Учебно-методические материалы по выполнению практических и самостоятельных работ
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий строительный колледж им. А. А. Лепехина
Учебно-методические материалы по выполнению
практических и самостоятельных работ
по дисциплине «Родная литература»
для студентов 1-го курса специальности
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Разработала: Староверова М. А.
2021
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №________________ от____________20___г.
Рецензенты: ____________________________________________
____________________________________________
Разработала: Преподаватель Староверова М. А.
материалы предназначены для студентов 1-го курса 08.02.05 строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов и содержат теоретическое обоснование тем практических работ, практические работы, рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине: «Родная литература».
работы проводятся с целью: формировать умения и навыки обучающихся.
В каждой теме сборника определены цели работы, даны теоретические основы по теме занятия, раскрыт порядок проведения работы, и прописаны определённые критерии выполнения заданий.
работы проводятся в учебных кабинетах колледжа, оснащенных всем необходимым технологическим оборудованием.
По окончании каждого практического занятия обучающиеся сдают тетради для практических работ на проверку, получают оценку.
Содержание
Введение………………………………………………………...4
Практическое занятие №1 Фольклор как художественная система……………………………………………………………….7
Практическое занятие №2 Творчество и биография К. Н. Батюшкова…………………………………………………………...8
Практическое занятие №3 Жизнь и творчество И. Северянина……………………………………………………….....11
Контрольная работа№1……………………………………….15
Практическое занятие №4 Великая отечественная война в творчестве вологодских писателей………………………………..16
Практическое занятие №5 А.Я. Яшин. Жизнь и творчество……………………………………………………………18
Практическое занятие №6 В. И. Белов. Особенности русского национального характера в повести………………………………20
Практическое занятие №7 Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество…………………………………………………………...22
Практическое занятие №8 В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» - антижизнь…………..…………………………………25
Контрольная работа №2 ……………………………………...28
Практическое занятие №9 А. Н. Башлачёв. Жизнь и творчество……………………………………………………………28
Литература………………………………………………………32
Введение
Одна из главнейших задач современного образования – научить самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью, какие бы знания, и в каком объеме ни получали студенты, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо продолжать развивать у студентов умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения. Это задача отчасти находит свое решение при выполнении заданий практической работы, которые подразумевают высокую степень самостоятельности студентов.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, нА протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· эстетическое отношение к миру;
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
· умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
· умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
· умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
В данном пособии содержатся материалы задания, в которых учитывают разные типы литературного восприятия студентов: это и самостоятельная работа по образцу – узнавание, опознавание, текстуальное воспроизведение; и описание и анализ явлений и героев, предвидение возможных исходов; и осуществление поисковой деятельности, когда студент открывает новые для себя знания.
Пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по дисциплине. Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов (реализация уровневой дифференциации при организации практических занятий).
Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических работ по литературе, количество и объем которых соответствует объему часов, заявленному в рабочей программе. Соответственно учебное пособие состоит из 9 практических занятий, 2 контрольных работ.
Каждая практическая работа начинается с оглашения темы, с формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия, закрепление материала проходит с помощью заданий, которые нацеливают студентов на последовательный анализ и интерпретацию литературного произведения.
Практическое задание №1
Фольклор как художественная система
Цель: обобщить и систематизировать знания
Назовите известные вам фамилии учёных, которые изучали фольклор.
Назовите художественные законы фольклора.
Назовите отличительные признаки сказки. Расскажите, как развивается сюжет сказок. Назовите типы сказок и дайте любым 3-м характеристику.
С помощью чего формируется язык былин? Какую структур имеют былины?
В чём вы видите проблему собирания фольклора в современном мире?
Дайте определение следующим жанрам фольклора, приведите по 2-3 примера: былина, историческая песня, сказка, повествование, пословица, поговорка, календарные обрядовые песни, семейные обрядовые песни, колыбельные, семейные песни, любовные песни, причитания, частушки.
Критерии оценивания:
5 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), с учётом, что выполненные задания ошибок не имеют;
4 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), принимаются недочёты или неполные ответы в вопросах 3-5;
3 – допускается невыполнение 2 заданий (1-6), принимаются недочёты или неполные ответы;
2 – выполнено только два задания или выполненных задания нет вообще.
