12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Николаевна Ступак187
Девиз моей работы «Самое интересное и ценное в этом мире человеческая личность», то есть не все вместе, а каждый. Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Россия, Саратовская обл., город Калининск
Материал размещён в группе «Школьные проекты по физике»

МКОУ «СОШ №5 г. Ершова саратовской области»

 

Творческо - исследовательский проект

«Валенки Победителя»



 

Авторы: учащиеся 7 класса,

Волков Сергей, Лушникова Дарья.

Руководители:

Ротару Людмила Андреевна,

учитель технологии,

Шумеева Юлия Николаевна,

учитель физики


 

2015 г.


Содержание:

Введение

Выявление проблемы

3) История и традиции

4) Исследование физических свойств войлока

5) Лечебные и экологические свойства валенок

6)Технология валяния валенок

7) Музей « Русские Валенки»

8)Изготовление подарка

9) Самооценка

Цель: проявить заботу о тех, кто подарил нам мирное небо над головой.

Задачи:

изучить историю русского промысла-катания валенок,

исследовать физические свойства войлока,

сделать подарок для ветерана.

1.Введение.

В прошлом году на чердаке дома у моей бабушке, среди хлама я нашёл разборную колодку. Но сначала я сам не знал, что это такое. Мне бабушка рассказала, что это разборная колодка для катания валенок, которая ей досталась по наследству. Я заинтересовался этим ремеслом и узнал технологию катания валенок.

2.Выявление проблемы.

В этом году мы начали изучать физику. Знания, полученные на уроках, мне помогли исследовать свойства войлока. Я понял, почему так любили валенки на Руси. И когда мы задумались - какой же подарок сделать ветерану, я предложил подарить ему лечебные валенки! Так родился этот проект.

3. История и традиции.

В этом году мы  отмечаем великую дату — 70-летие Победы над фашистскими захватчиками. Эта Победа - символ  силы духа русского народа. Наш класс ведёт шефство над ветераном ВОВ, Погонцевым Михаилом Илларионовичем.

Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!

В сороковые годы для фронта, для победы было изготовлено около 100 миллионов пар валенок. Немцы считали валенки лучшим трофеем и меняли их даже на золотые часы.

На фото – знаменитый концерт певицы Лидии Руслановой у стен Рейхстага, который прошёл 2 мая 1945 года. Лидия Русланова на ступенях ещё дымящегося Рейхстага по просьбе воинов пела свои знаменитые "Валенки" несчётное число раз!

Валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было!

В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Традиционные для России валенки, имеют недолгую историю – около 200 лет. В старину относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почётное место возле печи. Семья в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок считалось удачей!

Русский валенок до сих пор остается непобежденным.

4.Исследование физических свойств войлока.


 

Опыт № 1Цель: «Сравнить теплопроводность войлока с теплопроводностью искусственного меха».

Ход работы:

1) В пластиковые стаканы налили одинаковое количество тёплой воды.

2) Обернули их различными кусочками ткани: войлоком и искусственным мехом.

3) Через пять минут измерили температуру воды в стаканах.


 

Материал

Температура ,t1

Температура ,t2

1

Войлок

60

59

2

Искусственный мех

60

55


 

Вывод: температура выше в том стакане, который был обёрнут войлоком. Хуже всего проводит тепло войлок


 

Опыт №2 Цель: «Сравнить водопроницаемость

войлока с водопроницаемостью искусственного меха».


 

Ход работы:

1.Два одинаковых по размеру образца войлока и искусственного меха положили в стаканы с равным объёмом водой .

2. Через 5 минуты их вынули.

3. Измерили объём оставшейся воды.

Материал

Объём воды,

V1, мл.

Объём воды,

V2, мл.

Вес,Р1,

грамм.

Вес,Р2,

грамм.

1

Войлок

100

91

18

27

2

Искусственный мех

100

99,9

14

14,1


 

Вывод: В ёмкости, где был войлок – воды осталось меньше. Войлок способен впитывать влагу до 33% от собственного веса и пропускать её через себя в атмосферу, оставаясь на ощупь сухой. Искусственное же волокно вообще не поглощает влагу и не испаряет ее.

Опыт № 3 Цель: «Сравнить коэффициент трения войлока с коэффициентом трения резины»


 

Ход работы:

1.Два образца из разного материала: войлок и резина приклеили к деревянному бруску.

2.С помощью динамометра привели в движение, измерили силу тяги. Сила тяги равна силе трения. Сила реакции опоры равна весу тела.

3. С помощью динамометра определили вес брусков.

4. Зная вес и силу трения ,вычислили коэффициент трения.

