12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Валентиновна19

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРУДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРЫ, БИОЛОГИИ И ХИМИИ

«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)

 

Учителя:

Марченкова Татьяна Валентиновна,

учитель химии

Сотченкова Ирина Владимировна,

учитель литературы

Шлапакова Светлана Владимировна,

учитель биологии

д. Прудки

2017г.

Пояснительная записка.

Межпредметная интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей школьников, развития личностных качеств обучающихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности. Объективной основой интеграции научного знания является единая картина мира.

Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых личностью в сфере присвоения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности.

Интеграция способствует усилению интенсификации урока, формированию межпредметных связей, снижению перегрузок обучающихся, расширению сферы получаемой информации, подкреплению мотивации обучения, повышению творческой активности.

Методическая основа интегрированного обучения строится на формировании знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также на установлении внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук, возможности их естественного подчинения единой цели и функции. Именно поэтому мы обратились к этой технологии.

Тема данного урока в 10 классе выбрана не случайно, так как в этом возрастном периоде учащиеся наиболее часто испытывают чувство влюблённости, что нередко сопровождается неадекватным поведением, изменением их физического и физиологического состояния. Все эти симптомы объяснить им самим очень сложно, эту задачу мы взяли на себя.

На данном уроке мы попытались связать воедино эмоциональные и нравственные аспекты любви, семейных ценностей и биохимические процессы. Поэтому, главной целью нашего урока стало формирование представлений о гармоничных отношениях между мужчиной и женщиной, которая является основой создания семьи, с интеграцией знаний по химии, биологии, в ракурсе психологии межличностных отношений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Предварительно обучающиеся получили домашнее задание по химии и биологии повторить материал о строении и свойствах аминов, аминокислот, полипептидов, об обмене веществ в клетке. Также ученикам было предложено прочитать и проанализировать научный текст, подобрать дополнительный материал по некоторым веществам, используя научную литературу. При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на уроках литературы ученики касались отношений между людьми, рассматривали их чувства.

Информация, которую мы использовали на уроке, конечно, выходит за рамки школьной программы и учебника, но мы считаем это оправданным приёмом, так как обучающиеся данного класса отличаются высоким уровнем развития, в большинстве своём хорошо учатся, начитанны, любознательны, серьёзно относятся к изучаемым предметам.

Тема урока: «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Цели урока:

-на основе имеющихся знаний о строении и свойствах аминов, аминокислот, полипептидов, обмене веществ в клетке сформировать представление о биохимических процессах, происходящих в организме человека на разных стадиях проявления любви; формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений; развивать философское осмысление любви, семейных ценностей в целостной взаимосвязи в соответствии с мировоззрением обучающихся, а также совершенствовать умения работать с научной литературой, со схемами, таблицами; высказывать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения; воспитывать гармонично-развитую личность, на основе морально – этических качеств.

-погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

-развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;

-воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач; показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде», любви.

Оборудование: интерактивная доска;

персональные компьютеры;

фрагмент текста «Любовь и химия» из книги Г. Чепмена

«Пять языков любви». Санкт – Петербург: Библия для всех 2003;

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: межпредметный интегрированный урок.

Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения- процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний, ИКТ.

Методы обучения: исследовательский и частично – поисковый.

Ход урока:

1. Организационный этап: Приветствие друг друга и пожелание успехов и взаимного удовлетворения от урока.

У каждого ученика на парте лежат разноцветные карточки, что позволит быстро организовать ребят в группы. На каждой карточке нарисован вензель семьи: Р-Ростовых, К-Курагиных, Б-Болконских.

Приложение1.

Учитель литературы. На наш урок литературы сегодня пришли учителя биологии и химии, вместе мы попытаемся разобраться в особенностях семейных отношений.

Актуализация знаний.

Сегодняшний урок для меня, пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни-семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье?  По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи.

«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.

Эвристическая беседа и работа на ПК.

Чем для Вас является понятие семья?  Составьте кластер на ПК.

Ученики на ПК составляют каждый свой кластер. Затем на интерактивной доске составляется общий кластер.