Практическое занятие №2
Творчество и Биография К. Н. Батюшкова.
Цель: познакомиться с биографией поэта, проанализировать стихотворение.
Биография и творчество
Батюшков – виднейший из поэтов XIX века, литературный критик, прозаик, переводчик.
Родился Константин Батюшков 29 мая 1787 года в Вологде, но вскоре после его рождения семья переехала в родовое поместье Даниловское близ Твери. После смерти матери отец отправил мальчика на обучение в петербургский пансион О.П.Жакино. В 1801 году он продолжил образование в пансионе И.А.Триполи. В 1802-м, в возрасте 16 лет молодой человек получил документ о его окончании и всерьез увлекся русской и французской литературой. С легкой руки дяди — Михаила Муравьева, Константин расширил свои познания в древнегреческом языке, полюбил античную поэзию, древние мифы, стремился воплощать в жизнь возвышенные идеалы.
Среди знакомых Батюшкова появились выдающиеся литераторы того времени – Василий Жуковский, Гавриил Державин, Петр Вяземский, Николай Карамзин, Николай Гнедич. В 1802 году Константин поступил на службу в Министерство народного просвещения, где встретил прогрессивных культурных деятелей той эпохи. Творческая биография молодого поэта началась в 1805 году, когда Батюшков, поддавшись на уговоры друзей, публикует свои первые стихотворения. Он продолжал писать стихи, но все время мечтал служить в армии. В 1807 году поэт записывается в народное ополчение. Отец крайне негативно относился к затее сына, но Константин настоял на своем. Поэт побывал в нескольких походах, был ранен, его храбрость и героизм, проявленные на поле боя, отмечены орденами Святой Анны II и III степени. После демобилизации из армии, Константин нашел себе работу в петербургской Публичной библиотеке. Так он зарабатывал себе на жизнь, а в свободное время продолжал писать стихи. Первая популярность пришла к поэту в 1809-м, когда он написал сатирический памфлет под названием «Видение на берегах Леты». При жизни поэта вышла всего одна его книга – «Опыты в стихах и прозе». Читатели смогли познакомиться с ней в 1817-м году.
Батюшков — замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении «Совет друзьям» — нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой. Именно поэтому Пушкин по поводу послания «Мои пенаты» заметил: «Главный порок в сем прелестном послании есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни». В этом стихотворении в «хижине убогой» с «ветхим и треногим столом», «жесткой постелью», «рухлядью скудельной» соседствуют «кубки», «чаша золотая» и «ложе из цветов. Душевная болезнь поэта не отпускала его на протяжении последних двух десятков лет перед смертью. В 1833 году Батюшков поселился у своего племянника в Вологде, закрылся от всего мира. Умер Константин Батюшков 19 июля 1855 года от тифа.
Задания практического занятия
Расскажите об образовании К.Н. Батюшкова.
Кто из поэтов, будучи его лучшим другом, ввёл в литературный круг К. Н. Батюшкова?
Как мы знаем, поэт прошёл 3 войны. Как эти войны повлияли на его творчество?
К какому литературному направлению относится творчество Константина Николаевича? Обоснуйте свой ответ.
Почему Константина Николаевича называли «Ахиллом русской поэзии»?
Выполните задания по тексту:
– Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие образы и картины вам представились?
– Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?
– Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?
– Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»?
– Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?
«ВАКХАНКА»
Критерии оценивания:
5 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), с учётом, что выполненные задания ошибок не имеют;
4 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), принимаются недочёты или неполные ответы в вопросах 3-5;
3 – допускается невыполнение 2 заданий (1-6), принимаются недочёты или неполные ответы;
2 – выполнено только два задания или выполненных задания нет вообще.
Практическое занятие №3
Жизнь и творчество Игоря Северянина
Цель: познакомиться с биографией и творчеством поэта. Проанализировать стихотворение.
