В том, чтобы наше образование было качественным, заинтересовано и государство, и общество. Однако критерии, как показало исследование «Выбираем лучшее. Запросы семей к образовательным организациям», проведенное под руководством главы комиссии по развитию образования Общественной палаты Любови Духаниной, у них разные. И негатив, с которым население и без того встречает большинство инициатив властей, растет.
Чем чиновники «меряют» школы, решая, какую из них поругать, а какую похвалить? Правильно! Результатами ЕГЭ и победами в олимпиадах, на чем базируется подавляющее большинство столь модных ныне рейтингов. А вот родительский рейтинг критериев выбора учебного заведения иной. На первом месте там не ЕГЭ и не качество обучения, а расположение образовательной организации как можно ближе к дому. (Исключение тут составляют лишь вузы, но в остальных предпочтениях семьи практически единодушны, независимо от уровня образования).
На втором месте качество обучения и уровень учебных достижений учащихся. Причем, те же требования родители предъявляют и к детским садам в смысле подготовки детей к школе. Впрочем, эту позицию занимают лишь 72% опрошенных, в то время как 38% - каждый третий - более важным считают не образовательный, а воспитательный процесс и качественное дополнительное образование.
Третье место в топ-пятерке у качества педагогических кадров, работающих с детьми. Под педмастерством, подчеркнула научный редактор проекта Татьяна Мерцалова, «понимается умение доступно и интересно объяснить свой предмет и заинтересовать в нем ребенка». Причем, для родителей, выбирающих школу для зачисления в 1-й класс, именно это качество идет на первом месте. На четвертое место, неожиданно для исследователей, родители поставили организацию (а не содержание) учебного процесса: использование современных образовательных технологий и т. д. Пятое заняла безопасность.
Но самое грустное, что эти и другие родительские предпочтения практически не пересекаются с приоритетами директоров школ. Так, последние, подчеркнул директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий, ставят транспортную доступность вверенных им образовательных организаций на последнее место. У родителей же она на первом. И как итог — массовое недовольство «созданием в Москве крупных образовательных комплексов с расположением школ-ступеней в отдельных зданиях, т.к. сплошь и рядом в результате изменения логистики, младшая школа оказывается не во дворе дома, как раньше, а через один-два микрорайона от местожительства малыша. Тот же конфликт и в системе допобразования. Властям удобнее открыть один крупный специализированный центр, чтобы туда ездили все дети города. А людям это неудобно».
Новый источник противоречий с родителями породило всеобщее рейтингование, дополнила Духанина: «Если ребенок не приносит школе ничего, кроме проблем, школа начинает его выдавливать, чтобы не рисковать своими общими результатами. Так, введение более серьезных ОГЭ после 9-го класса уже привело к выдавливанию ребят послабее из 7-х и 8-х. А сейчас начались и проблемы перевода из 4-х в 5-е классы. Сегодня это — одна из серьезнейших проблемных зон в сфере образования».
Не совпадают позиции родителей и с точкой зрения экспертов, констатировал Косарецкий: «Для родителей, например, очень важна подготовка к школе в детском саду, тогда как эксперты говорят, что, с точки зрения возрастной физиологии, вести ее ни в коем случае нельзя. Между тем это не блажь пап и мам, а ответ на реальные требования школ при зачислении в 1-е классы. Да что там, требование, чтобы первоклассник уже умел читать и писать! Есть школы, где это требование предъявляется к набору в подготовительные группы в 1-е классы!»
Комментарии, как говорится, излишни. Но прислушается ли государство к столь четко сформулированному гласу народа, большой вопрос.
http://www.mk.ru/social/2016/02/02/u-roditeley-i-chinovnikov-raznye-trebovaniya-k-shkolam.html