12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бичегкуева Валентина Сергеевна133
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
3

Технологическая карта урока «Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» (8 класс)

Технологическая карта урока литературы в 8 классе.

 

Тема: Проблематика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Дата: 23.09.2019 г.

Учитель: Бичегкуева Валентина Сергеевна

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М: «Просвещение», 2015 г.

 

Предмет

Литература

Класс

8 «Д»

Тип урока

Урок формирования новых знаний и умений

Цели

 

 

 

 

 

Знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

 

 

 

 

Задачи

 

 

обучающая: помочь обучающимся осознать идейно-художественную ценность произведения, сформировать

представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения;

развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера, развивать умение выражать свою точку зрения, сопоставлять её с авторской;

воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся, воспитывать интерес к литературе.

 

Планируемые результаты

познавательные: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать цель и проблему, создавать способы решения проблемы;

коммуникативные: умение работать в паре, в группе, в монологической форме выражать свою точку зрения, вступать в диалог, решать проблемную ситуацию;

личностные: осознавать собственную ответственность за обучение, проявлять готовность к самостоятельной работе;

регулятивные: проявлять способность понимать задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование урока

Портрет Д.И.Фонвизина, тексты комедия «Недоросль», рабочие тетради, карточки, презентация

Методы, приёмы и формы работы

литературное исследование, беседа, проблемный вопрос, дискуссия
приемы: психологическая установка, формулировка ожидаемых результатов, ответы на вопросы по содержательному аспекту урока;
формы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Фронтальная

Приветствует учащихся, поверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Р: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Л: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету.

2. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Предлагает вспомнить литературоведческие термины, затем даёт слово заранее подготовленному ученику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы:

- По сюжету «Недоросль» - пьеса о том, как воспитывали и обучали молодого дворянина. Какова главная проблема произведения? Какие ещё проблемы поднимает Фонвизин в своём произведении? Какие сатирические приёмы использует автор, изображая помещиков?

 

Участвуют в беседе, выражают свое мнение.

Ученик демонстрирует презентацию и объясняет понятия:

Классицизм ,

Драматическое произведение,

Сатира,

Драма,

Комедия,

Трагедия,

Реплика,

Ремарка,

Недоросль.

 

 

 

 

Намечают план работы:

- рассмотреть проблематику комедии;

- проанализировать образы комедии;

- определить главную мысль.

 

К: формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П: умение правильно и лаконично объяснять, отвечать на вопросы;

Л: самостоятельность и личная ответственность в решении общих задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: умение определять цель своей работы на уроке, формулировать для себя задание, проводить аналогии, делать выводы.

К: умение проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

П: знание текста пьесы, умение анализировать текст;

 

4. Этап усвоения новых знаний

Работа в парах

1. Организовывает работу по исследованию текста. Каждая группа получает карточки с заданиями

1. Работают в парах, исследуют текст,

принимают участие в обсуждении, выражают своё мнение.

После окончания работы каждая пара выдаёт результаты для итоговой таблицы.

К: формулируют собственное мнение, аргументируют его и координируют с позицией партнёров;

П: умение работать с текстом, давать развёрнутые ответы на вопросы;

Р: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Л: личная ответственность за свою работу и за общий результат

5. Этап закрепления новых знаний

Фронтальная

1. Организовывает работу

Обучающиеся под руководством учителя работают с общей таблицей.(Презентация)

П: определяют проблематику произведения; умеют использовать речевые приёмы в соответствии с заданием.

Р: сравнивать результаты своей деятельности с ожидаемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

Л: уважительное отношение к чужому мнению, ответственность.

 

 

 

6. 1. Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6..2 Диагностика достижений

 

Проводит беседу.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, актуальна ли комедия Фонвизина в наше время?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке

Зачитывают поставленные в начале урока вопросы и отвечают на них,
делают выводы. аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самоанализ и самооценку

Л: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных качеств и нравственного поведения;

Р: умение оценивать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К: умение свободно излагать собственное мнение по поставленному вопросу, с уважением относиться к чужому мнению.

 

7.Домашнее задание

Фронтальная

Объясняет домашнее задание:

-найти в комедии крылатые выражения и выписать их в тетрадь

Записывают в дневники, слушают комментарий по выполнению.

 

 

 

Карточка 1.

Зачем приезжает в деревню Правдин?

 


 

Карточка 2

Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? 


 

Карточка 3

Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи и поступках?

 


 

Карточка 4

Как управляет своим имением Простакова?

Таблица
Проблема Отношение к ней автора Примеры
Проблема влияния крепостного права на людей (Как крепостное право влияет на людей?) Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так5 и должно быть, потому, что с детства привыкли подчиняться. 1. Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? 2. Как Простакова относится к Еремеевне? А Еремеевна к Простаковым?
Проблема роли образования в жизни человека. (Какое значение имеет образование в жизни человека?) Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны. 1 Примеры благородных и образованных людей в пьесе (Правдин, Стародум). Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? Примеры необразованных людей (Простаковы, Скотинин). Доказательство их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая самим себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?
Проблема воспитания. (Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы они выросли достойными людьми?) Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. 1. Что мешает Митрофану учиться? 2. Что означает имя Митрофан? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3. Как Простакова относится к людям? (Как и почему меняется её отношение к Софье, Стародуму?) 4. Как Митрофан относится к людям? Как и почему меняется его отношение к матери?
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.