Внеклассное мероприятие в 6 классе «У каждого цветка свой аромат, у каждого человека свои достоинства»
МОУ СОШ №1с. Шалушка
Внеклассное мероприятие.
Открытый классный час в 6 «В»
У каждого цветка свой аромат, у каждого человека свои достоинства.
Провела
классный руководитель
6 класса «В»
Лиева Ляна Исмаиловна.
Для семинара завучей.
2009
У каждого цветка свой аромат, у каждого человека свои достоинства
Цели:
-Познакомить учащихся с понятием толерантности. Формирование установок толерантного сознания.
- Воспитание толерантности учащихся на основе изучения и освоения национальных культур, а также профилактика терроризма и экстремизма;
- Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Оформление.
1. На доске:
а) Определения толерантности у разных народов.
Испания. «Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения»
Франция. «Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам».
Англия. «Готовность быть терпеливым, снисходительным».
«Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззваниях и при этом не допускать дискриминации».
Китай. «Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным».
Арабы. «Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность к терпению, терпение, расположенность к другим».
Русские. «Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнениями других, быть снисходительным к кому-либо, чему-либо.
б) Пословицы народов.
В чужой монастырь со своим уставом не суйся (рус.)
В чью лодку сядешь - тому и подтянешь (тат.)
У каждого цветка свой аромат, у каждого человека свои достоинства (удм.)
В какое село приехал, тот обычай и соблюдай (осетин.)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (рус.)
Имеющий 1000 друзей - спасся, имеющий 1000 голов скота - погиб (чеш.)
Сила птицы - в крыльях, сила человека - в дружбе (тат.)
2. На закрытой доске.
1)Толерантность - терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям, уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.
2) схема.
Толерантность:
Прощение
Уважение прав других
Сотрудничество, дух партнерства
Уважение человеческих достоинств
Милосердие
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Принятие другого таким, какой он есть
Сострадание
Ход.
I. Вступление. Приветствие.
Фи махуэ ф1ыуэ (по-кабардински),
Кюн ахъшы болсун (по-балкарски),
Здравствуйте (по-русски),
Ди дика хейла шина (по-ингушски),
Му ю хъо (по - чеченски),
Агасу (осетинский),
Барэв дзес (по-армянски),
Эсейн мессэ (по-татарски)
Привит (по-украински),
Hello (по-английски).
Выходят 3 ученика. Приветствуют присутствующих на разных языках: рус., тат., удм., башк., англ., нем.
1-й ученик: Русский, кабардинец и балкарец -
Вместе: Пусть меж нами будет мир.
2-й ученик: Я – кабардинец,
3-й ученик: Балкарец - я,
Вместе: Но мы добрые друзья. Все в России мы живем, а Кавказ - наш общий дом!
На сцену выходят дети в национальных костюмах: кабардинцы, русские, балкарцы.
У1: Наша Родина – Кабардино-Балкария.
У2: Мы живем дружно.
У3: Мы терпимы друг к другу.
У4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми.
У5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.
Ученица читает стихотворение “Застынь, проклятая война”.
Застынь, проклятая война. |
Нам солнце яркое светить, |
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании.
II. Основная часть.
На планете более 6 млрд. людей. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям и культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Кто-то цветом кожи, или формой носа, или манерой разговаривать, кто-то тем, как другой одет, или какую слушает музыку.
Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или постараться ужиться с ними по мере сил и возможностей?
Вот об этом мы сегодня поговорим. А точнее, разговор пойдет о толерантности.
16 ноября - Международный день толерантности. Это слово уже знакомо, хотя на первый взгляд непонятно. Но его смысл и понятие важны для существования человека. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Что же это такое? Чтобы лучше понять, давайте поиграем.
III. а) Игра «Поднимите руку, кто ...»
Любит мороженое
Радуется хорошей погоде
Любит футбол
Любит шутить
Любит танцевать
любит интеллектуальные игры
Слушать музыку
Любит путешествовать
Любит друзей
Мы по- разному мыслим, у нас разная внешность, но нас многое объединяет.
б) Игра «Нам нужны различия».
