Творческий проект «Журнал Сатирикон»
Творческий проект «Сатирикон»
Папикян Изобелла Хачиковна,
учитель русского языка и литературы,
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Московской области
«Училище (техникум) олимпийского резерва № 5»
г. Егорьевск, Московская область
1.Тема: «Сатирикон» (творческий проект по теме: «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» )
2.Цели:
Образовательные – обучение основам анализа художественного произведения в единстве формы и содержания и теоретико-литературных понятий; углубление и обобщение знаний о сатирических приемах; развитие навыков связной устной и письменной речи.
3.Воспитательные – воспитание толерантности, ответственности, самостоятельности.
Развивающие – развитие навыков коммуникативности в ролевом взаимодействии ; развитие критического мышления и творческих способностей.
4.Учебно-педагогическая задача: опираясь на знания об идейно-художественных особенностях сатирических сказок, создать собственные сатирические сказки на злобу дня (на тему школьной жизни), проиллюстрировать сказки, объединить произведения в единый журнал, оформить и дать ему название.
Возраст учащихся: 7 класс.
Время работы над проектом: две недели.
Доминирующий вид деятельности: творческий.
Количество участников: 4 группы.
5.Обобщающие понятия , знания, на получение которых нацелен результат проекта: сатирическая сказка, сатирические приемы – гротеск, сарказм, гипербола, ирония; публицистический стиль и его особенности.
6.Межпредметные связи: с русским языком – создание устных и письменных высказываний в публицистическом стиле, с изобразительным искусством – знакомство с иллюстрациями к сказкам Салтыкова-Щедрина, создание собственных иллюстраций.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию учащегося к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
3. Использование исследовательских методов.
4. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Этапы работы |
Содержание работы |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовительный |
Определение темы и целей проекта |
Обсуждение и выбор темы |
Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта |
Выбор подтемы или предложение новой подтемы |
Совместное обсуждение подтем проекта |
|
Формирование творческих групп |
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды |
Организационная работа по объединению школьников в группы |
|
Подготовка материалов к исследовательской работе |
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы |
||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса |
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания |
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания |
|
2. Планирование |
Определение источников, способов сбора и анализа информации |
Корректировка и дополнение предложений учителя |
Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3.Разработка проекта |
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение |
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации |
Консультации, координирование работы обучающихся |
4. Оформление результатов |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета |
Консультации, координирование работы обучающихся |
5. Презентация |
Предоставление выполненной работы |
Доклад о результатах работы |
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
2. Работа над проектом.
1 этап: предварительная работа
На уроках, предшествующих обобщающему уроку в форме проекта, учащиеся знакомятся с биографией писателя, особенностями его сказок, изучают значение и роль сатирических приемов: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. На уроке, который посвящен анализу сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», необходимо помочь ученикам понять иносказательный смысл сказки, его идею, показать роль сатирических приемов.
Работа над литературными терминами.
Аллегория - иносказание
Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
Гипербола – намеренное преувеличение
Эзопов язык - иносказание и метафоричность.
Презентации учащихся: «Творчество Салтыкова-Щедрина»
Опрос:
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков- Щедрин ?
2. Какова настоящая фамилия писателя? История псевдонима.
3. Кто были родители автора?
4. Кто занимался его образованием? Где учился писатель?
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)
6. Вице – губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
7. Какое общее название имеют сказки Салтыкова-Щедрина?
Предлагается следующая система вопросов и заданий по содержанию сказок:
- Как ведут себя генералы на острове? Какие качества характера проявляют? Почему генералы себя так ведут?
- С помощью каких сатирических приемов создаются эти образы?
- Как ведет себя мужик на острове? Какие качества характера проявляет? Почему мужик себя так ведет?
- В чем иносказательный смысл сказки?
- С помощью каких сатирических приемов создается этот образ?
- Какие черты мужика и генералов высмеивают художники-иллюстраторы?
- Какие общественные пороки высмеивает писатель? :
На уроке, посвященном анализу сказки «Дикий помещик», необходимо показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его сказки. Ученики работают над вопросами:
- Почему мужики исчезли из владений дикого помещика?
- Кто и почему называет помещика глупым?