Биография и творчество
Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге в 1887 году. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение — «Звезда и дева». К самим псевдонимам юный Игорь тянулся чуть ли не с первых стихов. К примеру, еще в сентябре 1905 года после написания стихотворения, посвященного смерти его любимой поэтессы Мирры Лохвицкой «Певица страсти», юный поэт решил подписать его «князь Олег Сойволский». Очевидно, титул князь добавил себе Игорь из своей тяги к аристократизму, а вот Сойволский — говорило о все той же тяге к русскому Северу, именно там, в имении череповецких родственников поэта Сойвола, где он прожил несколько лет, увезенный отцом от матери после их развода, Игорь и полюбил северную природу, полюбил на всю жизнь рыбалку, одиночество в лесу. Позже этим же псевдонимом Игорь подписывал и стихи в сборнике «Мимоза», в частности, стихотворение «Призрак отца», посвященное годовщине его смерти. Да и имя Олег, скорее всего, взято из древних преданий. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича, вот и вспомнился ему Олег.В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать». Обругал поэта и Лев Толстой. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!» — сказал тогда Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.
В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма». 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию», едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец — в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Маяковский стал вторым, Василий Каменский — третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».
Задания к практическому занятию
Назовите настоящую фамилию, имя и отчество поэта. В каком городе родился?
Почему Игорь Северянин взял себе именно такой псевдоним? С чем это связано?
Расскажите, какое новое направление предложил И. Северянин? Что являлось главной целью нового направления? Что являлось главным убеждением в направлении?
Игоря Северянина называют «королём поэзии», можете ли вы согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте свой ответ.
Кто из известных русских поэтов был раздосадован брошюрой И. Северянина «Интуитивные краски»? Что именно возмутило в этих произведениях?
Задания к тексту:
-Понравилось ли вам данное стихотворение? Какие эмоции, чувства вызывает?
-Как думаете, почему автор использует множество восклицательных знаков?
-Объясните слова – крылолёт, ветропросвист, грезофарс.
-Каким стихотворным размером написано стихотворение?
-Какая часть речи используется чаще всего? Почему?
Северянин И. - Увертюра («Ананасы в шампанском!..»)
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Критерии оценивания:
5 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), с учётом, что выполненные задания ошибок не имеют;
4 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), принимаются недочёты или неполные ответы в вопросах 3-5;
3 – допускается невыполнение 2 заданий (1-6), принимаются недочёты или неполные ответы;
2 – выполнено только два задания или выполненных задания нет вообще.
Контрольная работа №1
Цель: закрепление изученных знаний по дисциплине.
Инструкция: Контрольная работа выполнятся в электронном виде (https://onlinetestpad.com/o6dhtdvcnoq7c). Переходите по ссылке – нажимаете кнопку «далее» (появится первый вопрос, даёте ответ и нажимаете «далее», каждый вопрос имеет ограниченное время, в зависимости от сложности) – после завершения теста, автоматически выводится оценка – пишете свои фамилию, имя и номер группы – нажимаете кнопку «отправить».
Практическое занятие №4
Великая Отечественная война в творчестве вологодских писателей
Цель: воспитание патриотических чувств.
Литература о войне прошла несколько этапов в своем развитии. Первый – это непосредственно годы Великой Отечественной, когда создавались произведения особого характера – публицистические, тенденциозные, более упрощенные для широкой публики, представлявшие собой мгновенный отклик на события. «Разумеется, во время войны появлялись значительные в художественном отношении тексты. Примеров довольно много: поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского, повесть «Дни и ночи» Константина Симонова… Но основная задача, конечно, была в том, чтобы убедить в победе, агитировать, призывать к борьбе, укрепить боевой дух». 1950-1960-е годы, связанные с событиями XX и XXII съездов КПСС, сместили угол зрения на военную литературу. Писатели, работавшие в этот период, прошли Великую Отечественную в молодом возрасте (17-20 лет), и их взгляд на события был иным: «Они показывали войну на узком участке, но пытались на этом узком участке увидеть какую-то большую человеческую правду». Это Григорий Бакланов с повестью «Пядь земли», Юрий Бондарев с повестью «Батальоны просят огня», Василь Быков с повестью «Третья ракета». В 1960-70-е цензурные претензии к произведениям военной тематики усилились, «требовалось приглушение каких-то темных красок», но при этом создавались весьма заметные произведения: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», повесть Валентина Распутина «Живи и помни», роман Владимира Богомолова «В августе 44-го». В перестроечный период продолжится поиск сюжетов, ранее не разработанных, начнется описание тех явлений, которых раньше военная литература практически не касалась. Появятся роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Теперь создаётся поэзия людьми, которые этой войны не видели. Представляя основные линии военной литературы: ненависть к врагу, батальные зарисовки, лирические «человеческие» мотивы можно привести в пример стихотворение К. Симонова «Убей его» в годы войны стало своеобразным манифестом, отразив эмоции и чувства, владевшие тогда солдатами. Стихотворение Орлова «Поутру, по огненному знаку…» , передающее атмосферу рядового сражения.
