Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Иистория»

0
0
Материал опубликован 1 February 2023

 

 

t1675266856aa.png

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

(ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

по учебной дисциплине

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

для обучающихся специальности

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2022

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

И. о. зам. директора по УМР

_______________ С. Г. Родина

Программа внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике,

38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО:

НМС колледжа

протокол № ___ от «___» _____ 202__г.

председатель _____Ю. В. Кондратьева

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК

протокол № от « » 2022г.

председатель ______ О.Г. Фоминых

 

 

 

Разработчик:

преподаватель

Т.С. Лысенко ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка 4

 

2. Тематический план практических работ 9

 

3. Методические рекомендации к практическим работам 16

 

4. Список рекомендуемой литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины История предназначены для изучения курса Истории в учреждении среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке студентов по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ разработаны на основе:

- ФГОС по специальности, учебного плана и рабочей программы учебной дисциплины История.

Согласно учебному плану специальности объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) предусмотрен в количестве 16 часов.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины являются формирование и развитие исторических ориентиров и само идентификации молодых людей в современном мире; развитие умений обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления.

Задачами освоения учебной дисциплины являются формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки, знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

воспитания в обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

 

Ведущей дидактической целью содержания внеаудиторных самостоятельных работ является анализ проблемных ситуаций и фактов.

Цель самостоятельной работы обучающихся: организовать систематическое изучение дисциплины в течении учебного года, закрепление и углубление полученных знаний, умений и компетенций.

Задания, предназначенные для выполнения самостоятельной работы, несут активный и творческий характер, стимулируют поиск самостоятельных решений.

Овладение приемами самостоятельной работы является обязательным условием развития навыков самообразования. Основными принципами организации самостоятельной практической работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента вне аудитории.

 

Инструкция по работе с методическими рекомендациями для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР)

 

Предварительная подготовка обучающихся к ВСР, понимание ее цели и содержания – важнейшее условие качественного выполнения работ.

Каждый вид самостоятельной работы содержит цель, методическое руководство к выполнению, содержание работы, дополнительное задание развивающего характера, контрольные вопросы, форму предъявления отчета.

 

Рекомендуется следующий порядок выполнения работы с последующим контролем результатов преподавателем:

 

1. При решении ситуационной задачи необходимо, прежде всего, внимательно прочитать все ее условия.

2. Ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы.

3. Повторить теоретический материал, относящийся к теме работы.

4. Закончив выполнение практической работы, студент должен сдать результат преподавателю.

5. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратиться к преподавателю.

6. ВСР выполняется индивидуально каждым студентом.

7. Оценка за ВСР учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.

8. В случае несвоевременного выполнения ВСР, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

 

№ п/п

Название внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

1.

Распад колониальной системы

2

2.

«Горячие» точки «холодной» войны

2

3.

Внешняя политика СССР в 1950-1960 годы

2

4.

Характеристика советского общества в период «перестройки»

2

5.

Локальные национальные конфликты на территории России

2

6.

Россия в системе международных отношений

2

7.

Страны Центральной и Восточной Европы в конце XX-XXI века

2

8.

Тенденции сохранения национальных, религиозных и культурных традиций в России

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

«Распад колониальной системы»

 

Цель: На основе текста раскрыть причины национально-освободительного движения; закрепить навыки анализа и заполнения таблицы; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

Обучающийся должен: Прочитать рекомендуемый текст учебника, осмыслить; письменно в тетради ответить на вопросы заданий, составить таблицу, опираясь на текст.

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г.

Задание 1. Прочитать текст на стр. 230-235, осмыслить и опираясь на текст, определить причины усиления национально-освободительного движения после Второй мировой войны.

Задание 2. Какие страны получили независимость первыми? Выяснить: когда и как африканские страны стали свободными?

Задание 3. Выписать особенности борьбы Анголы и Мозамбика за независимость, а также черты их дальнейшего развития.

Задание 4. Определите, какими путями шли развивающиеся страны во второй половине XX века? Каковы были результаты их развития?

Задание 5. Колониальная политика и владение европейских государств.

