Статья «Создания благоприятных условий для интереса к познанию» (1–4 класс)
Создания благоприятных условий для интереса к познанию
Панкова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 пгт Кавалерово Приморского края
У ребёнка надо пробудить интерес к учёбе, используя чувства,
разум и веру. Ян Амос Каменский
Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, её организованность и устойчивость. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения.
В школу ребенок приходит обычно положительно мотивированным. Как развить и не потерять интерес к учёбе? Работа учителя должна быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов.
Повышение мотивации к освоению новых знаний – одна из основных задач школы.
"Фактором формирования положительной позитивной учебной мотивации является смысл учения. При его наличии у младших школьников возрастает успешность учебной деятельности, быстрее происходит социальная адаптация, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, обновляется сознательность процесса учения, концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность”. [1]
Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и, как мотив учения, носит бескорыстный характер. Для его формирования немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Психологи выделяют три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Дети должны иметь возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний.
В начале урока чаще всего использую метод “яркого пятна”, когда нужно заинтриговать и захватить внимание учеников. (Достижение эмоционального настроя с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя).
1 пример. На уроке литературного чтения использую облако слов.
Предлагаю посмотреть на облако слов.
-
Соберите из данных слов выражение, которое сказал Марк Твен о своей книге.
(«Гимн детству, переложенный прозой»)
2 пример. На уроке технологии.
Звучит новогодняя мелодия. На экране слайд-шоу из открыток с изображением ёлочки.
-
Приближение какого праздника вы почувствовали? Почему дети ждут этого праздника? Какое дерево является символом этого праздника?
3 пример: Предлагаю разгадать ребус и определить тему урока: http://rebus1.com. (Пример).
Как велико значение ощущения свободы выбора: «Мы можем выбирать»! Ден Виллингем в своей книге "Почему ученикам не нравится школа?" отмечает, что если ученики сами выбирают, что и как им изучать, они чувствуют себя более уверенно и с большей вероятностью будут увлечены учебным материалом и деятельностью. Помочь сделать осознанный выбор - это призвание учителя.
-
Заполнение таблицы ЗИУ позволяет дать возможность каждому ребёнку оценить свои знания и нацелить на результат.
-
Перед вами таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал”. Прочитайте вопросы, подумайте над ними. Если знаете ответ, пишите в столбике “Знаю”. Если вы хотите что-то уточнить по данному вопросу, запишите в столбик “Интересуюсь?”. Столбик “Узнал” заполним в конце урока.
-
На доске задания на урок, где указано, за выполнение каких может быть поставлена оценка “5”, “4” или “3”. Ученик сам выбирает работу на уроке.
-
На обобщающих уроках в групповой работе ученикам предлагается самим выбрать сервис для представления результатов исследования:
-
ГУГЛ Презентация.
-
ГУГЛ Документ. (Пример)
-
Рисунок в Paint или любом другом графическом редакторе и прикрепить изображение на онлайн доску.
-
Инфографика.
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это сделать. Для того, чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может научиться. Именно поэтому надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» проявляется на этапе рефлексии.
-
Лесенка успеха. Выполняя этап, ученик поднимается на ступеньку выше и цветом выделяет качество работы.
-
Пословицы, фразеологизмы. Ребята выбирают один из предложенных фразеологизмов, подходящих к их работе: работал спустя рукава, засучив рукава или слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон.
-
Синквейн или кластер по теме урока.
Нужно моделировать учебную ситуацию, создать познавательную среду, привлекать учеников подниматься на ступеньку "захотеть хотеть учиться". Стремиться создавать условия, при которых у обучающихся появляются внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению. Для этого можно использовать цифровые технологии.
-
Дидактические игры и упражнения: https://learningapps.org/ (Пример),
-
Развивающие задания: https://etreniki.ru (Пример, Пример 1)
-
Задания на развитие функционального чтения (Пример).
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. И педагог должен построить так учебный процесс, чтобы ученику захотелось познавать новое.
Источники
[1] - Мотивация учебной деятельности младших школьников, https://studopedia.su/20_7309_vvedenie.html
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Владос, 1997.
Горячева Наталья Валерьевна
Панкова Татьяна Владимировна
Перминова Елена Федоровна
Сафонова Елена Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Воробьева Оксана Павловна
Панкова Татьяна Владимировна
Панов Егор Игоревич