Задания к практическому занятию
1. Охарактеризуйте следующие десятилетия: 1941-1945г., 1950-1960 г., 1960-1970 г.
2. Назовите основные линии военной литературы, приведите пример стихотворения
3. Назовите всех известных вам вологодских авторов, которые описывали трудности ВОВ.
4. Опираясь на текст повести В. Астафьева «Пастух и пастушка», охарактеризуйте любовь на войне (не менее 5 предложений).
5. Сделайте анализ стихотворения К. Симанова «Жди меня».
6. Соедините фамилии поэтов с их портретами.
а)К. Симанов |
|
б)Б. Васильев | |
в)В. Астафьев | |
г) С. Орлов |
Критерии оценивания:
5 - допускается невыполнение 6 задания, с учётом, что в 1-5 нет ошибок;
4 - допускается невыполнение 1 задания, принимаются недочёты и неполные ответы в вопросах 1-6;
3 – допускается невыполнение 2 заданий, принимаются недочёты и неполные ответы в вопросах 1-6;
2 – выполнены 1-2 задания или выполненных заданий нет.
Практическое занятие № 5
Александр Яковлевич Яшин. Жизнь и творчество
Цель: познакомиться с биографией и творчеством писателя.
Биография и творчество
Родина Александра Яшина (Попова) – небольшая деревенька Блудново, расположенная в Вологодской губернии, где он и родился 14 марта 1913 года. Родители будущего известного писателя были обычными крестьянами. Учился в местной школе-семилетке, потом поступил в педагогический техникум районного городка Никольск. Первые публикации Яшина появились на страницах районной газеты «Никольский коммунар» еще в 1928 году. Также их можно было прочесть в газете «Советская мысль», которая выходила в Великом Устюге и центральных СМИ. В годы студенчества Александр участвовал в Первом губернском съезде писателей, проходившем в Великом Устюге. После выпуска из техникума, Яшин устроился учителем в деревенскую школу, очень много читал, сочинял стихи, отсылал свои работы в вологодские и архангельские газеты. В годы советской власти Александр оказался первым из вологодского края, кому удалось найти свое место в большой литературе. До Октябрьской революции первенство принадлежало Засодимскому, Батюшкову, Гиляровскому, а теперь именно Яшину досталась эта почетная миссия. По мнению С.Викулова, Яшин был самым вологодским среди всех вологодских. Не из-за того, что даже после переезда в столицу, «окал», а по той причине, что остался таким же доброжелательным, непосредственным и совестливым, каким может быть только житель русской северной деревни. В 1932 году Яшин переехал в Вологду, потом в Архангельск. Творческая биография литератора стартовала в 1934-м, когда он выпустил свой дебютный сборник стихов под названием «Песни Северу». В 1935-м Александр стал одним из участников Первого Всесоюзного съезда писателей, и решился на переезд в Москву. После победы Яшин продолжал плодотворно трудиться, черпал вдохновение в поездках по стране, побывал на строительстве гидроэлектростанций и целине. Все, что увидел поэт, что впечатлило его больше всего, задело за душу, он воплотил в поэтических сборниках. В 1946 году вышел сборник «Земляки», в 1949 году поэма «Алёна Фомина», в 1951-м сборник «Советский человек». Александр Яшин был одним из тех, кто стоял у истоков основания писательской организации в Вологде. Он передал все свои знания и умения молодым вологодским литераторам – Н.Рубцову, В.Белову, Л.Беляеву, В.Коротаеву. Трудно переоценить роль Александра в становлении областной организации писателей Вологды. Он помогал не одному десятку молодых литераторов города, а особо Н.Рубцову. Благодаря Яшину и литературному критику Феликсу Кузнецову, произведения вологодских поэтов и писателей появлялись в центральных журналах и газетах. Яшин очень часто бывал в Вологде, старался уделить внимание каждому представителю местной поэтической «поросли». Сердце Александра Яшина остановилось 11 июня 1968 года. Причиной смерти стала онкология. Литератор умер в Москве, но похоронили его в родной деревне Блудново.