 

Страны

Колониальные владения

Особенности колониальной политики

Испания

 

 

Португалия

 

 

Англия

 

 

Франция

 

 

Голландия

 

 

Вывод:

 

 

 

Критерии оценивания:

 

ВСР считается выполненной и оценивается по следующим критериям:

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

 

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

 

Контроль на учебном занятии №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

 

«Горячие» точки «холодной войны»

 

Цель: осмыслить и закрепить понятие «холодной» войны, ее причины, последствия; ; закрепить навыки анализа и заполнения таблицы; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

Обучающийся должен: В тетради составить таблицу « Горячие» точки «холодной войны» , составить сравнительный анализ на примере трех конфликтов в виде таблицы « Столкновение интересов СССР и США».

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

Задание 1. Прочитать и осмыслить текст на стр. 363-369, осуществить поиск дополнительной информации по теме, структурировать и проанализировать полученную информацию.

Задание 2. Составить и заполнить таблицу.

Задание 3. Осуществить поиск информации в Интернете по вопросу « Столкновение интересов СССР и США», осмыслить, проанализировать, выбрать 3 примера конфликтов.

Задание 4. Составить и заполнить таблицу « Столкновение интересов СССР и США».

 

Критерии оценивания:

 

ВСР считается выполненной и оценивается по следующим критериям:

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

 

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

 

 

 

Контроль на занятии № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

 

«Внешняя политика СССР в 1950-1960 годы»

 

Цель: На основе текста, исторических карт раскрыть основные направления и особенности внешней политики СССР в 50-60-е годы; закрепить навыки по заполнению таблиц, анализа текста; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

Обучающийся должен: Изучить исторические источники, осмыслить, провести анализ материала, заполнить таблицу.

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

Задание 1. Записать в тетрадь основные направления внешней политики СССР.

Задание 2. По материалам учебника и Интернет-ресурсов обозначьте основные события внешнеполитической деятельности СССР по следующим направлениям:

а) отношения со странами социалистического лагеря

б) отношения с развитыми капиталистическими странами

в) отношения с развивающимися странами.

Задание 3. Определите причины и последствия крупнейших конфликтов 50-60-х годов XX века.

Заполните таблицу.

Конфликт

Причина

Последствия

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

 

ВСР считается выполненной и оценивается по следующим критериям:

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

 

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

 

Контроль на занятии №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №4

 

« Характеристика советского общества в период «перестройки»

 

Цель: На основе текста раскрыть основные направления, особенности, результаты внутренней политики СССР в годы «перестройки», определить положительные и отрицательные стороны этого процесса, закрепить навыки по заполнению таблиц, анализа текста, установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами, формирование навыка работы с интернет-ресурсами, формирование умения определять положительные и отрицательные стороны периода правления М.С.Горбачева.

Обучающийся должен: прочитать текст, осмыслить его и быть готовым осознанно и обоснованно ответить на занятии, составить таблицу.

 

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

Задание 1. Выбрать правильный вариант ответа

1. Что такое «перестройка»?

а) обновление существовавшей системы

б) глобальные изменения

в) изменение политико-экономических процессов

г) совокупность политических и экономических перемен, происходивших в СССР

2. На какой период приходится перестройка?

а)1985-1988, б) 1986-1990, в) 1985-1991, г) 1986-1991

3. Что стало причиной «перестройки»?

а) отставание от США в гонке космических вооружений

б) соревнование в сфере высоких технологий

в) экономический кризис

г) уродливая структура народного хозяйства страны и отсутствие серьезных стимулов к труду

д) серьезные ошибки в управлении.

4. Какой путь перестройки избрал М.С. Горбачев?

а) метод проб и ошибок

б) выпустить товары народного потребления

в) модернизировать отсталую легкую промышленность

г) закупить технику за рубежом

5. Какие изменения произошли в структуре органов власти?

а) введение выборов на альтернативной основе

б) наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями

в) назначение новой должности – Президента СССР

г) обновление состава членов КПСС на 60%

 

 

Задание 2. Заполнить таблицу « Реальности перестройки», выбрав нужные признаки.

 

Положительная сторона

Отрицательная сторона

 

 

 

 

 

 

 

1. Предприятиям дана хозрасчетная самостоятельность

2. Низкое качество сырья

3. Отсутствие стимулов для высокой производительности

4. Сокращение объемов производства

5. Рост денежной массы в наличном обращении

6. Инфляция

7. Разрешена кооперация

8. Ослаблен государственный контроль за народным хозяйством

9. Распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик

10. Выросла политика гласности

11. Очереди

12. Распределение продуктов по талонам

13. Борьба с алкоголизмом

14. Альтернативные выборы на государственные посты

15. Разоблачение коррупции партийного руководства

16. Публикации ранее запрещенных произведений

17. Снижение смертности.

