12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44520
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
21

У р о к 6. «Рождество — это время радости и мира во всем мире». (По рассказу А.И.Куприна «Бедный принц»)

Родная русская литература. 5 класс



У р о к 6. «Рождество — это время радости и мира во всем мире». (По рассказу А.И.Куприна «Бедный принц»)



Цели: расширить представление пятиклассников о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, о славянских праздниках и традициях, развивать умение определять родо- жанровую специфику художественного произведения, определять тему и основную мысль произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, в ходе анализа выявлять особенности построения святочного рассказа; воспитывать доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики рассказа, понимание роли диалога в художественном произведении; владение элементами анализа персонажей произведения; умение выразительно читать прозаические произведения, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование: презентация к уроку.


Рождество
PPTX / 3.04 Мб

Ход урока

Подготовка к восприятию: на перемене перед уроком демонстрируется видео (длительностью 4 мин 45 сек)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16583143108696293465&from=tabbar&parent-reqid=1658045771696512-17093638050138664873-vla1-1487-vla-l7-balancer-8080-BAL-6047&text=Рождественские%20колядки%20-%20это%20одна%20из%20древнейших%20традиций%20православной%20Руси&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvQ7dDUDFK1Fo

1. Организационный момент.


2. Целеполагание.

Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?


3. Подготовка к восприятию. (Слайды 2-7)

А что вам известно о Рождестве?

Уч-ся высказываются, также индивидуальное задание (или слово учителя)

Слово «рождество» славянского происхождения. Оно связано с глаголом «родить», говорит о рождении, о пришествии в мир. При слове «рождество» большинство из нас вспоминают об одном из самых больших православных праздников — Рождестве Христовом, который празднуется в ночь с 6 на 7 января. Истоки события берут начало с давних времен: около 2 тысяч лет назад в маленьком Израильском городке Вифлиеме родился ребенок Иисус, родится в хлеву, где содержат животных.

Ему были присущие не только человеческие, но и божественные качества: он мог лечить неизлечимые болезни, воскрешать мертвых и еще многое другое. Родился Иисус, чтобы потом умереть ради спасения нас - людей.

С празднованием Рождества связано очень много традиций, в частности, колядование. Колядование – это древний языческий обычай. Коляда в славянской мифологии воплощал новогодний цикл. Солнце поворачивалось на весну, значит, наступил Новый год. Во время колядования группа колядующих наряжалась чаще всего в животных, ходила по дворам и распевала колядки (обрядовые песни). За это колядующие получали угощения от хозяев или деньги. Колядовали в канун Рождества (7 января), а также 14 января и в Крещение (19 января).

- Знаете ли вы, что такое Крещение? (христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан; на Крещение люди набирают святую, крещенскую воду).

С принятием Христианства в колядках стали славить Христа, разыгрывать сценки из жизни святых. С собой брали Вефлиемскую (семиконечную) звезду на палке, вертеп (колыбель младенца Иисуса).


4. Анализ рассказа «Белый принц»: беседа, выборочное чтение, выборочный пересказ.

К нашему уроку вы читали рассказ известного русского писателя А.И.Куприна «Бедный принц». Почему мы начали наш урок с рассказа о Рождестве?

Уч-ся: потому что события, описанные в рассказе, произошли во время Рождества, потому что главный герой как бы родился (стал другим человеком) в это время.

- Почему рассказ так назван?

Уч-ся: потому что сам Даня, главный герой рассказа, представлял себя бедным принцем, которого заточили, а еще потому, что он ощущал себя бедным, одиноким, несчастным.

- Какими были отношения Дани и взрослых?

Уч-ся: «…Даню не выпускают гулять. А если и поведут на улицу, то полчаса перед этим укутывают: гамаши, меховые ботики, теплый оренбургский платок на грудь, шапка с наушниками, башлычок, пальто на гагачьем пуху, беличьи перчатки, муфта… опротивеет и гулянье! И непременно ведет его за руку, точно маленького, длинная мисс Дженерс со своим красным висячим носом, поджатым прыщавым ртом и рыбьими глазами. А в это время летят вдоль тротуара на одном деревянном коньке веселые, краснощекие, с потными счастливыми лицами, уличные мальчишки, или катают друг друга на салазках, или, отломив от водосточной трубы сосульку, сочно, с хрустением жуют ее. Боже мой! Хотя бы раз в жизни попробовать сосульку. Должно быть, изумительный вкус. Но разве это возможно! «Ах, простуда! Ах, дифтерит! Ах, микроб! Ах, гадость!»

