12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Наталья Викторовна32
Россия, Удмуртская респ., Можгинский район, с. Можга
1

Конспект урока по литературе (8 класс) (предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности (рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)

Конспект урока по литературе (8 класс)

(предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной)

Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности

(рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)

Цели урока:

Образовательные.

1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.

2.Способствовать развитию навыков анализа драматического произведения.

Развивающая.

Продолжить развитие монологической речи учащихся.

Воспитательная.

Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.

Ход урока

Организационный момент (Слайд 1)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Актуализация знаний.

- Его фамилию писали по-разному: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Везен и т.д. И только к концу XIX века утвердилось понятное сейчас написание – Фонвизин. (Слайд 2)

- Вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим знакомство с комедией Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

- На прошлом уроке мы с вами изучили жизнь и творчество этого замечательного писателя своей эпохи. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете биографию писателя. И предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно».

(Класс делится на 2 группы (в зависимости от количества детей в классе). Каждой группе выдаётся пакет с фотографией Фонвизина и нарезанными «утверждениями» - верными и неверными. Ребята в группе выбирают только верные утверждения) (См. Приложение 1)

Ответы проецируются на экран. (Слайд 3)

- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Поаплодируйте друг другу!

Постановка проблемного вопроса.

- Ответьте мне на следующий вопрос: кто такой дворянин? (Ответы учащихся) (Слайд 4)

- Назовите качества, какими должен быть истинный дворянин? (Составление кластера на доске). (Примерные ответы учащихся: честь, достоинство, храбрость, хорошее образование и воспитание, служение своему Отечеству)

- Кто главный герой комедии «Недоросль»? (Митрофанушка Простаков)

- Давайте попробуем составить литературный портрет Митрофанушки. (Составление кластера). (Дворянин, его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться, трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»). (Слайд 5)

- Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? (Митрофан, несмотря на своё происхождение, совсем не соответствует истинному дворянину).

- Какой вопрос возникает? (Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?) (Слайд 6)

- Сегодня на уроке мы должны найти ответ на проблемный вопрос, который и запишем в виде сегодняшней темы. (Слайд 7)

Работа с текстом

Учащиеся делятся на 5 пар, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. (Задания для 4 и 5 пары достаточно сложные, поэтому рекомендуется для сильных учеников). (См. Приложение 2)

Задания

1 пара.

- Грамотны ли Простаков и Скотинин?

- Как относились к образованию в их семье?

- Почему обучается Митрофан?

2 пара.

- Чему и как обучается Митрофан?

- Глуп ли он?

- Как он относится к учению?

3 пара.

- Какие учителя обучают Митрофана?

- Каковы они? Чему они могут научить?

- Как к ним относятся в семье Простаковых?

4 пара.

- Что такое воспитание? Какова его цель?

- Что такое образование? Какова его цель?

- Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей)

5 пара.

- Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

- Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?

- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

Динамическая пауза. (Слайд 8)

«Буквы».

Ход упражнения. Дети, стоя, по инструкциям учителя, выполняют упражнение:

«Пишем буквы необычным способом».

- Кто написал комедию «Недоросль»?

Букву 1 «пишем» носом,

Букву 2 — подбородком,

Букву 3 — правым плечом,

Букву 4 — левым плечом,

Букву 5 — правым локтем,

Букву 6 — левым локтем,

Букву 7 — правым коленом,

Букву 8 — левым коленом.

Обобщение усвоенного

Выступления учащихся. (Слайды 9-13)

7. Итог урока

- Давайте попробуем дать ответ на вопрос, который мы обозначили в начале урока: «Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?» (Он не получил достаточного образования и воспитания, а настоящий дворянин, в первую очередь, должен быть просвещённым. О необходимости просвещения говорили и Пётр I, и Ломоносов, и Екатерина II и другие великие люди той эпохи. Также истинный дворянин должен соответствовать высоким нравственным качествам, а получается, что русское дворянство, по мнению Фонвизина, нравственно вырождается). (Слайд 14)

- Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению – вот одна из проблем, которую ставил Денис Иванович Фонвизин в своей комедии. Мысль о воспитании просвещённого дворянина во времена Фонвизина не была новой. Вы правильно отметили, что о необходимости просвещения говорили ещё Пётр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина не всё так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. (Слайд 15) Проблема истинного дворянина демонстрируется в монологах Стародума: «Наука в разращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Стародум – резонёр, персонаж, высказывающий авторскую позицию. Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

- Как это сделать? (Ответы учащихся)

- Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. В своём невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

Рефлексия (Слайд 16)

«Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая, ученик должен продолжить незаконченную фразу).

На уроке я работал(а) …

Урок для меня показался …

Самым полезным и интересным для меня было …

Я встретился(лась) с трудностью при …

У меня хорошо получилось …

Я выполнял(а) задания …

Я понял(а), что …

Теперь я могу …

Я попробую …

Меня удивило …

Мне было трудно …

Строки самому себе …

Домашнее задание. (Слайд 17)

 - Составить литературные портреты персонажей по их репликам.

Используемая литература:

Золтарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016.

Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2013.

Приложение 1

Его фамилию писали по-разному.

Он родился в Санкт-Петербурге.

Грамоте научился с 4 лет.

Маленький Денис учился очень хорошо.

В Петербурге, будучи студентом, он встретился с Ломоносовым.

Свою литературную деятельность Фонвизин начал с переводов стихотворений зарубежных поэтов.

После коронации Екатерины II был устроен при дворе статским советником.

«Недоросль» - первая оригинальная комедия Фонвизина.

Фонвизин в «Недоросле» «казнил дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения»

Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года.

Комедию все приняли с одобрением.

Фонвизин умер в возрасте 47 лет от тяжёлой продолжительной болезни.


 

Приложение 2

1 пара.

- Грамотны ли Простаков и Скотинин?

- Как относились к образованию в их семье?

- Почему обучается Митрофан?

2 пара.

- Чему и как обучается Митрофан?

- Глуп ли он?

- Как он относится к учению?

3 пара.

- Какие учителя обучают Митрофана?

- Каковы они? Чему они могут научить?

- Как к ним относятся в семье Простаковых?

4 пара.

- Что такое воспитание? Какова его цель?

- Что такое образование? Какова его цель?

- Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей)

5 пара.

- Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

- Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?

- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.