Речь проходит в своем развитии определенные этапы. Разработаны нормативы речевого развития. Нарушение звукопроизношения - дислалия - требует коррекции. Оно может быть обусловлено недостаточным развитием артикуляционного аппарата, но иногда имеет более глубокие причины.
Отдельные звуки - «а-а-а», «у-у», «м», «ма», «ба», «па» - малыш начинает «петь» в 3 месяца. Он тянет их, будто поет, всячески варьируя интонацию. Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие смеха, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
Слоги: ма, ба, да «рождаются» в 6 месяцев. Основание для беспокойства: отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
Первые слова: мама, баба, папа с интонацией ребенок произносит к году. Основание для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.
Имена и названия предметов - на 2-м году жизни. Словарный запас 50-70 слов, а к концу 2-го года 200- 400. Плюс простые предложения «Мама дай!», «Кушать хочу».
Самого себя зовет словом «я». Освоил практически все звуки, за исключением таких «неподдающихся», как «р», «ц», «щ», - в 3 года.
Основание для беспокойства: отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении речевого подражания, как правило, воспроизводится часть слова или оно искажается (вместо «хлеб» - «пэха» и т.д.). Ребенок не строит предложения. Не говорит о себе в первом лице. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с хлюпаньем, имеют носовой опенок.
Может произнести четко рыба, цыпленок, щука в 4 года. Меньше глотает звуки, хотя незнакомые длинные слова все еще вызывают у него большие трудности в произношении. Словарный запас -1000 слов.
Основание для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку одним словом. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
На этом период активного обучения речи закончился. Ребенок активно общается, болтает «без умолку», используя все знакомые слова.