Составление кластера. Обсуждение понятий.


 


 


 


 


 


 

Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая школа жизни.

Открытие нового знания.

Учитель литературы. Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей? 

Выступления обучающихся.

Вывод: С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлены различные типы семей: Ростовы, Курагины, Болконские, Друбецкие и др. Если бы я попросила Вас объединить их в противоположные лагеря попарно, то как бы Вы это сделали?

Предполагаемые ответы обучающихся.

Ростовы и Болконские

Курагины и Друбецкие

Вы, надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей». Таким образом, какова цель нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.

Учитель литературы: Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.

На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.

Класс разделён на группы. 1 группа рассказывает о семье Болконских. 2 –Ростовых, 3 - Курагиных.

В течение урока заполняется таблица в тетрадях и на интерактивной доске. Пример таблицы.

Болконские.

Ростовы.

Курагины.

Честь

Искренность

Материальные приобретения

Честность

Открытость

Выгода

Непримиримость

ко всему
несправедливому

Бескорыстие

Расчёт

«Деятельность и ум»

Стремление любить весь мир

Корысть

Патриотизм

Широта души

Равнодушие к другим людям

Уважение

Доверчивость

Фальшь

Преданность

Безрассудная щедрость

Положение в обществе

Человеческое достоинство

Бескомпромиссность

 

Любовь

Порядочность

 
 

Рыцарство

 
 

Жизнелюбие

 
 

Стремление к добру

 
 

Верность

 
 

Любовь

 

Задание 1 группе. Дайте характеристику семье Курагиных, подтвердите выдержками из романа.

Предполагаемые ответы. Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в её понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.

Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Мы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живёт обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать её замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а её брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную чёрствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».

Задание 2 группе. Дайте характеристику семье Ростовых.

Предполагаемые ответы. Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечают сцену приёма гостей - «поздравителей» - графом Ильёй Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - всё это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.

В семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчёт и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает «жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким тёплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.

Теперь охарактеризуем семью Болконских.

3 группа. Николай Андреевич Болконский:  У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошёл суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья:  Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей : Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так её и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел своё миропонимание, во многом разочаровался. Наташа «вдохнула» в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы.

Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Учитель литературы: Спасибо, а теперь давайте обсудим, существуют ли различия между семьями Болконских и Ростовых?

Предполагаемые ответы. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и её брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.)

Учитель. А чем похожи эти семьи?

Предполагаемые ответы. Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Любовь – это часть жизни этих людей.

Члены же семьи Курагиных чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она ещё цветок в бутоне» (Анатоль). Они не умеют любить.

Учитель литературы: А что такое любовь? Потребность любить и быть любимым основная эмоциональная, чувственная составляющая любого индивида. Что происходит в организме человека с его биохимическиими процессами, как на любовь реагирует организм? Понять это нам помогут наши уважаемые учителя химии и биологии.

Учитель химии. Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знания о том, что переход от влюбленности к возникновению большого чувства обеспечивается выработкой и выделением в организмах любящих людей данных химических веществ. А вот, что говорит поэт. На фоне музыки звучит стихотворение.

Попробуй химию любви понять-

Влюблённость, страсть и умиротворённость.

На чём основана сердечная сплочённость?

И как своей любовью управлять?

В качестве опережающего домашнего задания вам был предложен текст «Любовь и химия», который нужно было проанализировать, выписать названия химических веществ, встретившихся в тексте, и указать какую роль они играют в организме человека.

Приложение № 2.

- Прочитайте свой анализ текста, учащиеся выборочно зачитывают анализ текста.

Предполагаемые ответы. В данном тексте говорится о химических веществах, которые образуются в организме любого человека, который переживает разные состояния любви.

-Какие вещества вы выписали? На интерактивной доске появляются поочерёдно данные вещества.

АМФЕТАМИНЫ - выделяются в период влюблённости.

ЭНДОРФИНЫ - выделяются на второй стадии любви- благоденствия.

ОКСИТОЦИНЫ - биокатализаторы, выделяются в обеих стадиях.

ФЕРРОМОНЫ, вещества, обладающие характерным тонким, специфическим запахом.