 

Задание 3.

Ответить на вопросы, используя текст:

- Каков уровень жизни населения в период «перестройки»?

- Удалось ли предотвратить кризис?

- Сохранила ли партия авторитет у народа?

- Сумел ли Горбачев М.С. воплотить свои идеи в жизнь общества и создать благоприятный международный климат, не потерять контроль над ситуацией в стране?

 

 

Критерии оценивания:

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

 

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

 

Контроль на занятии №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №5

 

«Локальные национальные конфликты на территории России»

 

Цель: Дать понятие «национальный конфликт». Осмыслить и сформулировать причины, ход и последствия основных национальных, политических и религиозных конфликтов на территории бывшего СССР.

Определить отрицательные стороны этого процесса, закрепить навыки по заполнению таблиц, анализа текста, установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами, формирование навыка работы с интернет-ресурсами.

Обучающийся должен: прочитать текст, осмыслить его и быть готовым осознанно и обоснованно ответить на занятии, составить таблицу.

 

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

 

Задание 1. Используя учебную и справочную литературу, а также Интернет-ресурсы, раскрыть значение понятий «постсоветское пространство», « суверенитет», « национальный конфликт». Заполнить таблицу.

 

№ п/п

Дата конфликта

Название конфликта

Причина и содержание

Итог конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

 

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

Контроль на занятии №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6

 

«Россия в системе международных отношений»

 

Цель: Формирование современных представлений о внешнеполитическом развитии России и мира в начале 1990-х годов. Исследовать роль России в международном устройстве мира.

Определить отрицательные положительные стороны этого процесса, закрепить навыки по заполнению таблиц, анализа текста, установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами, формирование навыка работы с интернет-ресурсами.

Обучающийся должен: Прочитать, осмыслить и проанализировать теоретический материал, мнения экспертов, быть готовым осознанно выступить со своим мнением на занятии.

 

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

 

Задание 1. Проанализируйте мнения экспертов, ответив на вопросы к документу.

Л.Ивашов ( Вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник): « Перемещая свои военные базы, американцы наказывают не Германию с Францией, а всю Европу: США давно стремятся взять ее под контроль. Раньше этому мешали СССР и соцлагерь, теперь - Россия. Чтобы как-то оправдать своеобразную экспансию, Вашингтон придумал идеологическое обоснование: дескать, Россия стоит на пороге распада государственности, ее крушение сопровождается войнами и конфликтами. Поэтому историческая миссия США – спасти мир от последствий « славянского катаклизма»…. США для полного окружения России военными базами не потребуется 5-10 лет. Фактически они уже это сделали. Свободен от явного присутствия НАТО разве что российский Север. Но и там давно хозяйничают американские подлодки. В ближайшее время североатлантисты обоснуются в Грузии и Азербайджане… Интерес американцев к Закавказью очевиден. Так же очевидно, что именно сюда перебазируются немалые силы США после решения задач на Ближнем Востоке». Шрифт одинаковый по всему документу

К.Косачев (зампред Комитета Госдумы по международным делам): « Действия США носят стратегический характер, связанный с желанием иметь войска во всех значимых точках мира. Раньше Восточная Европа была закрыта для американцев. Сейчас ситуация изменилась, и США просто не могут упустить такой шанс. Но я не могу сказать, что это направленно против России. Если выражаться ненаучными терминами, то передислокация будет проведена «на всякий случай». Американцы предельно богаты, чтобы не считаться с подобными расходами».

М.Маргелов (председатель Комитета по международным делам, Совета Федерации): «Передислокация американских войск в Восточную Европу, не представляет абсолютно ни какой угрозы для российских национальных интересов. В 2001 году мы согласились на размещение американских войск на базах в Средней Азии, и это принесло России конкретную выгоду. Исходившей из Афганистана угрозы для всех стран региона теперь больше нет».

Вопросы:

1. В чем суть передислокаций войск США в Европе? Какую цель она преследует?

2. Какие цели передислокации американских войск выделяют эксперты и как они оценивают последние внешнеполитические изменения?

