участок, школьный музей.


 

4. Содержание деятельности программы

Организация летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания , формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей, развитие интереса к физкультуре и спорту, развитие спортивных навыков, формирование здорового образа жизни.

1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.

3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.

5.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, приобщение к физкультуре и спорту.

7.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

8. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.

9. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

10. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

11. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;

Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.

Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

14. Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

15. Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом

 

5. Принципы и формы реализации

Продолжительность смены 21 день. Количество смен – 1. Программа рассчитана на обучающихся 7 – 14 лет. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

Безопасность всех проводимых мероприятий;

учет особенностей каждой личности, в том числе особенностей поло-возрастного состава;

возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;

достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня в зависимости от возраста обучающихся;

четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

6. Направления и виды деятельности:

Физкультурно-оздоровительная деятельность;

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);

Художественно-творческая деятельность.

6. 1. Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка);

Спортивные игры на спортивной площадке;

Подвижные игры на свежем воздухе;

Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

Ежедневный спортивный час;

Беседы с медицинской сестрой:

  1. «Курить – здоровью вредить»;

    «Здоровая личность – здоровая страна»

    «Гигиена полости рта и кожи»

    «В здоровом теле – здоровый дух!»

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

6. 2. Образовательно-содержательное направление

(экологическое воспитание)

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

6. 3. Художественно– творческая деятельность:

Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации:

  • Изобразительная деятельность;

    Конкурсные программы;

    Творческаядеятельность;

    Концерты, праздники;

    Творческие игры;

    Выставки (рисунков, поделок)

Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сеткеобщелагерных мероприятий отражены используемые виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, спортивная игра.

 В работе используется такая форма, как соревнование и конкурс .Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.

 Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение. Чаще всего использовались групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.

 Одним из наиболее частых в применении был метод стимулирования деятельности – поощрение. Использовался как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).

 Так же применяется метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.

Коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.

При проведении культурно-массовых мероприятий применяются  инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций .

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

 

 7. Программа осуществляется по следующим модулям

Организационный

Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.

Виды работ:

Планирование.

Оформление уголка.

Определение обязанностей.

Организация питания в лагере.

Оздоровительный

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Утренняя гимнастика.

Рациональное сбалансированное питание.

Режим дня.

Закаливание, солнечно-воздушные ванны.

Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).

Виды работ:

1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей и медика, профилактические и лечебные мероприятия.

2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.

3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

Экологический

Изучение особенностей края.

Бережное отношение к природе, лесу, воде.

Трудовые десанты.

Зелёный патруль.

Экологические игры на местности.

Патриотический

Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Викторины о Великой Отечественной войне.

Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.

День Независимости России.

 

Творческий

Коллективно-творческая деятельность.

Участие в мероприятиях.

Работа творческих мастерских.

Экскурсии с библиотеку.

Конкурсы, викторины.

 

8. Принципы организации педагогического процесса:

Гуманистической направленности.

Связи с жизнью и практикой.

Организационный принцип: последовательности и систематичности.

Научности.

Наглядности.

9. Принципы управления деятельностью воспитанников:

1. Активности детей.

2.Доступности и посильности.

3. Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Прочности и действенности результатов.

10. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.

Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.

Призы и награды для стимулирования.

Использование спортивного зала, спортивной площадки.

Наличие настольных игр.

Наличие необходимого спортивного инвентаря.

Методическое обеспечение программы

Методическую основу программы составляют следующие документы и
плановые мероприятия:
наличие «плана-сетки» лагеря;
должностные инструкции всех участников процесса;
проведение установочного семинара для всех работающих в течение
лагерной смены;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
проведение ежедневных планёрок;
подбор диагностических материалов;
разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
системный анализ деятельности лагеря.
Создание эффективной системы функционирования структурных
подразделений лагеря, подготовка педагогических и медицинских кадров,
определение стратегии развития, отбор ведущих направлений и содержание
деятельности обеспечиваются во многом адекватной организацией управления
всеми процессами.Текущее руководство деятельностью лагеря осуществляет начальниклагеря, к компетенции которого относится решение вопросов:
организует работу по созданию и обеспечению условий для
воспитательного процесса и реализации программы лагеря;

выносит на обсуждение вопросы организации работы лагеря;
осуществляет контроль за заключением договоров с родителями,
сбором заявлений родителей;

осуществляет контроль за организацией социокультурных
мероприятий, в том числе экскурсии, посещение учреждений культуры,
отдыха и спорта;

контролирует процесс организации питания детей в лагере;
готовит документы для приемки лагеря и санитарноэпидемиологического заключения в соответствии его санитарным правилам
перед началом каждой смены;

оформляет отчетную документацию.

