Учебно-дидактический материал по литературе для 8-9 класса. Образная система комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Образы | Характеристика, роль в произведении |
Положительные | |
С | В переводе с греч. «Софья» - «_____________________». Сирота, племянница ________________, родственница ____________________________. Характер: __________________________________________________________________. Цитаты, характеризующие Софью: ____________________________________________________________________________. ____________________________________________________________________________. Терпеливая и кроткая, через ее образ ракрывается жажда наживы и тирания Простаковой. |
Стародум | Фамилия сочетает в себе два слова: __________и __________. «Старый» означает его приверженность «старым» ценностям времён ____________________. Является голосом автора в пьесе, выражает идейное содержание комедии. Дворянин, отставной офицер _________ лет, дядя и опекун ___________________. Нажил своё состояние ___________________________________________________. Характер:______________________________________________________________. Цитаты, характеризующие Стародума:______________________________________. _______________________________________________________________________. Добровольно ушел со службы при дворе,т.к. там люди ценятся не за заслуги, а за ______________________. Считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от того, насколько разумно устроено _______________________: «Достойный престола государь стремится _______________________________________________________». Говорит, что без души даже самый просвещённый умница превращается в «____________________________». «Имей сердце, имей душу, и ___________________________________________________________________». |
Правдин | Фамилия образована от слова «_____________», которой добивается герой. Чиновник, выявляет _________________ со стороны помещиков по выполнению правительственных указов. Добросовестный, принципиальный, выступает против «_______________» в государстве: «Я никогда не читаю ___________________________________________________________». «...притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».
Образ условный, идеальный, отражает не реальных чиновников, а настроения части просвещённого дворянства, совет правительству. |
Милон | Милый молодой человек. Скромный офицер с «похвальными свойствами», возлюбленный __________________________. Храбрый, бескорыстный, спасает Софью от ___________________. Ценит в людях __________ и ____________. Судья, который не убоялся _ни_____________, ни _________________________, отдал справедливость ______________________, в моих глазах герой. |
Отрицательные | |
П | Фамилия от слова «простой» в значении «___________________». Урождённая Скотинина — скотоподобная, грубая и жестокая помещица. Деспотичная, считает крестьян низшими существами: «С утра до вечера ________________________________________________________________________». Слепо любит _____________________. Необразованна, считает, что знания бесполезны. Отсутствие моральных принципов — результат дурного воспитания, которое она закладывает и в своего сына. «Мой век проходит. Его готовлю в люди». |
П | Настоящий простак, глупый человек и «подкаблучник»* ( это - ______________________________________). Помещик, робкий, забитый человек, не имеет своего мнения, терпи унижения и оскорбления от своей _______. «При твоих глазах мои ___________________________________». В пьесе он лишь тень и служит для раскрытия деспотизма Простаковой. |
С | Фамилия от слова «______________» - скотоподобный и скотолюбивый помещик. Расчётливый, корыстный человек, хочет жениться на _________________ из-за приданого: «Нет, мне нраится не девчонка (…), а то, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________....» Жестокий, суровый помещик: «...Да разве дворянин не волен _________________________________________________________________?» Любит свиней,которые живут у него лучше, чем люди: «Люблю свиней, сестрица,_______________________________________________________________________________________________________ |
М | В переводе с греческого имя «Митрофан» означает «_____________________________________________». Недоросль в умственном отношении — полный невежда: «Не хочу учиться, ________________________________________________». Недоросль в моральном отношении — грубый в обращении со всеми, человек с мелкой душой, жалобщик, избалованный и ленивый. Недоросль в гражданском смысле - нет понимания долга перед государством. Пассивный участник событий, но вокруг него завязано много конфликтов. |
Второстепенные | |
Еремеевна | Кормилица __________________________, оберегает и защищает его. Усердная работница, но рабская натура, много лет терпит обиды от Простаковых: «...по пяти рублей на год, да _________________________________________________________________». |
Цыфиркин | Обучает ______________________, вернее ____________________________. Бывший солдат, малограмотный, но зарабатывет на жизнь своим трудом (учит ____________________ и помогает проверять счета неграмотным чиновникам в городе). Честный, некорыстный человек, отказывается брать деньги за уроки с __________________, потому что занятия не дали результата: «...Не возьму ничего. Он _________________________________________________». |