Учитель химии. Итак, в тексте вы выделили четыре группы веществ, которые участвуют в биохимических процессах организма.

Безусловно, любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма химических соединений.

Звучит стихотворение на фоне музыки.

Волненье сердца, замиранье, трепет

И речь, похожая на детский лепет,-

И кажется, в крови адреналин,

Но уверяю, то фенилэтиламин!-

Его влюблённость щедро поставляет,

И он волненье сердца вызывает!

Учитель биологии: Что же это за удивительное вещество фенилэтиламин? Это органическое вещество, которое относится к группе амфетаминов; оно обладает мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирует ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами.

-Какие вещества называются биогенными?

-Биогенными – называют вещества, происходящие от живого организма, связанные с ним; оказывающие стимулирующее влияние на организм.

-Фенилэтиламин в одних тканях служит нейромедиатором, т.е. является физиологически активным веществом, осуществляющим связь между нейронами, а в других – гормонами – биологически активными вещества, которые вырабатывают железы внутренней секреции. Кроме фенилэтиламина к группе амфетаминов относятся адреналин, норадреналин, дофамин.

На интерактивной доске появляются формулы данных веществ, на столах у учащихся также инструкционные карты.

β -эндорфин:

H N -Тир—Гли – Гли – Фен – Мет – Tpе - Сер—Глу—Лиз—Сер—Глт—Тре—Про –Лей - Вал—Тре – Лей – Фен – Лиз – Асн -Ала –Иле - Вал—Лиз—Асн—Ала—Гис—Лиз—Лиз—Гли - Глн - ОН

Окситоцин:

HN —Цис—Тир—Илей—Глн—Асп—Цис - Про –Лей – Гли – CONH2

Учитель химии. Итак, биогенные амины или катехоламины - влияют на обменные процессы и регуляцию функций организма.

-А каков их состав и строение? Перед вами формулы биогенных веществ, выявите сходство и различие в составе и строении.

HO CH2 -- CH2 -- NH2 ДОФАМИН

HO

CH2 -- CH2 -- NH2 2-ФЕНИЛЭТИЛАМИН

ОН CH -- CH2 -- NH2 НОРАДРЕНАЛИН

ОН

ОН

ОН CH -- CH2NH—СН3 АДРЕНАЛИН

ОН

ОН

Учащиеся называют черты сходства:

- Наличие бензольного кольца

- Алкильный радикал

- Аминогруппа

- В формулах трёх веществ есть гидроксильная группа, связанная с бензольным кольцом, что обеспечивает их сходство с классом фенолов.

Отличия:

-У фенилэтиламина отсутствуют гидроксогруппы в бензольном кольце, он не принадлежит к классу фенолов.

-Правильно! Как вы думаете, чем можно объяснить сходство ощущений при стрессе и влюблённости, если в организме выделяются одинаковые вещества: адреналин и фенилэтиламин?

-Очевидно, это объясняется наличием у обоих веществ аминогруппы.

-Предположите, какими химическими свойствами должны обладать данные вещества, если они принадлежат к классу аминов?

- реагировать с водой, что сопровождается высвобождением гидроксогруппы и созданием щелочной среды;

-С кислотами;

-С аминокислотами.

-Реакциями окисления или горения с образованием азота, углекислого газа и воды;

-А как вы думаете, что происходит с этими веществами в организме при их выбросе?

-Азот поступает в кровь при окислении

-Создаётся щелочная среда в тканях органов и в крови

-Дезаминирование (аминогруппа переходит в ион аммония ) с выделением в кровь ионов аммония

- Синтезируются новые вещества белковой природы

-Да, симптомы любви и стресса поразительно похожи, т. к. пути перемещения их в организме в обоих случаях одни и те же. Этот вопрос целесообразно рассмотреть и с позиции биологических процессов, учитывая, что они протекают под действием ферментов.

Учитель биологии. Изучая тему «Обмен веществ и энергии» мы выяснили, что этот сложнейший процесс состоит из двух стадий: анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада). Вот с этой точки зрения и поговорим о метаболизме адреналина. Найдите на столах информационную карту-схему «Воздействие адреналина на организм и продукты его метаболизма». Такая же схема расположена на интерактивной доске.