3. Позиция какого эксперта вам ближе, с какой оценкой вы согласны?

 

Задание 2. Прочитайте документ, осмыслите и проанализировав, сделайте выводы.

 

Высокопоставленный чиновник НАТО о сотрудничестве России и стран НАТО в рамках Декларации «NATOat 20».

«Отличие между форматами «двадцатки» и «19+1» риторические. Нет и речи о постоянном участии России в обсуждении основных вопросов и тем более принятии по ним совместных решений. Станы-участницы заранее приходят к более-менее общему знаменателю, прежде чем вынести проблему на обсуждение с Россией».

 

 

Критерии оценивания:

 

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

Контроль на занятии №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7

 

«Страны Центральной и Восточной Европы в конце XX-XXI века»

 

Цель: Определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики государств Центральной и Восточной Европы, охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран. Научиться работать с литературой, осмысливать и анализировать материал, анализировать причинно-следственные связи.

Обучающийся должен: Научиться работать с литературой, анализировать исторический материал, быть готовым осмысленно и осознанно выступить на занятии.

 

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

 

Задание 1. Прочитайте текст и выпишите основные причины изменений политической и социально-экономической сфер жизни общества в странах Центральной и Восточной Европы.

 

Крах европейского социалистического лагеря стал одним из самых значительных переломных моментов XX века. Под европейским социалистическим лагерем принято понимать протянувшийся между Балтикой и Адриатикой пояс из восьми государств: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. Важной особенностью этих режимов являлась диктатура коммунистической партии, опиравшаяся на силовые структуры и регламентировавшая все сферы жизни общества. На конец 1980-х гг. социалистические режимы в Восточной Европе исчерпали свои возможности для прогресса общества. Первыми симптомами надвигавшегося кризиса стало ухудшение экономической ситуации и появление новых социальных проблем. Появились черты, не присущие социализму – безработица, инфляция, падение жизненного уровня, начали исчезать те, что раньше ассоциировались с «завоеванием социализма» – стабильность, твердые цены. Нехватка самых необходимых товаров и даже продовольствия стала очевидной. Руководители государств Восточной Европы пошли на расширение контакта с Западом, выразившееся в привлечении капиталов из-за рубежа, в частности в виде займов у МВФ. Польша, Венгрия и Чехословакия пытались преодолеть кризис с помощью частичных преобразований. Но поскольку эти реформы противоречили канонам социализма, то шли с трудом и не смогли изменить сущность социалистического строя. Замалчивать и скрывать масштабы кризиса оказалось невозможным в силу большей открытости восточноевропейских стран, а также ввиду отсутствия значительных стратегических ресурсов, которые могли бы сглаживать негативные проявления кризиса. Кризис в Восточной Европе оказался всеобщим. Он охватывал экономическую, социальную, политическую и моральную сферу. Для перерастания количественных показателей (накопление неудовольствия) в качественные (изменение общественного строя) нужны носители нового общественного порядка. В условиях тоталитарной системы носителями демократических идей может быть интеллигенция (это связано со спецификой ее работы, социальным статусом и т.д.) и студенческая молодежь, склонная к восприятию свежих идей. Но эти слои общества, не имея экономической основы для своих действий и будучи зависимыми от государства, неспособны осуществить социальную революцию. Для социальных революций в странах Восточной Европы нужен был внешний толчок, который бы ослабил тоталитарное государство. Таким толчком стала перестройка в СССР. Перестройка способствовала усилению влияния реформаторских эле-ментов в коммунистических партиях и дискредитации консервативного неосталинистского руководства в этих партиях. Она лишила народы Восточной Европы страха перед возможностью советской интервенции. М.С. Горбачев в отношениях со странами Восточной Европы признал право народов этих стран самостоятельно избирать путь развития. К 1989 г. в странах Восточной Европы сложилась своеобразная революционная ситуация. Она развивалась по-разному в отдельных странах. Но общим для всех стран было стремление ликвидировать монопольную власть правящих партий, установить подлинно демократическую форму правления и на основе широкой демократии обновить социальноэкономическую и политическую жизнь общества. Формы и методы демократических революций были различными – от «бархатной», спокойной революции в Чехословакии до кровавых столкновений в Румынии, где диктатор Чаушеску пытался подавить народное восстание в декабре 1989 г.