Задания к практическому занятию.
1.Назовите настоящую фамилию писателя. Объясните, почему он взял псевдоним?
2. Сергей Викулов отзывался о А. Яшине как о самом вологодском поэте из всех. Согласны ли с этим суждением? Объясните.
3. Расскажите об А. Яшине как об организаторе писательской деятельности в Вологде.
4. Творческую судьбу А. Яшина можно охарактеризовать словом «стремнина». Попробуйте дать значение этому слову, опираясь на известные вам факты о творчестве писателя.
5. Проанализируйте повесть «Вологодская свадьба» А. Яшина, опираясь на следующие вопросы:
- в связи с какими событиями появилась повесть?
- От какого лица ведёт писатель повествование? Объясните почему.
- Охарактеризуйте главных персонажей и дайте им свою оценку (5-7 предложений).
- Какие чувства у вас вызывает это произведение? Аргументируйте ответ (5-7 предложений).
Критерии оценивания:
5 – выполнены все здания, принимаются недочёты в заданиях 1-5;
4 – допускается невыполнение одного задания 1-4, принимаются недочёты в ответах на вопросы 1-5;
3 – допускается невыполнение 2 заданий 1-5, принимаются недочёты, неполные ответы;
2 – выполнены всего два задания 1-4 или выполненных заданий нет вовсе.
Практическое занятие №6
Василий Иванович Белов. Особенности русского национального характера в повести
«Привычное дело»
Цель: проанализировать повесть «Привычное дело». Понять, что внёс Белов В. в понятие «русская душа»
Биография и творчество В. Белова
Белов Василий Иванович — русский писатель. Родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области. Родился Василий Белов 23 октября 1932 года в небольшой деревне под названием Тимониха в Вологодской области. Его родители были простыми крестьянами, поэтому он не понаслышке знал, что такое тяжелый физический труд, бедность, голод. Детские годы писателя выдались тяжелыми, не вернулся с войны отец, и мать сама растила пятерых детей.
Его первыми произведениями были рассказы. Свою первую повесть Белов написал в 1961-м,он дебютировал с произведения под названием «Деревня Бердяйка». Темы для своей прозы Василий брал из реальной жизни на родине. Сам писатель жил в Вологде, а в родное село приезжал, как на дачу. Однако нужно отметить, что бывал он в Тимонихе подолг
Как писатель известен по повестям «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969), книге «Лад» (1982), роману «Кануны» (1972 — 1998). Главным в творчестве стало исследование особенностей русского национального характера, создание «художественного образа крестьянского космоса, в его хозяйственно-трудовых, общественно-семейных, морально-этических и нравственно-эстетических устоях... за советский период русской деревни»1. По словам исследователя Ю. Селезнева, «Белов — русский крестьянин, но в его возможностях, в его развитии»2. Вся его биография — пример того, как победить судьбу, как в полной мере использовать возможности, данные природой, чтобы всю жизнь заниматься развитием своего ума и таланта, чтобы пройти долгий путь «от сельской семилетки, от ученика плотницкого рукомесла до всемирно известного писателя»21. Писательский дар, трудолюбие, страсть к учению, богатый жизненный опыт, неразрывная связь с родной Вологдой — все это предопределило судьбу В. Белова.
Вопросы к практическому занятию
Какие черты характера и обстоятельства жизни Василия Белова способствовали тому, что он сложился как писатель, как творческая личность?
Напишите ваши ассоциации с инициалами героя – Дрынов Иван Африканович. На основе своего ответа сделайте вывод – почему у главного героя повести «Привычное дело» необычное сочетание имени и отчества.
Поразмышляйте над заглавием повести. Почему автор дал повести именно такое название? С чем это может быть связано? Свой ответ аргументировать.