-О чем думал и чем занимался Даня, пока взрослые наряжали елку?

Уч-ся: «Да и что веселого, по правде сказать, в этой елке? — продолжает размышлять Даня. — Ну, придут знакомые мальчики и девочки и будут притворятся, в угоду большим, умными и воспитанными детьми… За каждым гувернантка или какая-нибудь старенькая тетя… Заставят говорить все время по-английски… Затеют какую-нибудь прескучную игру, в которой непременно нужно называть имена зверей, растений или городов, а взрослые будут вмешиваться и поправлять маленьких. Велят ходить цепью вокруг елки и что-нибудь петь и для чего-то хлопать в ладоши; потом все усядутся под елкой, и дядя Ника прочитает вслух ненатуральным, актерским, «давлючим», как говорит Сонина няня, голосом рассказ о бедном мальчике, который замерзает на улице, глядя на роскошную елку богача. А потом подарят готовальню, глобус и детскую книжку с картинками… А коньков или лыж уж наверно не подарят… И пошлют спать», думал о том, что взрослые «…заставят говорить всё время по-английски... затеют какую-нибудь прескучную игру…», «мальчик лениво встал с медведя, подошёл, волоча ноги, к окну..»

-И вот Даня оказался на свободе. Как приняли его уличные мальчишки? Почему?

Чтение диалога по ролям.

Уч-ся: Уличные мальчики приняли его, но не сразу. Даня – сын знатного человека, его отец «самый главный человек в городе, конечно, самый ученый… недаром его называют городской головой», «прынц», богатый мальчик, другие дети остальные – уличные мальчишки, их родители простые люди (кучер, кухарка, прачка и т.д.)

-«Чудесный был этот вечер»,- пишет куприн. Скажите, что чудесного было в этот вечер для Дани?

Уч-ся: выборочный пересказ, ч 4. Слайды 8-10.

- Почему кусок колбасы, которым Даню угостили на улице, показался мальчику самым вкусным блюдом на свете?

Уч-ся: потому что мальчик впервые был на свободе и ел колбасу, на которую заработал самостоятельно.

- Что чувствовал Даня по возвращении домой? Как вы объясните эту перемену в мальчике?

Уч-ся: «вкусный запах зимнего воздуха, чувство свободы, одиночества и дикой смелости — всё это, как сон». Домой он вернулся другим мальчиком: «щеки его горели от недавнего возбуждения, и глаза весело блестели после мороза», «очень скучно было притворяться благовоспитанным мальчиком, с хорошими манерами и английским языком». Память возвращала его «в эти блаженные, веселые, живые минуты», когда «он совершенно искренно забыл и о позднем времени, и о доме, и о мисс Дженерс, и обо всем на свете, кроме волшебной колядки и красной звезды»).

Куприн нередко обращал внимание на то, что родители порой неправильно воспитывают детей. Он много анализировал подобные ситуации, пытался найти ответы, на возникающие вопросы. Мысли писателя были воплощены в рассказе, который мы с вами сегодня обсудили. Некоторые родители могут осознать свои ошибки, прочитав «Бедного принца». Как вы думаете, какие ошибки?

Уч-ся: чрезмерная опека родителей, ограничения со стороны взрослых, лишение самостоятельности, возможности реализовать свои мечты.

-Изученное нами произведение относится к святочному рассказу, особому виду рассказа. Сюжет святочного рассказа обычно был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, мог быть сказочным, фантастическим, иногда страшным, но обязательно весело заканчиваться. Можем ли мы сказать, что изученное нами произведение относится к святочному рассказу? Считаете ли вы, что финал рассказа веселый?

Уч-ся высказываются.


5. Подведение итогов урока

Как вы думаете, для чего А.И.Куприн написал этот рассказ? Что он хотел сказать своим читателям? Сформулируйте главную мысль произведения.

Домашнее задание: прочитать стихотворения Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» (фрагмент) и В. Д. Берестова «Перед Рождеством».



Использованная литература

1.Муравкина А.А. Конспект урока по сказке А.И.Куприна «Бедный принц». https://www.art-talant.org/raboty/item-764291

2. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

3. Рождество Христово: история и традиции. https://ruvera.ru/christmas

4.Русские народные праздники. Традиции и обряды. https://village-eco.com/articles/russkie-narodnye-prazdniki-traditsii-i-obryady/



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.