 

Задание 2. Проанализируйте данный источник и ответьте на вопросы:

 

1. Какие предпосылки повлекли за собой революционные события в странах Центральной и Восточной Европы?

 

2. Какими способами осуществлялось падение коммунистических режимов в социалистическом лагере?

 

Задание 3.

Прочитайте текст учебника (параграф 102 стр.389) и заполните таблицу.

 

Страна

События

Политические партии и деятели

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

 

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

 

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает

ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

Контроль на занятии №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8

 

«Тенденции сохранения национальных, религиозных и культурных традиций в России»

 

Цель: Охарактеризовать государственную политику в области культуры и образования в постсоветской России, выделить главные особенности, тенденции развития духовной жизни в РФ в 90-е годы и 2000-е годы.

Определить отрицательные положительные стороны этого процесса, закрепить навыки по заполнению таблиц, анализа текста, установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами, формирование навыка работы с интернет-ресурсами.

Обучающийся должен: Научиться работать с литературой, анализировать исторический материал, быть готовым осмысленно и осознанно выступить на занятии.

 

Литература: Учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – «Академия», 2017 г ., Интернет-ресурсы.

 

Задание №1. Проанализируйте текст источника и ответьте на вопросы:

 

- Какие социальные институты выполняют особую роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского народа?

- Какую роль в обществе играет национальная культура?

- Назовите государственно-нормативные документы, направленные на сохранение, защиту и развитие национально-культурных традиций?

 

Задание 2. Прочитайте текст источника и выпишите в виде тезисов какие существуют главные проблемы в сохранении отечественной национальной культуры?

 

 

Но в средствах массовой информации, прежде всего на телевизионных каналах, вопросам традиционных культур народов России уделяется недостаточное внимание. Да, действует телеканал «Культура», его работа заслуживает одобрения и всяческой поддержки. Однако его передачи в большей степени посвящены культуре высших достижений. Народная культура освещается эпизодически. Кроме того, не во всех населенных пунктах, особенно на востоке страны, технически возможен прием этого канала. Поэтому следовало бы выделить время на первом и втором общероссийских каналах для показа людей, природы, истории, культурной жизни регионов. Огромное количество остаётся нерешённых проблем. Финансовые трудности испытывают сегодня коллективы народного искусства. Они являются своеобразной «визитной карточкой» многообразия культуры России. Здесь идет воспитание молодых талантов, сохраняются лучшие традиции народного хореографического и музыкального творчества. Правительству России надо рассмотреть возможность поддержки самобытных художественных коллективов, а региональным органам власти предусмотреть средства для предоставления материальной помощи признанным мастерам народной культуры. Еще один вопрос, требующий нашего внимания, – это кадровое обеспечение клубов и коллективов народного творчества. Сложная ситуация сложилась практически во всех муниципальных учреждениях культуры. Более 40 процентов работающих здесь специалистов не имеют специального образования, а свыше 70 процентов – ни разу за последние десять лет не повышали свою квалификацию. Кроме того, зарплата работников таких учреждений – самая низкая в сфере культуры. В сфере культуры и так-то не очень высокая зарплата, а у них – самая низкая. Проблема подготовки специалистов актуальна и для ведущих коллективов сценического искусства. Общая задача государственных структур – не только решать финансовые проблемы, но и повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой. Важно также приобщать молодежь к процессу сохранения и развития народного наследия. Сделать все необходимое, чтобы опытные мастера могли передавать им свой опыт и увлеченность традиционной культурой народов Российской Федерации. Необходимо добиться эффективной работы в деле сохранения культурного наследия, создавая равные условия для творчества всех этнокультурных групп в нашей стране. Очевидно, что отдельные меры способны лишь латать наиболее запущенные проблемы. Сегодня идёт процесс выработки целостной долговременной стратегии работы в этой сфере и уже сейчас продумываются концептуальные подходы к решению вопросов сохранения нематериального культурного наследия. 26 декабря 2006 года на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» президентом РФ В.В. Путиным Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вместе с Российской академией наук вопрос о разработке концепции и программы по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, представить предложения по совершенствованию российского законодательства в целях создания условий по сохранению и развитию традиционной народной культуры Российской Федерации.

