Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Словарное богатство русского языка»

8
0
Материал опубликован 10 October 2016 в группе

Словарное богатство русского языка Автор презентации: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Грибанова И.Э. Урок русского языка в 7 классе

Слово – выражение мысли и может служить соединению или разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним. Л.Н.Толстой

Цели и задачи: Организовать работу по обобщению материала по теме «лексика»; Формировать умение работать со словарями; опознавать в тексте слова, употребляемые в переносном значении; использовать полученные знания на практике; Развивать речь учащихся (устную и письменную, диалогическую и монологическую); Воспитывать культуру общения.

Работа с текстом Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы горим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег, зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег – это «вьюга». А в степи может разыграться настоящая снежная буря – «буран». В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст». «Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки. Н.Надеждина

Работа с текстом Какую мысль хотела донести до нас писательница?  Выберите «снежные» слова, обозначенные писательницей. Почему они «снежные»?

Мини-сценка. А теперь послушаем разговор двух друзей. - Где ты оторвал такие клеевые джинсы? - Да месяц прикалывался к одному. - Чего ты выпендриваешься? Лапшу на уши не вешай! - Слушай, давай прошвырнемся до его хаты. - Без базара.

Осмысление темы урока Какое слово будет главным в теме? Расшифруйте тему, поставьте задачу, которую мы сегодня должны решить.  В каком разделе языкознания мы будем находить подтверждение этой мысли?  Какие единицы лексики нам в этом помогут?

Единицы лексики Особенности лексического значения слов: однозначные и многозначные слова, слова в переносном значении, фразеологизмы. Смысловая связь разных слов в языке: синонимы, антонимы, омонимы. Особенности употребления слов в речи: общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, нейтральные, книжные, разговорные слова, устаревшая лексика. Происхождение слов: исконно русские слова, заимствования.

Задание 1 Найдите и выпишите из толкового словаря учебника многозначные слова с.200-201.  Докажите разность значений слова «грамота». Как вы это докажете? Составьте предложения. Почему у последнего значения стоит помета «устар.»? Что она обозначает?  С какой особенностью лексики связана эта помета? 

Задание 2 Выпишите из словаря учебника слова, у которых есть пометы, указывающие на сферу употребления. Для чего нужно знать сферу употребления слов? Устаревшие – волхв, гонец, горница, грамота, побоище, сень, стан. Разговорные – жалостливый, жалостный. Книжные – рдеть. Высокие – стан.

Работа с текстом Проходящий мимо человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он наклонился к ней и ласково сказал: - Ты по какому вопросу плачешь? Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов.

Работа с текстом Как исправить оплошность в речи этого человека? Каким способом вы воспользуетесь с точки зрения знаний по теме «Лексика»?  Какое качество характера представлено в этом фрагменте?  Подберите синонимы к слову вежливость. Проверьте себя по словарику синонимов на с.201. Составьте предложения так, чтобы в них раскрывалась особенность лексического значения каждого синонима к слову. 

Вежливый – учтивый, любезный, корректный, деликатный, обходительный. Вежливый – от вежа «знаток, сведущий человек». Подберите несколько слов, образованных по такой же словообразовательной модели.  Каким еще способом обогащается наш язык по происхождению? 

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.