Расскажите об особенностях развития повести.
Почему вторая часть седьмой главы носит то же название, что и вся повесть? Какова ее роль для понимания характера главного героя?
Как относится В. Белов к героям, что считает в них важным, чем дорожит?
Вы познакомились с повестью В. Белова «привычное дело». Какие черты русского Национального характера выделяет В. Белов в своём произведении?
Критерии оценивания:
5 – выполнены все задания, принимаются недочёты в заданиях 1-7;
4 – допускается невыполнение одного задания 1-7, принимаются недочёты, неполные ответы;
3 – допускается невыполнение двух заданий 1-7, принимаются неполные ответы, недочёты;
2 – выполнено 2 задания 1-7, либо выполненных заданий нет.
Практическое занятие №7
Николай Михайлович Рубцов. Жизнь и творчество
Цель: вспомнить биографию и творчество писателя.
Николай Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области в 1936 году. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и отца призвали на фронт. А через несколько месяцев тяжело заболела мать. Все заботы о семье взяли на себя старшие брат и сестра. С 1943 года Николай Рубцов учился в школе при интернате. В 1950 году Рубцов окончил семь классов и поехал в Ригу поступать в мореходное училище, однако не прошел по конкурсу и вскоре вернулся обратно. Чтобы получить специальность, он стал студентом лесотехнического техникума в небольшом городе Тотьме Вологодской области. В конце 1955 года Рубцова призвали в армию и отправили на Северный флот. Газета для моряков «На страже Заполярья» опубликовала некоторые из его стихотворений: «Старпомы ждут своих матросов», «Хороший улов», «В океане», «Летел приказ». Николай Рубцов сразу же стал членом кружка и редко пропускал встречи. Позже он вспоминал: «В газете я уж на себе испытал, что значит быть связанным строго заданными темами, не допускающими, так сказать, «художественной самодеятельности». Лирика поэта после поездки на родину изменилась: он стал больше писать о природе. Вскоре Николай Рубцов сочинил стихотворения «Тихая моя родина», «Я буду скакать по холмам», «Прощальная песня», «Русский огонек» и другие. Все они описывали красоту северной деревни и быт простых людей. Летом 1964 года поэт перевелся на заочное отделение и переехал в Вологду. Рубцов вспоминал: «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется». В короткий срок появились стихотворения «Звезда полей», «Добрый Филя», «Мне лошадь встретилась в кустах». 9 января 1971 года Рубцов погиб в ходе бытовой ссоры. Ему было 35 лет. Поэта похоронили в Вологде. В июле того же года в издательстве «Советская Россия» вышел посмертный сборник Рубцова «Зеленые цветы».
1. Вспомните самые важные события в жизни Н.М, Рубцова, запишите их.
2. Где установлены памятники Н.М. Рубцову? Есть ли музей, посвящённый творчеству и жизни писателя? Назовите.
3. Перечислите названия сборников стихотворений Н.М, Рубцова. Дайте им краткую характеристику (5 предложений)
4. Назовите отличительные признаки лирики Н. М. Рубцова.
5. Какие факторы повлияли на становление творческой манеры писателя?
6. Анализ стихотворения «Тихая моя Родина…»
- О чем это стихотворение? Передайте его содержание.
- Какие картины детства встают перед глазами поэта? Какие слова особенно важны?
- Сравните родину в детстве героя и какой она стала сейчас. Что общего? Что изменилось?
- Как относится поэт к родине? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.
- Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо».
- Какие художественные средства выразительности использует Н. Рубцов в своём стихотворении?
Критерии оценивания:
5 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), с учётом, что выполненные задания ошибок не имеют;
4 – допускается невыполнение 1 задания (1-4), принимаются недочёты или неполные ответы в вопросах 3-5;
3 – допускается невыполнение 2 заданий (1-6), принимаются недочёты или неполные ответы;
2 – выполнено только два задания или выполненных задания нет вообще.
Практическое занятие №8
Варлам Тихонович Шаламов. «Колымские рассказы» - антижизнь.