 

Нормативно-правовые условия:

Федеральный Закон от 29.12.12. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями);

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

Положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием;

Правила внутреннего распорядка;

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в летнем оздоровительном лагере;

Инструкции по организации и проведению экскурсий;

Приказы;

Должностные инструкции работников;

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

Заявления от родителей;

Правила регистрации детей при поступлении;

Акт приемки лагеря.

 

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

1. Учителя школы - воспитатели. Все педагоги имеют высшее образование, стаж работы более 10 лет. Образовательный уровень педагогов позволяет решать на качественном уровне задачи, поставленные перед учреждением в связи с организацией летнего отдыха детей.

2. Медицинская сестра.

3. Библиотекари школьной библиотеки.

 

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.   Организация различных видов деятельности.

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.   Создание ситуации успеха.

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.   Организация различных видов стимулирования.

 

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы.

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.

Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

 

11. Ожидаемые результаты, диагностика

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих и спортивных способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, физической активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

Организационно - пропагандистские умения:

  • Применение знаний законодательства об охране природы;

    Планирование практических дел по охране природы;

    Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

  • Формирование умений правильного поведения в природе;

Опознавательные умения:

  • Распознавание объектов природы;

    Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Преобразовательные умения:

  • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

Тиражирование опыта

  • Проведение школьных конференций по итогам работы;

    Публикация заметок и статей в местной печати и на сайте школы.

 

Диагностика

 

1. Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня

психологической комфортности пребывания ребенка в команде

(проводится два раза за смену)

 

10 – высокий уровень, максимум комфортности

7 – легкий дискомфорт

5 – 50/50

3 – весьма ощутимый дискомфорт

0 – низкий уровень, максимум дискомфорта

 


 

 

 

Анкетирование детей

(проводится во время смены)

 

1.Нравятся ли тебе воспитатели?

нравятся

не нравятся

2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?

доброжелательные, дружные

напряженные, бывают ссоры

враждебные, агрессивные

3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть?


 


 

 

4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?

да, всегда

иногда

нет, не хочу

другое

 

 

3. Анкета «Как мы жили»

(проводится в итоге смены)

 

Дорогой друг!

Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.

 

Фамилия, имя

 

Возраст (сколько тебе лет)

 

Команда

 

Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?

 

Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?

организатором

активным участником

генератором идей (предлагал новые идеи)

наблюдателем (на все смотрел со стороны)

 

В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?

в оформлении уголка

в организации и проведении дел в команде

в активном участии в общих лагерных мероприятиях

в спорте

в прикладном творчестве

в сценическом творчестве

свой вариант

 

Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их


 


 

 

Самым трудным для меня в лагере было


 

 

За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)

 

Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде


 


 


 


 

 

Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)


 

 

Уходя из лагеря, я хотел бы сказать


 

12. Режим дня

 

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30

Сбор детей

 

Солнышко встает-спать ребятам не дает!

08.15 – 08.30

Зарядка

 

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку!

08.30 – 09.00

Утренняя линейка, инструктажи

На линейку становись!

09.00 – 09.15

Завтрак

 

Каша, чай, кусочек сыра-вкусно, сытно и красиво!

09.15 – 10.00

Работа по плану, работа кружков, секций, экскурсии

 

10.00 – 13.00

Обед

 

Нас столовая зовет, суп отличный и компот!

13.00 – 13.30

Занятия по интересам

 

Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей!

13.30 – 14.30

Уход домой

 

14.30


 

13. Содержание программы

Дата

Мероприятие

1.

1 июня

«День защиты детей»

Торжественная линейка. Зарядка.

Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности.

Праздник «День защиты детей»

Линейка.

2.

2 июня

Экологическая экскурсия «За околицу».

 

Линейка. Зарядка.

Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены).

ТБ на экскурсии.

Экологическая экскурсия «За околицу».

Спортивный час.

Обработка материалов, собранных на экскурсии.

Линейка.

3.

3 июня

Конкурс

« День талантов»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Конкурс « Твори, лепи, рисуй»

Игра-путешествие «По радуге – дуге»

Занятия по интересам (компьютерный класс, музыка, изготовление поделок, библиотека)

Линейка.

4.

