Учебно-дидактические материалы: РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, ТЕСТЫ

1
0
Материал опубликован 23 June

РАБОЧИЙ ЛИСТ

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны уничтожить человека и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу

Лист исследователя по роману И.А. Гончарова «Обломов».


«Книга итогов» -это______________________________________________________

Действие романа – с 1819г. до 1856г. - 37 лет

Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжетные линии, дополни сюжетные моменты:

1 часть – Обломов лежит на диване. Раздражающие визиты. Обломов и Захар. Обломов и Штольц.

2 часть – Знакомство с Ильинскими. Любовь к Ольге. Ветка сирени.

3 часть – Судьба разводит Обломова и Ольгу. Ошибка Ольги.

4 часть – Замужество Ольги. Женитьба Обломова на хозяйке квартиры. Финал.

Звукопись. Вслушайтесь в звучание имени и фамилии. Что отмечается нашим сознанием, когда мы слышим: Илья Ильич Обломов? Какие приемы использует автор?__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте описание внешности Обломова. Докажите, что звучание имени и фамилии появилось у писателя не случайно. Дополняет ли оно авторскую характеристику персонажа? Какое ключевое слово повторяется автором в этом описании?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое художественная деталь? Какие детали, на ваш взгляд, символичны в представлении образа Обломова? Перечислите эти символические детали.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте описание убранства комнаты героя. Связан ли герой с предметами интерьера?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если бы вы были оператором, на каких деталях интерьера вы бы остановились? Что бы вы выхватили зорким оком кинокамеры? Почему, объясните.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему Обломов ИЛЬЯ ИЛЬИЧ? Обратите внимание на повторяемость имён. Это случайно или закономерно?________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как бы вы предварительно ответили на вопрос, который Обломов задаёт самому себе: «Отчего я такой?»___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. С каким литературным персонажем можно сравнить, сопоставить Обломова? Почему можно провести эти литературные параллели между героями? В чём их сходство и различие?_____________________________________________________





Дата

Событие

6 июня

1812

Иван Гончаров родился года в купеческой семье. Первое образование получил дома.

1822

В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище, где проучился 10 лет.

1831-1834

Гончаров обучается на словесном отделении Московского университета.

1835

Приезжает в Петербург. Именно в то время начинается литературная деятельность Гончарова.

1838-1839

Пишет первые повести “Лихая болесть” и “Счастливая ошибка”.

1846

После знакомства с В. Г. Белинским  Гончаров пишет роман «Обыкновенная история».

1852-

1855

Путешествует по свету на военном корабле. Впечатления от этого путешествия послужили материалом для создания путевых очерков «Фрегат Паллада».

1859

Опубликовано наиболее значительное произведение Гончарова- «Обломов». После успеха книги начинает писать «Обрыв»

1862

Пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. 

1867

По собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

1867

закончил роман «Обрыв»

1872

«Мильон терзаний», пишет критический этюд о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1884

Опубликовано полное собрание произведений Ивана Гончарова в 8-ми томах.

15 сентября

1891


Умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни.























ТЕСТ1


 1 задание. Выбери правильные ответы

1. Как звали главного героя романа?   

Илья Сергеевич Обломов

Илья Ильич Обломов

Андрей Андреевич Обломов

Илья Андреевич Обломов

2. Какую одежду Обломов предпочитал любой другой?   

Пижама

Халат

Тулуп

Фрак

3. Как звали слугу Обломова?   

Иван

Емельян

Захар

Васька

4. Какое слово пропущено в цитате ниже?

«Штольц думал, что если внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины, то это всё равно, что внести в мрачную комнату лампу… Вот весь результат, которого он добивался, знакомя друга своего с Ольгой. Он не предвидел, что он вносит _____». И. А. Гончаров

Огонь/Лампу/Фейерверк/ Свет

5. Как звали жену Обломова?   

Агафья Матвеевна Ильинская

Ольга Пшеницына

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

6. После смерти Ильи Ильича кто забрал его сына к себе?   

Родственники Обломова

Штольц

Родственники Агафьи Матвеевны

Сын остался с матерью


ТЕСТ 2

1 Задание. Неоднозначный процесс преображения общества в России XIX века запечатлел в своеобразной трилогии И. А. Гончаров. Цикл романов можно назвать «Три О», так как каждое из произведений начинается на букву О. Какие произведения входят в трилогию?   

«Обломов», «Овод», «Очарованный странник»

«Обыкновенная история», «Обрыв», «Отцы и дети»

2 задание. Распредели элементы на месте пропущенных строк. Употребите нужную падежную форму.

Рабство, удовлетворение, личности, неразвитые, апатия, пороки, старорусской, умственной, барство

По поводу романа в И. А. Гончарова «Обломов» шли бурные споры и в обществе, и в литературной среде. Многие критики пишут статьи на это произведение Ивана Александровича.

Вот что пишет о романе Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?».

«Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную___________, которой Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрёт в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных ______________ нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникает в язык и войдёт во всеобщее употребление. Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина. Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки ________________ жизни, привык к барству, к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям; он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно _________  родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною  дремотой... Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно... Кормление на убой, сон вволю, поблажка всем желаниям и прихотям ребёнка..., и тщательное удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, — вот основные начала обломовского воспитания...

Гнусная привычка получать _______________________  своих желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного ____________. Рабство это так переплетается с _____________________ Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его _____________... Он раб каждой женщины, каждого встречного...»