Материал

Сила трения, H

Вес ,H

Коэффициент трения

1

Войлок

0,18

0.68

0,265

2

Резина

0.2

0,79

0,253

F тяги=Fтрения;

Fтрения =k*N; P-вес

N =P; N- сила реакции опоры

k=F тяги /P k- коэффициент трения.

Вывод: Коэффициент трения у войлока больше. Передвигаться по скользкой поверхности будет более безопасно, если подошва обуви будет покрыта материалами, уменьшающими скольжение.


 

Опыт № 4 Цель: «Сравнить Шероховатость поверхности войлока и образца на основе синтетического волокна.


 

Ход работы.

1.На образцы : из войлока и синтетического волокна нанесли акварельную краску.

2. Прислонили к белому листу бумаги , затем убрали.

3. Сравнили отпечатки, оставленные образцами.


 

Вывод: образец из войлока неравномерно окрасил поверхность листа, а образец из синтетического волокна полностью окрасил .


 

Опыт № 5. Цель: « Исследовать свойство войлока -создавать электростатическое поле за счёт трения»

Ход работы:

1.Потёрли эбонитовую палочку о войлок.

2. Поднесли к мелким листочкам бумаги.

Вывод: бумажные листочки притянулись к палочке.

5) Лечебные и экологические свойства валенок.

Ноги в валенках всегда дышат, всегда в тепле и никогда не потеют.Обутые на босу ногу валеки оказывают массажный эффект,создают электростатическое поле, благодаря чему усиливается циркуляция крови, нормализуется давление крови во всём организме. Овечья шерсть, богатая ланолином приносит облегчение при ревматизме и артрите. Она также способствует ускоренному заживлению ран и переломов.

Несомненно, носить валенки полезно, особенно в пожилом возрасте, как Михаил Илларионович.

6. Технология валяния валенок

Катание валенок -- это одно из основных старинных ремесел у крестьян, не зря с валенок начинались и заканчивались бесчисленные частушки и песни.

Обычно катальщик обосновывался в какой-нибудь просторной крестьянской избе, валял обувь сначала на семью, а затем на других заказчиков.

Работа начинались с битья овечьей шерсти (зимней). Сначала раздергивали соски шерсти, очищая ее от репьев и грязи. Затем кожаной струной, натянутой на специальное устройство, подвешенное на стене, так называемый улук, взбивали шерсть. Струна улука делалась из овечьих кишок немолодых овец. По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой-крючком (битком). Струна, вибрируя, разбивала в пух овечью шерсть. Отсюда и пошло выражение «разбить в пух и прах».

Позади улука подвешивали решетку или бредичную рыболовную сетку, чтобы шерсть катилась на лавку. Взбитую шерсть раскладывали на столе в виде буквы «Т», на нее клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер будущего валенка. Затем складывали букву «Т» по оси и легонько, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой ниткой. Получалось некоторое подобие валенка.

Заготовку пересыпали ржаной мукой, помещали в большой ведерный чугун и кипятили. Потом вынимали прокладку, заменяя ее деревянной колодкой. Лишь после этого начиналось валяние валенка. Мастер катал валенок вальком, его шлепали, били, колотили, гладили по специальной скамейке с ребристой поверхностью и с небольшим наклоном. И чем сильнее били и катали, тем больше валенок садился на колодку, становясь все меньше и меньше. В голенища вставляли распорки, придавая изделию форму валенка. Готовые валенки красили и сушили.

Оказывается, среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время выступления.

7. Музей « Русские валенки»

Музей открыл свои двери в декабре 2001 года, подарив своим первым посетителям по-русски разудалый праздник. Встречал гостей бурый медведь, танцевавший с валенками в лапах. Артисты фольклорного коллектива веселили народ частушками и вовлекали в весёлый хоровод.

Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими (современными и уже ушедшими в историю) фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

8.Изготовление подарка.

Модельеры соревнуются в изысканном оформлении валенок. Я тоже решил украсить валенки. В этом мне помогла девочка из моего класса, Лушникова Дарья. Сначала я рассмотрел несколько вариантов отделки. Выбрал лучший.

9.Самооценка.

« Валенки Победителя» готовы! Они оригинальны и полезны для здоровья. Я думаю, Михаилу Илларионовичу будет приятно получить такой подарок. Мы никогда не забудем великий подвиг советского солдата-Победу!!!

Источники информации

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» Программа-  учебно - методическое пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – СПБ: Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004 г.

О.Г. Германова « Знай наших! или Особенности национального образа жизни», серия журналов «Сделай сам»: Москва «Знание», 2002г.

А. В. Пёрышкин « Физика 7 класс» -учебник: Москва « Дрофа», 2009г.

Ресурсы интернета: i-fakt.ru,istoriya-sozdaniya.ru, ValenkiSvoimiRukami.ru.

Опубликовано в группе «Школьные проекты по физике»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.