Статья «Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома»
Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома.
"Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции" (Выготский Л. С.).
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.
Российская система образования и воспитания сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования и воспитания, связанных с переходом на деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза.
Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Социализация являлась предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики, социологии. Каждая из этих наук дает свое понимание данного определения.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.
Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно дать нашим детям знания и средства для этой успешности.
При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:
- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;
- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;
- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов- я хочу жить.
Трудности социализации (адаптации) детей – сирот связаны с обеднением основных источников социализации (адаптации):
У воспитанников детского дома либо отсутствует возможность социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер (дети из асоциальных семей).
Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможными усвоение ребенком всей гаммы социально – ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки т одобрения в обществе;
Ранний детский опыт ребенка – сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
Затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателем.
Для преодоления всех этих трудностей социализации (адаптации) и травматических последствий потери семьи важнейшее значение имеет правильно организованный процесс реабилитации , ориентированный на восстановление личностной целостности (насколько это возможно), смягчение последствий разного рода деприваций (материнской, социальной, сенсорной, эмоциональной), а также утраченных социальный связей и восполнение среды жизнедеятельности ребенка – сироты.
Исходя из этого наш педагогический коллектив совместно с администрацией приложили немало усилий создать условия для решения этих непростых задач по успешной социализации (адаптации) воспитанников к новым условиям проживания - в детском доме.
1. – условие: создание благоприятного для детей психологического климата: это достигается прежде всего, приближением условий проживания детей – сирот к домашним :
-Создание уюта в группах, группы светлые, оснащены современной удобной мебелью для детей
2 – условие: для успешного решения проблемы адаптации в детском доме необходима продуманная концепция организации свободного времени вне детского дома (т.к. закрытость в стенах детского дома способствует ограничению общения с социумом, отрицательно действует на психическое развитие детей):
- воспитанники имеют возможность выезжать за пределы детского дома : выезды в бассейн, на экскурсии, мероприятия организованные попечителями или социальными партнерами,
- дети принимают участие в городских, республиканских конкурсах, международных соревнованиях, акциях, проектах, фестивалях
3 – е условие: организация учебно – воспитательного процесса, т.к. дети детского дома имеют проблемы связанные с усвоением учебного материала и нуждаются в психолого – педагогическом сопровождении:
-специалисты дополнительно занимаются с детьми, имеющие разные способности и возможности
- социальный педагог осуществляет сбор информации о прошлой жизни ребенка, истории семьи;
- психолог используя оборудование темной сенсорной комнаты снимает у детей психомышечное и эмоциональное напряжение, учит методам саморегуляции, способствует развитию уверенности в себе, возвращает веру в свою ценность и уникальность, формирует доверие к взрослым. Учит детей через специальные занятия осознавать собственное «Я»
- в детском доме имеется коррекционный блок, кабинеты для занятий учителя –логопеда. На этих занятиях дети учатся правильно говорить, связно рассказывать, корректировать познавательные процессы
- воспитатели в группе совместно с ребенком создают «Портфолио достижений ребенка», куда заносятся грамоты, благодарности, фотографии, рисунки о важных событиях жизни ребенка.
-кроме этого, воспитатели семей учат детей навыкам самообслуживания в рамках программы «Школа социального успеха
- воспитанники детского дома – соматически ослабленные дети, поэтому медперсоналом ведется лечебно – профилактическая работа.
Для коррекции физического здоровья в детском доме имеются оснащенные тренажерный и физкультурный залы.
4-е условие: создание предметно – развивающей среды:
-В детском доме проводится кропотливая работа по созданию духовной и материальной развивающей среды, которая необходима для развития, формирования и становления личности ребёнка и его будущей взрослой жизни.
Материальная среда проявляется, во-первых, в создании бытовых условий воспитателя совместно с детьми. Это и подготовка к новому году, украшение интерьера семьи, ремонт квартиры, изготовление различных поделок, и т.д. Всё это происходит под руководством воспитателя. Во-вторых, в создании такого типа отношений, при которых происходит формирование у детей «+» навыков, в том числе санитарно-гигиенических.
5 – е условие: с 2018 года администрацией были предложены семейные направления деятельности, чтобы расширить пространство общения детей – сирот с социумом.
«Ступеньки к школе» 1 семья, экологический ортяд «Юные натуралисты» 2-3 семьи, личностное развитие «Здоровый образ жизни» 4 семья, отряд «Юнармия» 5 семья, волонтерский отряд «Твори добро» 6 семья, экологический отряд «Пелысь», актив ООГДЮО «Российское движение школьников»
6-е условие: для успешного решения вопроса адаптации воспитанников вне детского дома необходим тесный контакты со школой и ССУЗами.
7 –е условие: в детских домах все дети имеют родителей, поэтому для успешной адаптации детей детского дома - одним из важных направлений является развитие отношений с родственниками и родителями. В этом направлении основную роль играет социальный педагог, администрация, воспитатели и педагог - психолог. Формы работы с семьей – встречи с детьми, письма, разговоры по телефону.
8-е условие: один из самых важных критериев эмоционального благополучия детей в стенах детского дома - формирование навыков конструктивного взаимодействия взрослых и детей: пропаганда знаний особенностей развития детей – сирот, знание эффективных способов общения с детьми. Мы стараемся, чтобы общение строилось с детьми не по типу «воздействие», а по типу «взаимодействие».
Таким образом, совместными усилиями коллектива ГУ РК
«Детский дом №1» г. Сыктывкар создаются условия для успешной социализации наших воспитанников внутри и вне детского дома.
Но этих мероприятий недостаточно для разрешения этой наболевшей проблемы сиротства.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье - всегда нежелательное и противоестественное явление.
Для более эффективного решение проблемы сиротства предполагается комплексное взаимодействие различных структур: государственных органов власти, психолого – педагогических и медицинских учреждений, средств массовый информации.