- Какие сатирические приемы использует автор, рисуя помещика?
- Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Докажите, что сказка сатирическая. Ответ запишем в виде кластера.
- Что сближает сказку «Дикий помещик» с «Повестью о том…» ?
- В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
2 этап: планирование
Объявление темы, целей и задач творческого проекта:
- На основе анализа сатирических сказок Салтыкова-Щедрина создайте собственные сатирические сказки на актуальные проблемы современной (школьной) жизни. Получившиеся сказки объедините в сатирический журнал.
Определив задачи, учащиеся делятся на группы, обсуждается сфера их деятельности. Для создания наиболее оптимальных условий для работы над проектом используется ролевая игра, которая позволяет учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальные способности каждого ученика.
( Можно предложить разгадать кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
|
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
3 |
|
|
|
|
|||||||||||
|
4 |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
11 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
1.Слуга дикого помещика.
2.Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?
3.Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
4.Газета, которую читал дикий помещик.
5.Пища дикого помещика.
6.Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
7.Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
8.Друг дикого помещика.
9.Какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте.
10.За что ругали генералы мужичину?
11.Куакой предмет откусил голодный генерал у своего товарища.
12.В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
13.Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
14.Чем дикий помещик угощал своих гостей?
- Группа писателей (создают сатирические сказки, используя сатирические приемы) (Емелин С., Лаптев Е. ,Брагин А.)
- Группа критиков (создают критические отзывы на сказки) (Баландин Д., Волович К., Вильгельм Д.)
- Группа оформителей (создают обложку журнала, иллюстрируют сказки) (Тихомиров И., Болеев Е.)
- Группа аналитиков (готовят вопросы каждой группе , оценивают работу одноклассников. ( Вражкин Д., Римиханов С., Уласевич И., Кривенко М. Вадюхин В.)
3 этап: осуществление деятельности
Ребята выполняют свои задания самостоятельно, получая по необходимости консультации учителя.
Используя знания, полученные на уроках, посвященных анализу сказок Салтыкова-Щедрина, «писатели» создают собственные сатирические сказки. Работа «критиков» и «оформителей» начнется , когда «писатели» напишут сказки и передадут их в «редакцию» журнала.
«Оформители» продумывают также название журнала и создают обложку.
«Аналитики» готовят критерии оценки – для каждой группы свои. Например, для «писателей» могут быть предложены такие критерии: соответствие созданного произведения жанровым признакам сказки, употребление сатирических приемов, злободневность сказки и др. «Аналитики» продумывают также предварительные вопросы для каждой группы. Например, для «оформителей»: «Как вы обоснуете выбор названия журнала?»
4 этап: презентация ( Емелин С., Першин В.)
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы – рукописного (или виртуального) сатирического журнала, включающего в себя сатирические сказки с иллюстрациями.
Презентация проходит в форме обсуждения. Затем прослушиваются сказки и соответствующие отзывы, демонстрируются иллюстрации. Участники проекта делятся мнениями, задают вопросы.
Итоги подводит аналитическая группа: она оценивает активность ребят на уроке и во время подготовки проекта, качество работы каждой группы, потенциал продолжения работы.
Во время презентации важно поддерживать положительную тональность в оценке результатов, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию.
3. Анализ работы над проектом
Итоги. Подведение итогов:
- как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
- что было трудно для вас больше всего?
- что вы считаете получилось лучше?
- как бы вы оценили свою работу?
Выводы:
Творческий проект – это интегративное дидактическое средство обучения, развития и воспитания, которое позволяет эффективно реализовывать поставленные перед обобщающими уроками цели на всех этапах работы над проектом.
Так, осуществление данного проекта позволяет обобщить знания не только по литературоведческой теме «Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина», но и по теории литературы «Юмор и сатира». Более того, эти знания находят практическое применение в ходе работы над проектом, что способствует их глубокому усвоению. Каждый ученик вовлекается в творческую деятельность в соответствии со своими способностями и интересами.
Большой учебно-воспитательный эффект заложен в презентации: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Демонстрируя иллюстрации, сказки, статьи, учащиеся показывают результат практической реализации полученных знаний и умений. Для них очень важно получить признание результативности его самостоятельной творческой работы. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, информационной, языковой, исследовательской).