 


 


 

Адреналин

 

 


 


 


 


 


 


 

 

H2O


 

 

 

Кислота

NH3

H2O2

O2


В мозговом веществе надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин- гормон агрессии и адреналин- гормон тревоги. Предполагают, что превращение норадреналина в адреналин происходит в цитоплазме. Процесс стимуляции их выброса контролируется гипоталамусом и стволом мозга. Попадая в кровь-гормон адреналин, способствует образованию фермента фосфорилазы, который в свою очередь обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Белки расщепляются с выделением энергии.

Влюблённость сравнивают с состоянием стресса, в результате которого выброс адреналина усиливается, количество вырабатываемой энергии увеличивается, чем и объясняется усиление физической выносливости человека. Статистика показывает, что влюблённые болеют значительно реже, или только болеют от любви. В то же время под влиянием образовавшегося фермента фосфорилазы ускоряется распад гликогена в печени, что приводит к резкому повышению сахара в крови и нередко к потере веса. В результате обменных процессов в кровь попадают также и токсические для организма человека продукты; аммиак и перекись водорода. Эти вещества вам хорошо знакомы, вы их изучали на уроках химии и биологии, поэтому я просила подготовить небольшие сообщения о них.

Приложение №3.

Спасибо, ребята! Далее, мы продолжим знакомиться с такими веществами как окситоцин и эндорфин. Сейчас мы обратимся к информационному листу, на котором представлены формулы этих веществ. Посмотрите на них внимательно, укажите их сходство и различия.

- Это вещества белковой природы, состоящие из аминокислотных звеньев

- Различных по количеству - в одном 31, а в другом-9.

Эти вещества нам незнакомы, прослушайте информацию, которую подготовили для вас ребята, используя дополнительную литературу.

Приложение № 4.

Спасибо за полезную информацию. В качестве дополнения хочу заметить, что такие вещества как фенилэтиламин, а вместе с ним и адренлин, оказывают на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин - успокаивающее. Также обращаю ваше внимание на то, что эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесённых извне.

Для гармоничной любви, которая приведёт к созданию семьи, не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволяет любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной. Именно о такой любви мечтает каждый человек. Каждый хочет прожить свою жизнь в семье, в которой ценят и уважают друг друга. Заботятся. Понимают. Поддерживают. Счастливы быть рядом, говорить, прикасаться, любить.

Учитель литературы. Мы познакомились с семьями Ростовых, Болконских, Курагиных. А в конце романа перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Какими стали наши герои? Как вы относитесь к характеристике наших героев? Как теперь выглядела Наташа?

Почему? Что стало теперь главным в её жизни?

Какое у неё было отношение к мужу?

Чего вы не приемлете в образе замужней Наташи?

Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, в эпилоге Наташа такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек.

Семья, по мнению Толстого – это нравственная основа всего, что есть на земле.

Холодный дом, и ветер за окном.

Мне кажется, я для любви потерян.

И вот беру я с книжной полки том

«Война и мир» великого Толстого.

Наташа, Пьер, Андрей и старый князь.

Всё в детстве моём школьном было.

Вдруг от страниц повеяло теплом,

И понял я – любовь всему мерило.

Любовь, семья и отчий дом.

Все то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несёт бессмертный гений мудрого Толстого.

А что мы знаем о семье автора величайшего произведения? Какой была его семья? Что вложили в него его родители? Об этом мы послушаем выступление ученика.

Рассказ о семье писателя с использованием документального фильма «Лев Толстой». 

О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.

Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.

Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.

Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.

А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».

Спасибо.

Рефлексия. Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям.

Какими семейными ценностями мы дополним наш кластер?


 


 


 


 


 


 


 


 


Взаимо - и самооценка работы на уроке. Ребята оцените свою работу на уроке. Что для вас было особенно интересно и что вызвало эмоциональный подъём?

Подведение итога урока. Вот и подошёл к концу наш не совсем обычный урок. И, завершая его, я хочу вам напомнить, что любовь - это эмоциональное отражение сложнейших биохимических процессов, протекающих в организме.