Поручено также подготовить предложения по корректировке федеральной целевой программы «Культура России 2006–2010 годы» и «Социальное развитие села до 2010 года» с целью определения механизмов увеличения объемов софинансирования из федерального бюджета развития материально-технической базы учреждений культуры клубного типа. И, конечно, поручено обратить внимание и принять соответствующие меры для полноценного освещения, для пропаганды и популяризации в средствах массовой информации мероприятий в сфере традиционной культуры народов Российской Федерации. Государственная поддержка должна быть направлена на развитие всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, певцов, сказителей, танцоров, исполнителей народных музыкальных инструментов, развитие музыкальной культуры и сохранение народных промыслов, воспитание в обществе чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории Родины и лучшим ее традициям, которые в первозданном виде сохраняются на селе. Назрела необходимость в разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых, адекватных современным условиям развития российского общества механизмов сохранения, поддержки и развития традиционных культур, а также создания условий для сохранения нематериального культурного наследия, развития и популяризации традиционной народной культуры. Это государственная концепция по сохранению материального культурного наследия народов России, это создание законодательной базы в сфере сохранения и государственной поддержки нематериальной культуры народов Российской Федерации, нормативно-правовой базы по защите ее культурного наследия, авторских прав носителей народных художественных традиций. Это грантовая поддержка творческих коллективов и проектов на федеральном и региональном уровнях. Это укрепление материально-технической базы учреждений культуры, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров. Это особое внимание поддержки народного творчества в сельской местности, аутентичных фольклорных коллективов, хранителей народных эпосов, сказителей. Это широкое освещение в средствах массовой информации состояния и развития национальной культуры, создание на государственных и региональных ГТРК и радиоканалах циклов передач, направленных на популяризацию нематериального культурного наследия народов России. Это создание региональных программ, нормативно-правовой базы для поддержки народных мастеров, хранителей и популяризаторов народных эпосов, сказителей и носителей различных направлений традиционной культуры народов.

Роль и миссия народного искусства в общественной и культурной жизни неизмеримо возрастает, особенно сегодня – в эпоху глобализации; оно становится едва ли не важнейшим средством сохранения уникальных самобытных традиций, способом сохранения культурного разнообразия и борьбы с культурной ассимиляцией. Таким образом, в последние годы в России развиваются различные направления деятельности по сохранению и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств. Россия в силу целого ряда исторических обстоятельств, в силу величины, определенных трудностей со своим развитием, сохранила традиционное искусство. Его нельзя дать убить сегодня в эпоху глобализации и индустриализации, потому что это бесценное сокровище всех народов Российской Федерации, потому что кто мы, как не люди, которые живем укоренными в своей традиционной культуре? Без нее нет души народа, а без души народа нет народа как такового.

 

 

Задание 3. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы:

 

- Как изменились взаимоотношения власти и церкви в России после распада СССР?

- В чем проявляется политика государства в отношении религии, свободы слова и совести?

- Перечислите традиционные религии в России. Какую роль они играют в современном российском обществе?

В настоящее время по конституции 1993 года РФ является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Статья 59, Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Вообще, каждая религия – форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы – т.е. народы – объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации – объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.

 

 

Критерии оценивания:

 

 

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно и осмысленно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, правильные определения ключевых исторических понятий, демонстрирует полное понимание материала и может обосновать свой ответ, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

- оценка « хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке понятий или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

 

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает

ошибки в формулировке понятий и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, паузами.

Контроль на занятии № 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

1. Основные источники:

1.1 : Артемов В.В., Лубченков Ю.Н Учебник «История» – «Академия», 2021 г .

1.2 Левандовский А.А. «История России. XX- начало XXI века. 11 класс».

-М.: Просвещение, 2022г. – 384 с.

1.3 Самыгин П.С. История.- Ростов н/Д.: - Феникс. – 2021 г.- 474 с.

 

2. Дополнительные источники:

2.1 Арбатов А.Г. Расширение НАТО и национальные интересы России.// Полития.- М.: 2020 г. №2, стр.94-103.

2.2 Безбородов А.С. , Елисеева Н.Ю. , Шестаков Ю.А. Перестройка и крах СССР.1985-1993.- Спб.: Норма, 2020 г. 216 с.

2.3 Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире.- М.: Алгоритм.- 2021г.-416 с.

 

3. Интернет –ресурсы:

3.1 Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.

3.2 Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru

3.3. Исторический портал: http://www.hrono.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации