12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кисиленко Елена Анатольевна1261
Моё образование.Славянский педагогический универский Квалификация:Воспитатель детей дошкольного возраста. Практический психолог в учреждениях образования.
Россия, Донецкая Народная Респ., Донецк

                                Наследие К. Д. Ушинского в области образования

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

Искусство воспитания опирается на науку.

Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»

                                                                                     К.Д Ушинский.

 t1679071899aa.jpg

Среди великих достижений отечественной педагогики, Особое внимание привлекает наследие великого педагога К. Д. Ушинского.

К. Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив основу создал целостную педагогическую систему.

К. Д. Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Ушинский по-новаторски подошел к разработке дидактических принципов. В его произведениях нашли обоснование следующие принципы обучения: наглядности, сознания и активности, последовательности и систематичности, прочности знаний, связи обучения с жизнью, эмоциональности, сочетания интереса и ответственности. В процессе обучения все принципы не выступают самостоятельно, а органично переплетаются и обуславливают друг друга.

К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду.

Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

По мнению К. Д. Ушинского, народное воспитание есть такое воспитание, которое проникает в быт, характер, поведение и всю жизнь народа.

Воспитание, построенное на принципе народности, предусматривало формирование гражданина, патриота, честного, трудолюбивого, справедливого и искреннего человека, который превыше всего ставит интересы своего народа.

Основные идеи:

1. Идея народности в общественном воспитании.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет, ту питательную силу, которых нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

«О народности в общественном воспитании» (1857 г.).

2. Реформирование народной школы.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». Константин Ушинский.

3. Труд – основа воспитания.

«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности и труд должен быть воспитателем человека» К. Ушинский.

4. Родной язык как средство воспитания.

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, отжившее, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое.

Он не только выражает собою жизненность народа, но и есть именно эта самая жизнь». К. Ушинский.

5. Женское образование.

«Если смотреть на женщину по - другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будет другим. Нельзя забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества». К. Ушинский.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».

«Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняет одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье». К. Ушинский.

Принцип народности воспитания

Важнейшим признаком и лучшим выразителем народности К. Д. Ушинский называет родной язык.

Поскольку воспитание должно быть народным, так говорил Ушинский, родной язык должен занимать центральное место в воспитании человека.

Проблема гармоничного развития и воспитания личности

В вопросах воспитания К.Д. Ушинский опирался на идею гармоничного развития личности.

Гармонично развитым считал человека, у которого совмещены умственная зрелость, нравственное совершенство, физическая и эстетическая развитость.

Все стороны воспитания рассматривал как единый процесс, где они, как и в действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга.

Основы нравственного воспитания закладываются в семье, где большое значение имеет устройство семейной жизни, отношения между родителями и тд.

Продолжается нравственное воспитание в дошкольном учреждении, школе.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие.

Проблема гармоничного развития и воспитания личности

Первоисточником формирования нравственной стороны ребенка, ровно как и всех остальных его сторон, в жизни и в воспитании выступают средства природы.

По утверждению Ушинского, эти средства являются наиболее доступными для детского восприятия.

Главная задача педагога-научить детей замечать и наблюдать красоту природы.

Для этого он советовал проводить экскурсии на природе.

Помимо прочего, Константин Ушинский много внимания уделял физическому развитию человека.

Он оставил после себя много работ, посвященных физическому воспитанию.

Самые известные из них:

"Потребность отдыха и сна»;

"Воля как власть души над телом»;

"Склонность к лени»;​​​​​​​

"Физиологическое объяснение произвольности движений»;

"Физическая теория произвольности движений»;

«Мускулы";

"Общие замечания о физическом воспитании»

Рассказы Константина Ушинского — творения великого педагога, собирателя фольклорных сюжетов и талантливого рассказчика, увлекают детей с первых строк произведения. В них дети встречают знакомых персонажей из народных сказок, людей и животных. Сказки и рассказы Константина Дмитриевича всегда ненавязчиво учат добру, любви к природе, умению прислушиваться к советам старших и развивать свои лучшие качества.

Константин Ушинский оставил после себя много трудов.

Самые известные из его книг:

"Родное слово”

"Человек как предмет воспитания”

"Педагогические сочинение ”

"Педагогические произведения”

Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.