5 июня

«День здоровья и спорта»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Мой рост и вес»

Малая спартакиада под девизом «Мы за здоровый образ жизни»

Беседа фельдшера по теме «Последствия вредных привычек»

Линейка.

5.

6 июня

«Пушкинский день России»

 

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Пушкинский день России

«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта»

а) викторина по произведениям Пушкина;

б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;

Линейка.

6.

7 июня

«Удивительные экологические сказки».

 

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экскурсия в поселковую библиотеку «Удивительные экологические сказки».

Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.

Настольные игры.

Линейка.

7.

8 июня

«Зелёная аптека»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Экскурсия «Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных травах.

Линейка.

8.

9 июня

«Через книгу - к добру и свету».

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Игра «Через книгу - к добру и свету».

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Линейка.

9.

10 июня

«День здоровья»

Линейка. Зарядка.

Спортивная эстафета.

Беседа фельдшера о здоровье «Курить – здоровью вредить» и «Здоровая личность – здоровая страна»

Беседа о здоровом образе жизни, выпуск санитарного листа.

Линейка.

10.

12 июня

«День России»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

«Моя Родина»

С чего начинается Родина?»

Флаг, герб, гимн РФ.

Линейка.

11.

13 июня

Операция «Уют»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Занятие «Мусор здоровью не друг»

Уборка территории лагеря.

Конкурс «Самый-самый чистюля»

Линейка.

12.

14 июня

«День Экологии»

 

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

«В гостях у старичка Лесовичка»-беседа «Берегите природу»

Операция «Живи, родник!»

Знакомство с Красной книгой Ульяновской области.

Поделки из природного материала.

Линейка.

13.

15 июня

« Просто ты и я»

Линейка. Зарядка.

Проект «Подарок другу»

Занятие «Дружба крепкая»

Игра –путешествие «Радуга-дуга»

Рефлексия.

Линейка.

14.

16 июня

«Мистер и Миссис Лето»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Фотоконкурс «От улыбки станет мир светлей».

Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето».

Линейка.

15.

17 июня

«День ПДД»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Поход.

Конкурс рисунков по ПДД

Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки».

Линейка.

16.

19 июня

«Зеленый мир»

 

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Географическая тропа (поход).

Экологическая викторина «Зеленый мир»

Выпуск плаката «Защитим планету!»

Линейка.

17.

20 июня

«Мульти-пульти»

Линейка. Зарядка.

Просмотр любимых мультфильмов.

Конкурс рисунков «Мой любимый персонаж»

Музыкальная викторина.

Линейка.

18.

21 июня

«Прощание с лагерем»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Диагностика - анкета «Как мы жили»

Праздничное закрытие лагеря в ДК.

Просмотр фото и видеосюжетов.

Подведение итогов работы лагеря.

Закрытие лагеря.

 

14. План-сетка

мероприятий летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

День - 1

Праздник

«День защиты

детей»

 

День- 2

Экскурсия

«За околицу»

(знакомство с природой родного края)

При участии волонтерского отряда «Родник»

День – 3

Конкурс

« День талантов»

День - 4

«День здоровья и спорта»

Минутка здоровья «Мой рост и вес»Малая спартакиада под девизом «Мы за здоровый образ жизни»

Беседа фельдшера по теме «Последствия вредных привычек»

День - 5

Пушкинский день России

«Путешествие по страницам жизни и творчества поэта»

(викторина, конкурс рисунков)

 

День - 6

Экскурсия в поселковую библиотеку «Удивительные экологические сказки».

Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.

День - 7

Экскурсия

«Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных травах.

День - 8

День библиотеки.

Игра «Через книгу - к добру и свету».

«Молодое поколение

выбирает»

 

День - 9

Беседа фельдшера о здо-ровье«Курить – здоровью вредить»и «Здоровая личность – здоровая страна»Беседа и выпуск санитарного листа о здоровом образе жизни.

 

День – 10

День России

«Русь, Россия -

Родина моя».

Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя».

 

День - 11

Операция «Уют»

Занятие «Мусор здоровью не друг»

Уборка территории лагеря.

Конкурс «Самый-самый чистюля»

День - 12

«День Экологии»

«В гостях у старичка Лесовичка»-беседа «Берегите природу»

Операция «Живи, родник!»Знакомство с Красной книгой Ульяновской области.

День - 13

« Просто ты и я»

Проект «Подарок другу»

Занятие «Дружба крепкая»

Игра –путешествие «Радуга-дуга»

 

День - 14

Фотоконкурс

«От улыбки станет мир светлей».