Представьте себе, что вам предложили поехать в лагерь отдохнуть. Можно взять с собой друзей. Каких бы вы с собой взяли друзей? (веселых, трудолюбивых, надежных, добросовестных).
Мало кто сказал - как выглядит друг. Перечисляли качества личности. Играет ли внешность главную роль в данной ситуации? Интересно бы было, если все друзья были бы одинаковы? Почему в жизни нужны разные люди? Правильно. Не случайно основной закон природы - единство в многообразии.
в) Сказка о вечной Любви.
Жила-была девочка. Звали ее красивым именем - Любовь. У девочки было все, но не было друзей, поэтому девочка постоянно скучала. Решила девочка пойти к старому, седому, столетнему волшебнику. И обратилась она к нему с просьбой:
Помоги мне, дедушка, выбрать хорошую подругу, чтобы интересно было с ней дружить.
Волшебник ответил:
Приходи завтра ко мне в сад, когда птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Любовь так и сделала. Рано утром она пришла в условленное место. Там уже стояли пять прекрасных девушек.
Вот, выбирай - Радость - Удача - Красота - Печаль - Доброта.
Не знаю, кого. Они все прекрасны.
Правда, твоя. Но тебе нужно выбрать только одну.
В.: А кого бы вы, ребята, выбрали?
(Подошла к девочке Доброта и протянула руку.)
В.: Почему девочка выбрала Доброту? Подумайте об этом.
Справочная информация:
Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру человеческих отношений, формировали у них такие качества, как терпимость, интернационализм, умение находить общий язык с людьми.
В адыгском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ.
Народная педагогика адыгов располагает различными средствами воспитания толерантности подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество.
"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час. И этот процесс беспрерывный и постоянный"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание детей с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке «Чы щ1ык1э къэгъэш: бжэгъу хъумэ, къыпхуэгъэшыжынкъым» (Пока он прутик, согни: станет колом, не согнешь) Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".
В памятниках адыгской народной педагогики говорится о том, что молодому поколению надо прививать такое положительное качество, как терпение. Терпение (щыIагъэ, щэчыныгъэ, зыIэжэныгъ, пытэныгъ – в адыгейском варианте; шэчыныгъэ, бэшэчыгъэ, шыIэныгъэ, зызэтеубыдэныгъэ, зышыIэ, зыIэжъэ – в кабардинском варианте. Пословица «Сигу, зы1эжъэ, си жъэ, зыубыд». (О сердце мое, не горячись, о язык мой, воздержись!) предостерегает молодого человека от того, чтобы в состоянии ярости не наговорить лишнего, не оскорбить человека, внушает, что невоздержанность на язык разрывает человеческие взаимоотношения, что словом человека можно ранить сильнее, чем оружием, о чем конкретнее говорят другие изречения – «Что ранено мечом заживает, а что языком – не заживает», «Сказанное слово, что пущенная пуля».
Воспитание терпимости (толерантности) в адыгской народной педагогике неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном творчестве адыгов отразились дружеские симпатии к соседним народам: осетинам, кумыкам, сванам и другим. Так в предании «Жэщтеуэ» («Ночное нападение») с уважением говорится, что на обращение адыгов помочь отразить нападение войск крымского хана прибыло столько же осетин, кумыков и сванов, сколько было всего адыгских воинов.
Адыги внушали детям и молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов: «Хамэ хэку укIуэмэ, я фащэ зыщытIагъэ» (Если собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну думаешь ехать). Народ понимал, что любовь к родному народу не может строиться на неуважении к другим народам.
Ученица: В народе говорят: “От вкусной еды и каменное сердце размякнет, а от хорошего танца и скупой щедрым станет”. Так не скупитесь же на аплодисменты для наших танцоров.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,-
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
И напоследок…
Стихотворение А.Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В то домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той броде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом.
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так жили они года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
Ха-ха, хо-хо-хо - стал смеяться народ.
Вот чучело - каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда!
Учитель: Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.
Использованная литература:
1.С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное 80000 слов и фразеологических выражений. М.,2007
2. «Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка»/ http://referatcollection.ru/45429.html
Екатерина