Учебно методическая консультация «Знакомство с программой Mind 6 для составления интеллектуальных карт»
6
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Радуга»
Учебно методическая консультация по теме:
«Знакомство с программой Mind6
для составления интеллектуальных карт»
презентация на тему:«Знакомство с программой Mind6"
PPT / 2.02 Мб
г. Гай
Презентация по работе в программе Mind6
Слайд 2 Если ввести понятие «майнд мэп» в строку поиска в браузере, результат будет впечатляющим: несколько миллионов.
Почему же майнд мэпы столь популярны? И что они дают нам, педагогам, и нашим обучающимся?
У понятия «майнд мэп» есть несколько синонимов:
«карта мыслей»,
«майнд-карта»,
«ментальная карта»,
«интеллект-карта»,
«диаграмма связей»,
«ассоциативная карта».
Майнд мэп – прием, позволяющий работать легко, наглядно, креативно, задействуя оба полушария головного мозга.
Слайд 3 Он был придуман и описан в 70-х годах прошлого века британским психологом, автором методики запоминания и организации мышления Тони Бьюзеном.
Слайд 4 Тони Бьюзен изучал строение человеческого мозга и особенности его работы. Эти исследования позволили ему создать новый педагогический прием.
Майнд мэпы были придуманы как внешняя форма выражения такого мышления.
Слайд 5 Интеллект-карта всегда строится из центра.
При их составлении задействуются и пространство, и время, и цвет, можно составлять наглядные, обозримые, легко воспринимаемые записи.
Подобное изображение позволяет структурировать, изучать и запоминать материал.
Интеллект-карты применимы практически во всех областях жизни. Образование и профессиональная деятельность не стали исключением.
В образовательной деятельности интеллект-карты могут использоваться при:
планировании работы,
подготовке и проведении презентаций,
когда нужно найти и сформулировать идею;
если надо письменно зафиксировать ход мыслей;
при планировании проекта,
при работе с текстом,
для структурирования материала,
для упорядочивания знаний,
при подготовке к тестам и экзаменам,
чтобы обеспечить наглядность и систематизировать учебный материал,
при проведении мозгового штурма.
Слайд 6 Автор приема противопоставляет интеллект-карты стандартному конспектированию учебного материала, отмечая его основные недостатки.
Теряются ключевые слова. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах и теряются в массе менее важных слов, что затрудняет формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые термины.
Информацию трудно запомнить. Традиционные черно-белые конспекты однообразны, их сложно запомнить. Чаще всего они построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов, что приводит к тому, что мозг теряет остроту восприятия, следовательно, страдает и память.
Теряется много времени. Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
записывается много ненужной информации;
теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
теряется время на поиск ключевых слов.
Не обеспечивается стимулирование творческих сил. По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию.
Применение майнд мэпов в обучении позволяет избежать этих недостатков и повысить эффективность как запоминания учебной информации, так и понимания сложных тем предметной области.
Слайд 7 При составлении и работе с интеллект-картами следует обращать внимание на следующие моменты.
Бумага
Бумага, на которой составляют интеллект-карту, всегда должна быть расположена горизонтально, в альбомной ориентации ‒ так человеческому глазу свойственно воспринимать визуальную информацию.
Категорически не рекомендуется во время изготовления интеллект-карты поворачивать или вращать лист бумаги. Это негативно сказывается на восприятии, поскольку теряется ясность, наглядность, обозримость интеллект-карты.
Размер бумаги должен соответствовать объему материала: чем больший объем предстоит обработать и подготовить, тем больше должен быть лист бумаги.
Ключевую идею, базовую тему следует поместить в середине листа. Хорошо, если тему можно обозначить с помощью какого-то символа, рисунка. Тогда одного только беглого взгляда будет достаточно, чтобы понять, о чем идет речь.
Лучи, ответвления, крупные идеи, ассоциации.
От расположенной в центре листа базовой темы расходятся жирные линии, лучи. Их стоит изображать объемно ‒ так интеллект-карта легче воспринимается. Лучи позволяют грубо структурировать материал, выделять самые важные моменты, явления.
В зависимости от значимости того или иного явления лучи могут отличаться толщиной, цветом. Близкие по смыслу явления можно выделять одним цветом.
В дальнейшем это позволит быстро ориентироваться в изображенном на карте материале, сразу улавливать связанные по смыслу моменты.
Отдельные лучи должны быть снабжены подписями (одно ответвление – одно слово). Приветствуется использование рисунков, пиктограмм, схем, символов.
Это позволяет быстро понять основную структуру изображенного материала.
Наибольший эффект от интеллект-карты будет, если в центр помещается графический образ, а не слово. Вообще вместо слов лучше использовать образы в любом подходящем случае.
Количество лучей и мелких ответвлений зависит от того, насколько подробно мы хотим схематизировать материал и сколько места у нас на листе бумаги.
Нужно обращать внимание на то, чтобы при составлении интеллект-карты на листе не было пробелов ‒ пустых, не подписанных лучей.
На основных и мелких лучах ментальной карты рекомендуется писать одно слово, одно понятие. Следует избегать служебных слов (и, или, итак, поэтому и др.).
Ключевые слова помогут при обращении к карте быстро вспомнить ее содержание, они – «ключик» для памяти.
При составлении ментальных карт рекомендуется использовать разные цвета, поскольку цвет способствует более качественному восприятию материала. Не секрет, что цвета могут воздействовать на наши эмоции: какой-то цвет может нас волновать, какой-то действует на человека успокаивающе, смягчает настроение и т.д.
Изображения, символы воспринимаются легче, чем написанные слова, они «цепляют» зрителя, привлекают его внимание и заставляют задумываться о каких-то понятиях. Если изображение подобрано точно, оно, как правило, позволяет быстрее вспомнить относящиеся к нему ключевые слова, а следовательно ‒ и весь материал.
Первую линию с ключевыми словами или образами нужно рисовать вверху справа и дальше продолжать по часовой стрелке.
Интеллект-карта – это инструмент, позволяющий развивать и культивировать творчество. Этот прием хорош еще и тем, что не подразумевает создания раз и навсегда данного, готового, завершенного продукта. Это открытая форма. Интеллект-карта может быть дополнена, расширена в любой момент. Всегда можно внести новую информацию в имеющуюся схему, не переделывая ее целиком. (перейти к приложению программы Mind6, показать как работают кнопки управления.
Слайд 8 Вот так выглядит основная рабочая панель управления.
Слайд 9 Это панель находится на экране справа, внизу.
(открыть программу Mind6)
(демонстрация работы кнопок в программе, наглядно)
Кнопки: Enter – добавляет второй уровень, Tab – продолжает третий уровень
Майнд мэпы можно создавать и индивидуально, и работая в группах. Оба способа в равной степени хороши и применимы в обучении.
Слайд 10 Выбор темы. (раздать листочки с темами)
Практическая работа в минигруппах.
Презентация и выступление.
В завершение знакомства с интеллект-картами отмечу еще раз основные преимущества:
для их составления не требуются какие-то особые материалы;
простота в использовании;
технология легка для освоения;
позволяет экономить время и усилия на изучение материала;
эта технология позволяет развивать креативность;
технология легкая и понятная сама по себе, она позволяет точно и ясно структурировать идеи и поддерживать коммуникацию;
эта технология содействует развитию креативности и укреплению сотрудничества в группе;
интеллект-карты не статичны, они могут в любой момент быть дополнены, расширены;
цветовые выделения или подчеркивания позволяют понятнее и нагляднее структурировать материал;
ментальные карты делают учение более легким, способствуют повышению мотивации и улучшению результатов; обучение становится более продуктивным;
в обучение вовлечены все.
Закончим словами автора данного приема: «В процессе составления интеллект-карты человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления».
Слайд 11
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Литература
Бьюзен, Тони и Барри. Супермышление https://psy.wikireading.ru/116636
https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/58368/
Описание интернет-программ и сервисов для составления интеллект-карт
https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html
https://lifehacker.ru/10-mind-mapping-tools/
Программf для составления интеллект-карт
http://moiprogrammy.com/xmind/6/ (Mind6)