Творчество и детское развитие
Творчество и детское развитие
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Творческая деятельность – это социальный опыт, формирующий психику, личность и характер. Инициатива, активность, самостоятельность – это те важные качества, которые развиваются в процессе творческой деятельности. Влияние творчества на личность неоценимо. Творя, создавая, дети познают мир, самовыражаются, учатся нестандартно мыслить. Занимаясь творческой деятельностью, дети начинают проявлять интерес к деталям, учатся выделять главное.
Станция юных техников – это учреждение дополнительного образования, где дети учатся делать различные модели, макеты, поделки из разных материалов. Это целый творческий процесс, который начинается с идеи, замысла и заканчивается готовым изделием. На занятиях педагоги не ограничиваются одним видом творчества, здесь взаимосвязаны и техническое, и изобретательское и художественное творчество.
Занятия техническим или каким-либо другим видом творчества - эффективное средство в подготовке обучающихся к жизни, так как разносторонние знания и широкий кругозор позволяют гибко и осознанно ориентироваться в быстро меняющихся современных условиях. Занятия техническим творчеством развивают у обучающихся интерес к науке, технике, исследованиям. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к инженерной профессии, выработка «поискового навыка», вскрытие причин и следствий, постоянное движение от цели к результату.
Занимаясь с детьми разного возраста, мы как педагоги, понимаем, что творчество – это всегда эксперимент. Начиная любое дело, любой, даже самый несложный проект, никто до конца не знает, что же получится в результате. Есть идея и материалы, есть понимание того, что должно получится, все остальное – это детские способности и возможности, которые меняются с каждым новым творческим замыслом. Педагоги знают, что заставить заниматься творчеством нельзя, ребенка можно только заинтересовать. Поэтому важно создать условия, в которых ребенок будет себя чувствовать не просто учеником, а волшебником, творцом.
Дети, которые приходят на занятия впервые, познают и узнают путем проб, сомнений и ошибок. А вот уже после нескольких опытных творческих процессов они осознанно относятся к процессу творчества. У них развивается фантазия и мышление, физические возможности и концентрация внимания, есть понимание, что они хотят получить в результате своей деятельности.
Любое творчество — это взаимосвязь ручной работы и мыслительной деятельности. Способность концентрироваться – это важный момент, который способствует умственному развитию. У ребенка заняты руки, и в это же время нужно задумываться и задавать себе вопросы о том, какой результат он хотел бы получить. Сосредоточенность на процессе формирует усидчивость, внимание, умение строить нужные алгоритмы.
Есть еще одно очень важное качество современного человека, которое можно развить, и лучше всего этому способствует творчество. Это качество - креативность, т.е. способность мыслить нестандартно. Сейчас креативность высоко ценится в людях, потому что помогает быстро ориентироваться в сложной ситуации. Всем нам креативность помогает не зацикливаться на проблеме, а решать ее. Любая задача для творческого человека, это творческий процесс. Когда это воспринимается так, задача становится интереснее, человек ищет новые подходы к ее решению. Это качество, сформированное у ребенка, поможет ему реализоваться в любой профессии и стать уникальным специалистом.
Когда занятия ребенка связаны с ручным созидательным творческим трудом, то он начинает больше полагаться на визуальное восприятие мира. Ребенок учится воспринимать реальность глазами, учится видеть прекрасное и выражать себя через творчество. Чем раньше ребенок начнет замечать красоту окружающего мира, тем быстрее у него появится вкус, чувство меры и цвета. Ребенок, занимаясь творчеством, учится сравнивать, прослеживает логические связи между событиями и развивает свое ассоциативное мышление. В будущем это поможет ему легче находить решения, запоминать информацию.
В наше не совсем спокойное время очень важно способствовать развитию эмоционального интеллекта ребенка, чтобы он сформировал правильное мироощущение. Через творчество ребенок получает возможность безопасным путем освободиться от накопившихся переживаний. Дети поглощают слишком много новой информации, поэтому процесс ее переработки должен происходить через занятие, которое успокаивает и дает положительные эмоции. Творчество помогает ребенку контролировать свои чувства и исследовать их. Этот опыт дает ему возможность познать себя, выпустить накопившуюся энергию и ощутить спокойствие.
Через творческую деятельность ребенок осознает, на что он способен и какие препятствия может преодолеть. Например, у кого-то не сразу получается правильно держать кисточку, а у кого-то уверенно работать с пластилином. Благодаря постоянным регулярным творческим занятиям у ребенка развиваются такие важные качества как настойчивость и усидчивость. Находясь в творческом процессе, ребенок тестирует, экспериментирует, терпит неудачу, пробует заново, находит правильное решение, и, наконец, добивается успеха, испытывая при этом гордость и удовлетворение от процесса. Для ребенка очень важно чувство радости от полученного результата, уверенность в себе, осознания себя как человека умеющего. Он обретает веру в то, что у него достаточно сил, чтобы преодолеть любые неудачи в будущем. Поэтому творческие занятия тренируют силу духа не хуже любого вида спорта.
Какое положительное воздействие творчества мы замечаем в процессе регулярных занятий?
развивается мелкая моторика;
развивается познавательный интерес;
происходит положительное эмоциональное развитие;
формируется самооценка;
ребенок учится понимать свои желания и потребности;
развиваются мышление, воображение, память, восприятие;
улучшается концентрация внимания.
Педагоги, обучающие детей творческому труду, должны быть гибкими и адаптироваться к обстоятельствам. Важно учитывать желание детей, уметь организовывать совместную творческую деятельность.
Важно создать ребенку такой творческий опыт, который будет для него приятным и интересным, а значит, он захочет его повторить.
Творческие занятия делают жизнь ребенка интересной и разнообразной. Когда ребенок сам придумал, сам сделал, доволен результатом! Удовлетворенность от полученного результата, сам процесс — это все повышает понимание значимости творческого труда. Ребенок хочет творить снова и снова. Навыки решения задач, умение справляться с трудностями, тяга к самовыражению, целеустремленность, любознательность, смекалка – все эти важные качества личности пробуждается в детях, когда они находятся в процессе творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет: учебно-методическое пособие : [16+] / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 59 с.
Бучкова, А. Творческий ребенок : развиваем креативность с ранних лет / А. Бучкова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 73-77.
Еременко, Н. А. Возможности декоративно-прикладного творчества в развитии креативности у детей дошкольного возраста / Н. А. Еременко, Г. В. Тугулева // Мир детства и образование : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 21 мая 2021 года
Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г. «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника»
В.Г. Дмитриева, 2006 г. «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному»,
Е.И. Николаева, 2006 г. «Психология детского творчества»