Денис Иванович Фонвизин
(1745-1792)
Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении
Конспект метаурока для 8 класса
Учитель: Каморникова Ю. В.
ЦЕЛИ:
Главная: формировать осознанного читателя, умеющего сопоставлять литературный материал, анализировать художественный текст.
ЦЕЛИ МЕТАУРОКА:
- раскрыть особенности классицизма как литературного направления; проанализировать особенности построения драматического произведения; познакомиться с творчеством Д. И. Фонвизина;
- развивать навыки сопоставительной работы и умение обобщать собранный материал;
- формировать интерес к изучению литературы.
ЗАДАЧИ:
Раскрыть особенности европейского и русского классицизма.
Изучить своеобразие драматургии XVIII века.
Проанализировать жизнь и творчество Д. И. Фонвизина.
Тип урока: метаурок, где формируют метазнания.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, портрет
Д. И. Фонвизина, схемы, таблицы, учебник.
ТЕЗАРИУС: классицизм, драматургия, высокий, средний и низкий жанры, комедия, трагедия, трагикомедия, ода, сатира, «дворянское злонравие».
I. Организационный момент
I. Организационный момент
Приветствие класса. Объявление темы урока, целей и задач.
II. Проверка домашнего задания
Выделение в повети «Шемякин суд» элементов гротеска,
гиперболы и сатиры. Анализирование проблемы продажности суда.
III. Работа над темой урока
Классицизм характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мертвый академизм.
В. Я. Бахмутский
Классицизм (в пер. «образцовый») – это литературное направление XVII – начала XVIII вв., которое восторжествовало в эпоху абсолютной монархии.
Искусство классицизма
требовало
от поэтов
и писателей
соблюдение строгих
норм и правил.
Высокие жанры:
ода,
трагедия…
Средний жанр в
классицизме
отсутствует
(трагикомедия)
Низкие жанры:
басня,
комедия…
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА
Европейский классицизм
(зародился в XVII в. во Франции):
- обращение к античным образцам (ориентация на высокие темы);
- строгое соблюдение норм и правил;
- образы лишены индивидуальных черт;
- высокая гражданская тематика (восхваляются высокопоставленные персонажи). Долг превыше чувств;
- характерно единство места, времени и действия.
Русский классицизм
(зародился во второй четверти XVIIIвека):
- сатирическая направленность;
- преобладание национально-исторической тематики над античной;
- высокий уровень развития жанра оды;
- общий патриотический пафос русского классицизма.
ТРИ ЕДИНСТВА В ДРАМАТУРГИИ
ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ
(ДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЬНЫМ, ГДЕ ВСЕГО ОДНА ИНТРИГА)
ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ
ЕДИНСТВО МЕСТА
Денис Иванович Фонвизин
(1745 – 1792)
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
А.С.Пушкин
Великий драматург XVIII века.
Выступал за справедливость, осуждал деспотизм.
(выступление учеников по жизни и творчеству Фонвизина)
Жизненная позиция:
Обличает
картину
деградации
общества
XVIII в.
Показывает
картины
дворянского
злонравия
Осуждение
деспотичной
формы
правления
Екатерины 2
Государь
должен
править,
руководствуясь
законом
«Недоросль» (1781)
(комедия в 5 действиях)
Просветительская комедия по содержанию и классицистическая по форме.
Д. И. Фонвизин в произведении изображает такие пороки того общества:
УЧИТЕЛЯ
ДВОРЯНЕ-САМОЗВАНЦЫ
ХОЗЯЕВА, ГОСПОДСТВУЮЩИЕ НЕ ПО ПРАВУ.
Проблематика комедии
1 – обличение злонравия дворянства на примере г-жи Простаковой, Митрофана, Скотинина. Раскрытие «скотства» помещиков, их произвола в отношениях с крестьянами
2 – проблема воспитания дворянских недорослей (тесно связана с образом учителей)
3 – обличение пороков самодержавной системы
Комедия построена по принципам классицизма:
Единство места: все действия происходят в доме помещицы Простаковой.
Единство времени: все события происходят в течение одного дня.
Единство действия: вся интрига заключаются вокруг наследства Софьи.
IV. Закрепление изученного материала
1. Охарактеризовать классицизм как литературное течение.
2. Метод «Микрофон»: каждый ученик кратко выступает «Д. И. Фонвизин – каков он?»
3. «Недоросль» - это…