Конкурсная программа «Мистер и Миссис

Лето».

День - 15

День ПДД

Познавательный турнир «Знатоки

дорожной азбуки».

День - 16

Географическая тропа (поход).

Экологическая викторина

«Зеленый мир»Выпуск плаката

«Защитим планету!»

День - 17

«Мульти-пульти»

Просмотр любимых мульт-фильмов.Конкурс рисунков «Мой любимый персонаж»

Музыкальная викторина.

 

День - 18

Праздничное закрытие лагеря.Просмотр фото и видеосюжетов.

Подведение итогов работы лагеря.

 

 

16. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом

 

 

17. Список используемой литературы:

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;

Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.

«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета для воспитанников лагеря дневного пребывания № 1

4 –
совершенно
согласен

3 –
согласен

2 –
трудно
сказать

1 – не
согласен

0 –
совершенно
не согласен

Я жду наступления нового
дня в лагере с радостью

 

 

 

 

В пришкольном лагере у
меня обычно хорошее
настроение

 

 

 

 

У нас хорошие
вожатые/воспитатели

 

 

 

 

Ко всем взрослым в нашем
лагере можно обратиться за
советом и помощью в
любое время.

 

 

 

 

У меня есть взрослый в
нашем лагере, которому я
особенно доверяю

 

 

 

 

В отряде я всегда могу
свободно высказывать своё
мнение

 

 

 

 

У меня есть любимые
занятия в нашем лагере

 

 

 

 

Я с удовольствием питаюсь
в пришкольном лагере

 

 

 

 

Когда смена закончится, я
буду скучать по нашему
лагерю

 

 

 

 





Анкета № 2
Необходимо отметить один из вариантов ответов
1. Что ты ожидал (а) от пришкольного лагеря?
Разнообразных мероприятий: игр, соревнований, походов, экскурсий
Новых открытий, того, что не было
Ничего не ждал(а), не знаю
2. Что тебе не понравилось в лагере?
Организация условий и соблюдение режима(жарко в классе, скучно, выполнение зарядки, питание)Организация досуга (разучивание песен, уборка,
нет кружков, мало настольных игр, в плохую погоду нечем заниматься)
Некомфортное личностное пространство (нет друзей, обижают, скучно)

Понравилось все
3. Что тебе понравилось?
Организация досуга (спортивные, развлекательные, познавательные мероприятия)
Активное общение, новые друзья, дружный коллектив
Организация питания
4. Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Да, конечно
Трудно сказать
Думаю, что нет
5. Какие из мероприятий лагеря тебе понравились и запомнились?
Спортивные (соревнования, эстафеты, конкурсы)
Развлекательные (праздники, дискотеки, поездки)
Познавательные (развивающие, настольные, посещение библиотеки)
6. Было ли скучно в лагере?
Да, было скучно
Нет, было интересно и весело
7. Было ли тебе страшно?
Да
Трудно сказать
Думаю, что нет
8. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере?
О чем?

Было мало коллективных мероприятий
Поссорился с ребятами
Жалко, что быстро закончился сезон
9. Что из того, что ты получил(а) в лагере, ты можешь
использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Стал (а) коммуникабельным, умею дружить
Полюбил(а) спортивные игры, пойду в спорт секцию
Понравилось петь и танцевать, запишусь в кружок
Буду вести ЗОЖ
Ничего
10. Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Быть в лагере каждый год
Быть здоровым
Быть добрым и хорошо учиться
Ничего
11. Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Встретиться вновь в лагере
Никогда не ругаться, дружить
Быть здоровыми, заниматься спортом
Ничего
12. Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
Здоровья
Быть добрыми и отзывчивыми
Любить свою работу
Ничего
13. Самое важное событие в лагере, было ли оно?
Открытие и закрытие
У меня появился настоящий друг(подруга)
Праздники
Трудно сказать


Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

 

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим Коллективом.

Ход проведения.

Обучающимся предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая шина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

                        Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим отрядом, узнать, как оценивают другие его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех обучающихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

 Ф.И.

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого предпочтительного).

А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого неприятного).

Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).

Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи 3 этих людей).

Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ни же предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый от дает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует скатать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица.        

        

Она состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали из номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента:

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»        

В два раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов

«Принятые»

Равно  или  несколько  больше  (меньше) среднего числа полученных одним испытуемым выборов

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных одним испытуемым выборов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации