Методическая разработка к уроку «Знакомство с современными профессиями» для 5-6 классов
Методическая разработка урока:
«Знакомство с современными профессиями»
Раздел: «Трудовая деятельность человека» (экономика, 5 класс)
Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.
Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
- обучающая: ознакомить учащихся с многообразием профессий.
- развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).
- воспитательная: научить принимать решения при выборе профессий.
Задачи урока:
Сформировать навыки анализа и обобщения информации.
Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: 1.индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);
2. парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);
3.фронтальная.
План урока:
1. Практическая работа-повторение понятия «профессия-специальность».
2. Самые востребованные профессии в России.
3. Появление новых профессий. Современные профессии.
4. Работа в парах: размышление, обсуждение вопросов учителя/ответы.
5. Искусственный интеллект.
6.Рефлексия
Предварительная подготовка:
Настройка презентации.
Ход урока.
Организационный момент
1 слайд.- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу Трудовая деятельность человека.
Повторение материала прошлого урока.
Вопрос к учащимся: Давайте вспомним что такое «профессия»? (ответ учеников) (вид трудовой деятельности, требующей для своего осуществления определенной подготовки.)
-А чем понятие «профессия» отличается от понятия «специальность»? (ответ учеников) (Это вид профессиональной деятельности).
(2 слайд) (приложение 1) Практическая работа
Предложение к учащимся: на экране вы видите таблицу –перерисуйте её в тетрадь.
Посмотрите на экране перечисленные после таблицы специальности, попробуйте их сгруппировать по двум колонкам. (дать время на самостоятельную работу с таблицей).
-Поделитесь, пожалуйста, тем, что у вас получилось. (обсуждение итогов работы)
Изучение нового материала
(3 слайд) (приложение 2)
Вопрос к учащимся: как вы думаете- сколько профессий существует сейчас в мире? (Ученики отвечают). – (клик- ответ на экране) – 40000-50000, точно невозможно подсчитать.
- А предположите, сколько было их лет триста назад, в 1723 году, например? (Ученики отвечают) (клик – ответ на экране) – 200.
Учитель: На сегодняшнем занятие мы узнаем, про некоторые современные востребованные профессии.
(4 слайд) (приложение 3)
Обратите внимание на слайд. Под картинами есть подпись автора этих произведений -художника ИИ. Кто это – как вы думаете? (ответы учеников) Если ученики дали ответ, то переход на следующий слайд с вопросом. Если ответ не дали – то, предложить отложить ответ на конец урока.
(5 слайд) (приложение 4)
Вопрос к учащимся: как вы думаете -Какие изменения в жизни общества влияют на мир профессий и, соответственно, на количество новых профессий? (ответы учащихся) (перемены связаны с внедрением новых технологий и с изменением потребностей в обществе.)
(6 слайд) (приложение 5)
Вопрос к учащимся: почему некоторые профессии становятся не нужны со временем? (Ученики отвечают.) (Все чаще человека на рабочем месте заменяют механизмы, специальные устройства, которым не нужно платить зарплату, оплачивать больничный или отправлять в отпуск.)
(7 слайд) (приложение 6)
Вопрос к учащимся: посмотрите на картинки, попробуйте назвать -кто или что заменит данную профессию? (ответы учеников) (журналист- ИИ, библиотекарь – он-лайн книги, почтальон – электронная почта). Возможно, здесь ребята могут уже угадать автора картин, которые были на слайде ранее.
Вопрос к учащимся: так какие же сегодня самые востребованные профессии в России? (Ученики отвечают)
- Отлично. Молодцы. Давайте рассмотрим этот список востребованных профессий.
(8 слайд) (приложение 7)
Учитель: по данным сайта «Рынок труда» – это в первую очередь, специальности, связанные с разработкой программного обеспечения, с проектированием и тестированием комплектующих, с обслуживанием локальных сетей, обеспечением защиты компьютеров. Пример таких специальностей Системный администратор, программист 1С, инженер-наладчик, аналитик данных.
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников)( математика, информатика, физика)
(9 слайд) (приложение 8)
Также специальности, связанные с денежными операциями, ценными бумагами, управлением банковской деятельностью, их называют иногда обобщенно -банкирами
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете а здесь какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников) (математика, информатика, обществознание)
(10 слайд) (приложение 9)
Учитель: Экономист - принимает решения по ликвидации финансовых проблем, убытков, оптимизации расходов и доходов и получения максимальной прибыли при минимальных затратах. Например, это специальности бухгалтер-экономист, инженер-экономист, менеджер-экономист
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете а здесь какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников) (математика, информатика, обществознание)
(11 слайд) (приложение 10)
Учитель: Дизайнер - это специалист, который занимается визуальным воплощением объектов: от сайта до городских улиц. Это специальности -Ландшафтный дизайнер, Веб-дизайнер, Дизайнер интерьеров
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете а здесь какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников) (математика, информатика, обществознание, биология, черчение)
(12 слайд) (приложение 11)
Учитель: Профессия Строитель -здесь специальности, связанные с возведением зданий, сооружений, домов. Инженер- строитель, архитектор, специалист по строительной технике
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников)( математика, информатика, физика)
(13 слайд) (приложение 12)
Учитель: Безусловно – врач и учитель. Это самые древние профессии. И я думаю, что они не исчезнут в ближайшее время.
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете какие предметы в школе надо глубже изучать, чтобы приобрести такие специальности? (ответы учеников) (учитель -русский язык, математика, обществознание и все необходимые предметы, чтобы стать специальным учителем; врач -химия, биология)
(14 слайд) (приложение 13)
Вопрос к учащимся: Ребята, как вы думаете какие профессии могут появиться и будут востребованы в ближайшее время лет так через 20 -30? Предлагаю обсудить в парах ответ. (Минуты 2-3 на обсуждение, ответы учеников).
(16 слайд) (приложение 14)
Вопрос к учащимся: Ребята, перед вами название профессий, которые уже сейчас начинают входить в нашу хозяйственную деятельность. Посмотрите на слайд, для каждого ряда указано название профессии. Предлагаю обсудить также в парах ответ на вопрос. Чем занимается данный специалист? (Минуты 2-3 на обсуждение, ответы учеников).
Ученики совместно выполняют работу. Учитель наблюдает и напоминает про время. По окончанию работы, представители каждого ряда представляют свой ответ.
Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему могут исчезнуть такие профессии, как -водитель, продавец? (ответы учеников)
Учитель: А теперь давайте вспомним начало урока: что значит имя автора картин ИИ? (Ученики отвечают).
-Попробуйте объяснить, что такое искусственный интеллект. (Ученики отвечают). Молодцы!
(17 слайд) (приложение 15)
Учитель - ИИ -искусственный интеллект. это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Пример ИИ -Встроенные умные голосовые помощники в наших телефонах, такие как Алиса, Маруся, Макс.
Итог урока.
Слова учителя: Таким образом, сегодня на уроке мы определили, какие на сегодня востребованы профессии в России, что для этого необходимо делать уже сейчас в школе, какие предметы изучать. Попробовали предположить, какие профессии могут быть востребованы в будущем. Узнали, что такое искусственный интеллект.
Самостоятельные выводы учащихся.
(18 слайд) (приложение 16)
Учитель: Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.
(19слайд) (приложение 17)
Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)
Подготовьте сообщение о профессии - «урбанист», «геронтолог», «селекционер» (на выбор одну или несколько).
Подготовьте сообщение на тему: «Какую профессию я бы сейчас выбрал(а)? И почему?» (укажите ваши лучшие личные качества).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Презентация к уроку "Знакомство с современными профессиями"PPT / 10.88 Мб
Кучумова Ирина Викторовна
Колесникова Ольга Александровна