(Николай Добролюбов)

3 задание Образная система героев романа строится на противопоставлении главных героев. Этот художественный приём называется антитезой. Обломов во многом противопоставлен Штольцу, а Ольга — Агафье Матвеевне.

Распредели по группам характеристики главных героев романа.

Учился отлично. Постоянно в движении. Культ труда. Любовь стала потрясением. Основное занятие — лежать. Учился поневоле. Изнежен родителями и няньками. Живёт воображением. Уверен в себе. Суровое воспитание.

Обломов / Штольц

4 задание. Распредели элементы

Встреча Обломова с Ольгой Ильинской — ещё одно испытание для героя, теперь это испытание любовью. Давай проследим с помощью цитат из романа за развитием чувств между героями.

ЗасыпАл, писем, скуки, блеск, восторги, изнемог, книги, любовь, зачахну, щегольской прилечь

«В заключение она запела Casta diva: все________________, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, — всё это уничтожило Обломова: он ___________ ...»

«Нет, я чувствую... не музыку... а... _____________! — тихо сказал Обломов...»

«Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то _______________. На лице ни сна, ни усталости, ни _________________. На нём появились даже краски, в глазах ________________, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём... воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в ________________ шляпе... Он весел, напевает...»

«Он уж прочёл несколько книг... Он написал несколько ______________ в деревню, сменил старосту и вошёл в сношения с одним из соседей через посредство Штольца... Он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит ____________________ днём...»

«...я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а всё ждала, надеялась... и вот!.. »

«Ты _______________________ бы с каждым днём всё глубже — не правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состарюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом Масленицы ... вот наше будущее – да? Разве это жизнь? Я ___________________, умру...»


Казалось, Ольга сделала невозможное... Но обломовщина глубоко въелась в героя, её не смог искоренить Штольц, не смогла и Ольга.

5 задание. А какие отрицательные черты присущи каждому из героев? Запишите свой вариант отрицательного качества.

Изнеженный/ Бесхарактерный/ Безвольный/ Излишне прагматичный/ Несколько чёрствый/ Педант/ Ленивый/

Штольц Обломов

6 задание. Определи героя по описанию.

Агафья Матвеевна, Ольга Ильинская, Судьбинский, Обломов, Штольц, Захар

1)  «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».

2) «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щёгольской шляпе… Он весел, он напевает…»

3) «Всё лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подёрнут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждый точно положено было по комку снега».

4)  «...Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль...»

5) «Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объём бёдер и уменьшить талию. От этого даже и весь стан её, фигура, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору крепкой, здоровой моделью...» И. А. Гончаров


7 задание. Письменно ответь на вопрос: «Осуждаю ли я Обломова?» В эссе должно быть не менее 70 слов.

Ответ в тетради.




















РАБОЧИЙ ЛИСТ


Творческое задание. Мысли об Обломове. Продолжите на месте пропуска.

Как так получилось, что из героя вырос человек честный, понимающий и отзывчивый, но, увы, совершенно неприспособленный к самостоятельной жизни? Что привело к тому, что герой «поселился» на диване?

Исчерпывающий ответ на эти вопросы Гончаров даёт в главе «Сон Обломова». Обломовка – родина, уютное пристанище, земной рай, удивительное место, похожее на Землю Обетованную.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По отношению к окружающим Обломов – праведник. Он знает, что у каждого человека есть божественная, бессмертная душа. В отличие от Штольца и даже, пожалуй, Ольги, Обломов наделён редчайшей чертой: у него золотое сердце, он искренне любит всех людей, всем сочувствует. Может быть, именно поэтому он не может навести порядок в имении, выгнать управляющего, доверяется манипулятору Тарантьеву, нечистому на руку, способного на аферу… Может быть, поэтому принимает у себя бесконечных гостей, которые совсем не подходят ему в качестве друзей, и кормит и поит их…

Илья Ильич ведь образованный, неглупый, но наивный и доверчивый. Может быть, все неурядицы в жизни героя от его доверчивости и от его «золотого» сердца?.._______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Захар, слуга, несмотря на бесконечные ссоры с хозяином, искренне говорит об Обломове: «Такая добрая душа, да это золото, а не барин, дай бог ему здоровья!» Обоснуйте, можно ли считать Захара двойником Обломова?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ольга ценит Илью Ильича за его «голубиную нежность». Андрей Штольц говорит об отсутствии «фальшивой ноты в сердце, нарядной лжи в душе; пусть волнуется рядом с ним целый океан зла, пусть мир отравится ядом – никогда Обломов не поклонится злу и фальши, в душе его всегда будет чисто, светло, честно…». Признаётся ли Штольц тем самым, что подобного «природного золота» недостаёт ему самому? Хотя, с другой стороны, Штольц совершил немало добрых поступков, каких? Может быть, пытаясь «разбудить» друга и побуждая его выйти в свет, Штольц заботился о своём тщеславии и таким образом хотел почувствовать своё превосходство? _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практика показывает, что современному школьнику Штольц намного ближе Обломова, современную молодёжь не убеждают рассуждения о «золотом сердце». Есть мнение, что с высоты XXI века детям читать о терзаниях и внутренних переживаниях героя откровенно скучно. Вы согласны с таким мнением или готовы опровергнуть его? Кто из двух героев больше понравился вам и почему?__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.