Может быть те знания, та информация, которую вы получили на уроке,

помогут вам обрести терпение, выдержку и на долгие годы сохранить любовь страстной, взаимной и счастливой, в дальнейшем создать крепкую семью со своими семейными ценностями.

Сегодня на уроке вы прекрасно трудились. Впервые мы в одном уроке соединили знания сразу нескольких предметов, и вы, ребята, достойно с этим справились. Оценим ваши знания также по трём предметам: по литературе, химии и биологии, после проверки поисковой работы по предварительным заданиям, а также и по работе в тетрадях в классе. Спасибо за активное участие и замечательную подготовку к уроку. Желаем вам успехов.

 

Приложение 1.

Приложение 2

«Любовь и химия» » из книги Г. Чепмена «Пять языков любви». Санкт – Петербург: Библия для всех 2003;

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь - неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность - это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства представляет собой «акт воли, она требует дис­циплины и признает необходимость личност­ного роста».

Учеными доказано, что любовь между муж­чиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических про­цессов, протекающих в их организмах. Оказа­лось, что влюбленность и зрелая любовь свя­заны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам - харак­терные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержа­щийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя вни­мание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно че­ловеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин - представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман пишет: «Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что по­вышение концентрации фенилэтиламина в кро­ви не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигаются в период от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмер­ного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов - веществ, успокаивающе действую­щих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние чело­века. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благода­ря эндорфину - естественному болеутоляющему веществу - происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющим­ся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образо­вания фенилэтиламина, так и в период, сопро­вождающийся активным выделением эндорфи­на, организм вырабатывает окситоцин - веще­ство, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состоя­ния влюбленности к возникновению глубоко­го чувства любви обеспечивается выработкой в организмах любящих конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвления», который часто при­водит к разрыву любовного союза?

Точки зрения на эти вопросы раз­личны... Но, безусловно, права Г.А. Гухман, считающая, что любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма хими­ческих веществ: «Это связь души и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!»

Приложение 3.

Аммиак

Аммиак даже в небольших количествах токсичен для центральной нервной системы. Аммиак постоянно продуцируется в тканях и поступает в кровь венозной воротной системой, из которой быстро извлекается в печени. Поэтому кровь, выходящая из печени, практически не содержит аммиак. В митохондриях печени конечные продукты азотистого обмена превращаются в основном в высокорастворимое нетоксичное соединение – мочевину. При этом ионы аммония связываются с углекислым газом, также содержащимся в венозной крови.

Перекись водорода.

Перекись водорода может восстанавливаться до воды под действием пероксидазы, которая содержится в молоке, лейкоцитах и тромбоцитах. Процесс превращения перекиси водорода в кислород и воду происходит при участии каталазы. Каталаза имеется в крови, в костном мозге, в мембранах слизистых оболочек и особенно в больших количествах в печени. Выделяющийся при этом кислород включается в систему биологического окисления, усиливая окислительные процессы в организме. Возможно, повышение давления венозной крови объясняется не только сужением сосудов печени, но и связано с поступлением в неё кислорода, как продукта окисления перекиси водорода.

Приложение 4.

Эндорфин.

Эндорфин – общее название эндогенных (внутреннего происхождения)пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «природным наркотиком» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этим и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Биологические функции эндорфина: обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры и кровяного давления, стимуляция сокращения мышц. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желёз в организме человека.

Окситоцин

Окситоцин – гормон задней доли гипофиза. Образуясь в гипоталамусе, он переносится в связаный с белком – переносчиком (нейрофизином) форме с аксоплазматическим током в нервные окончания задней доли гтпофиза. Далее вместе с тем же нейрофизином, относительноя молекулярная масса которого равна 19000, он секретируется в кровоток при соответствующей стимуляции. В крови окситоцин не связан с белком; существует в плазме недолго (период полужизни в плазме 2-3 минуты); метаболизирует в печени. Главные стимулы высвобождения окситоцина - нервные импульсы, которые возникают при мышечном раздражении.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.