Цель – познакомиться с рассказом Сгущённое молоко» из сборника «Колымские рассказы»
Жизнь и творчество В. шаламова
Варлам Тихонович Шаламов родился 5 июня 1907 года в городе Вологда, в семье потомственных священников
Шаламов - советский и российский писатель 20 века, который стал известен благодаря своим «Колымским рассказам», повествующим о нелёгкой судьбе людей, которые во времена сталинских реформ были сломлены этой самой системой. Варлам научился читать в возрасте 3 лет и с огромным интересом изучал всё то, что находил в семейной библиотеке. С возрастом литературные предпочтения менялись: он переходил от всевозможных приключений к философским рассуждениям. Будущий писатель уже с юных лет обладал стремлением к справедливости, критическим мышлением и тонким художественным вкусом. В 1927 году Варлам становится участником акции протеста, которая была посвящена десятой годовщине начала Октябрьской революции, и вместе с группой подпольных троцкистов выходит с лозунгом «Долой Сталина!», призывая тем самым возвратиться к настоящим заветам Ильича. В 1929 году за участие в этой акции Шаламов впервые был заключён под стражу и «без суда и следствия» отправлен в исправительный лагерь как «социально вредный элемент» сроком на 3 года. С этого момента и начинаются все его многолетние арестантские терзания, которые затянулись до 1951 года. Свой первый срок Варлам Шаламов отбывает в Вишлаге, куда прибыл первым этапом из Бутырской тюрьмы в апреле 1929 года. В 1942 году, когда срок осуждения Шаламова подошёл к концу, его и других заключённых отказались освобождать до того момента, пока не закончится Великая Отечественная война. «Колымские рассказы» по праву считаются программным произведением Варлама Тихоновича. Этот сборник рассказов состоит из 6 циклов и посвящён годам бесправного управления в сталинских лагерях. В этом сборнике писатель описывает жизненный путь и опыт людей, которые были сломлены системой. Шаламов убеждён, что человек, лишённый надежды, опоры и свободы, измождённый непосильным трудом, голодом и холодом, теряет своё истинное лицо и человечность, в нём отмирает способность к дружбе, взаимоуважению и состраданию, когда вопрос о выживании выходит на первое место. 17 января 1982 года он умирает от крупозного воспаления лёгких.
Вопросы к практическому занятию
Как вы понимаете слово «колыма»? Как колыма вошла в жизнь В. Шаламова?
Что вам больше всего запомнилось в биографии В. Шаламова? (5-7 предложений). Каким мы видим лагерь в творчестве писателя?
Расскажите историю создания книги «Колымские рассказы».
Произведите анализ рассказа «Сгущённое молоко» В. Шаламова, отвечая на следующие вопросы:
-Расскажите, почему заключённые завидовали Шестакову?
-Докажите, что герой в рассказе испытывает постоянно голод.
-Расскажите, как и когда герой познакомился с Шестаковым?
-Прочитав рассказ, ответьте на вопрос – как заключённый в лагере мог получить работу по специальности?
-Каким Шестаков отрабатывает своё «тёплое молоко»?
-После чего герой отказался от предложения Шестакова сбежать из лагеря?
-Объясните, почему герой сначала съел сгущённое молоко, а потом отказался от побега?
Критерии оценивания:
5 – задания выполнены все верно, принимаются недочёты или неполные ответы;
4 – допускается невыполнение одного задания (1-3), принимаются недочёты или неполные ответы в заданиях 1-4;
3 – допускается невыполнение 2 заданий, принимаются недочёты или неполные ответы;
2 – выполнено одно задание или выполненных заданий вовсе нет.
Контрольная работа №2
Цель: закрепление изученных знаний по дисциплине.
Инструкция: Контрольная работа выполнятся в электронном виде (https://onlinetestpad.com/jetol5ejncjw4). Переходите по ссылке – нажимаете кнопку «далее» (появится первый вопрос, даёте ответ и нажимаете «далее», каждый вопрос имеет ограниченное время, в зависимости от сложности) – после завершения теста, автоматически выводится оценка – пишете свои фамилию, имя и номер группы – нажимаете кнопку «отправить».
Практическое занятие №9
Александр Николаевич Башлачёв. Жизнь и творчество
Цель: познакомится с биографией поэта, проанализировать стихотворение
Жизнь и творчество
А. Н. Башлачёв родился в 1960 в г. Череповце. Его родители были довольно обеспеченными, интеллигентными людьми: отец работал начальником цех; мать преподавала химию в политехническом институте. Его классный руководитель Роза Молоткова рассказывала, что благодаря Саше ее класс начал выпускать альманах, где ребята весьма интересно писали о школьной жизни, и именно Башлачев руководил всей редакцией: оценивал материалы, правил тексты. Он сам писал стихи, а с 6 класса - прозу. К нему тянулись другие дети. Саша мечтал поступить на журфак в ленинградский вуз. Но провалился и пошел работать на Череповецкий металлургический завод. Спустя год Башлачев поступает на журфак УрГУ. Башлачев активно принимает участие в студенческой жизни, пишет тексты для студтеатра. Кстати, до 1981 года никто не считал, что Башлачев хорошо играет на гитаре, но он стал брать уроки у своего сокурсника и вскоре, для многих было откровением увидеть, как Башлач (его прозвище в вузе) блестяще исполняет песни под собственный аккомпанемент. В 1983 году Саша возвращается в Череповец, начинает работать в газете «Коммунист», писать о молодежи, вести рубрику «Семь нот в блокнот», и его газетный стиль резко отличается от привычного - его читает молодое поколение. Однако в 1984 году Башлачев еще полон сил, и его творчество восхитило Артемия Троицкого, к тому времени уже маститого музкритика. Троицкий убеждает его, что необходимо выбираться из Череповца и начать выступать. Воодушевленный Троицким, Башлачев увольняется из газеты, уезжает из родного города, мотается между двумя столицами, записывает свои песни в домашней студии в Москве, начинает давать так называемые квартирники в Москве и Ленинграде. Это очень яркий период в биографии Александра Башлачева. 1987 год был очень сложным для Александра, он понимает, что иссяк как поэт. Он находится в глубокой депрессии, доводит себя до истощения, практически до цинги, но отказывался есть, отказывался петь. В начале 1988 года Александр дал несколько концертов в Москве, его принимали отлично. Анастасия была беременна, нужны были средства, а у него не было ничего. 17 февраля он должен был приступить к съемкам фильма «Город» по сценарию «митьков», но утром этого дня Башлачев выбросился из окна квартиры на проспекте Кузнецова.
Задания к практическому занятию
Что вас удивило в творчестве Александра Башлачёва? (5-7 предложений)
Что такое «андеграунд»
Расскажите, как складывалась жизнь рокеров в СССР?
Вспомните места в Череповце, которые связаны с именем А. Башлачёва.
О чём ниже приведённое стихотворение? Каким настроением проникнуто?
Какие слова в ниже приведённом стихотворении передают атмосферу праздника?
Объясните выражение «скатертью тревога».
Нарисуйте свои ощущения, после чтения стихотворения.
Послушать в исполнении автора песню:
Рождественская
Критерии оценивания:
5 – все задания выполнены, принимаются неполные ответы, недочёты;
4 – не выполнено одно задание, принимаются неполные ответы, недочёты;
3 – не выполнено 3 задания, принимаются неполные ответы, недочёты;
2 – выполнено одно задание, выполненных заданий нет.
Литература
Звук родных речей [Текст] : [хрестоматия по литературе Вологодского края для 10-11 классов] / [сост. С. Ю. Баранов]. - Вологда : Учебная литература, 2014. - 318, [2] с. : ил.; 22 см. - (Вологодская область. Душа русского Севера) (Словесность Вологодского края для детей и юношества)
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 частях. Часть 1.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 частях. Часть 2.
http://www.booksite.ru/ Вологодская областная научная библиотека им. И.В. Бабушкина http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ Путеводитель по краеведческим ресурсам
https://centr-belova.ru/ Центр писателя Василия Ивановича Белова - Центр писателя В. И. Белова
Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/ Классика. Ru http://www.klassika.ru/ Культура в Вологодской области http://cultinfo.ru/ Литература http://www.litera.ru/
https://rubtsov-poetry.ru/ Жизнь и поэзия Николая Рубцова «Душа хранит» Русская поэзия
https://shalamov.ru/ сайт о В. Шаламове Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/