12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алиса Тютенкова33
Россия
0

Статья «Реализация индивидуального подхода в современной системе дополнительного образования в контексте учения К.Д.Ушинского»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ К.Д.УШИНСКОГО

Тютенкова Алиса Вячеславовна

(г. Курск)

Педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования имеет особую специфику, связанную с особенностями функций этих учреждений в системе комплексной работы по формированию всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Необходимость индивидуализации в современной системе дополнительного образования связана с тем, что любое воспитательное воздействие должно преломляться через индивидуальные особенности, внутренние условия становления, без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс формирования основ личности. Кроме того, гармоничное всестороннее развитие ребенка, являющееся программной целью нашего общества, предполагает в качестве важного условия выявление творческого потенциала обучающегося, который в значительной мере оказывает влияние на становление его индивидуальности как высшего уровня развития.

Социально - воспитательная система дополнительного образования является открытой для совместной деятельности и имеет социокультурную направленность, которая формирует у ребенка потребность в творческом восприятии мира. В школе индивидуализация педагогической деятельности осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования – со стороны самого обучающегося, потому что он занимается по тому направлению, которое действительно интересно. Целью гуманистической педагогики в рамках такой системы является воспитание индивидуальности, личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием [3]. Таким образом, содержание работы в учреждениях дополнительного образования «…диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека»» [2, 174].

Нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским, считавшим, что главное в любой образовательной системе – единство теории и практики, всестороннее обобщение педагогического опыта - "…теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. В любой педагогической деятельности, которая строится на научной основе, нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику». К.Д. Ушинский отмечает, что "…воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение», а задача педагогического взаимодействия в “…изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”, также он конкретизировал, что «…без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» [5, 42].

Исходя из теории К.Д. Ушинского, можно прийти к выводу, что сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим в системе дополнительного образования, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого обучающегося, исходя из знания его психологических особенностей, возрастных возможностей, а также способности размышлять и анализировать совместно с ребенком и вместе идти к поставленной цели. В этой связи индивидуальный подход должен присутствовать во всей системе дополнительного образования, стать принципом работы и быть органической частью целостного педагогического процесса. Педагог должен помнить, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоценен. Можно согласиться с Холодной М.А., считавшей, что цель индивидуализации в учреждении дополнительного образования в создании «…условий для раскрытия и формирования индивидуальности каждого ребенка» [6, 180].

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные черты, которые уже есть у ребенка, но и формировать новые значимые качества, стремясь к целостности и многогранности личности. Для этого организуется совместная творческая деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию и развитие положительных личностных качеств. Актуальна мысль К. Д. Ушинского, который в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «…если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4, 446].

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности и учитывает сочетание всех интегративных качеств, задатков, дарований, способностей, типа темперамента, а также условий воспитания в семье, отношений с окружающими и со сверстниками в коллективе. Индивидуальный подход должен стать принципом гуманизации педагогического взаимодействия во всей воспитательной системе работы учреждения дополнительного образования. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в каждом обучающемся для обеспечения целостного развития личности.

Можно согласиться с Ананьевым Б.Г., который считал, что «…каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека» [1, 200].

Главным достоинством индивидуального похода в системе дополнительного образования является то, что он позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп работы к особенностям каждого ребенка, следить за успехами в деятельности, вносить необходимую коррекцию, содействовать развитию потенциальных возможностей.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выходу, что в воспитательной системе учреждения дополнительного образования индивидуальный подход в контексте учения К.Д.Ушинского:

- выступает как формирующий и развивающий принцип гуманистической педагогики;

- способствует становлению и развитию творческой личности, ориентированной на самореализацию через творчество;

- реализуется по отношению к каждому ребенку;

- находится в постоянной динамике;

- осуществляется различными педагогическими средствами;

- является оптимальным для создания условий для развития детской одаренности.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 209 с.

2.Бруднов А. К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей: Публицистично-аналитическая записка, рассмотренная коллегией Министерства образования РФ 25 мая 1994г. // Воспитание школьника, 1994 .- №5.-С.2-4.

3. Козлова Н. Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №341. -С.174-177.

4.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

 5. Ушинский, К. Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. Т. 2. –М.–Л., 1948. – С. 42–68.

6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.