Статья «Учение с увлечением»
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Воронежская школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
И.А. Макарова, учитель биологии и химии
«Учение с увлечением»
Образование – это то, что останется,
когда все вызубренное забыто.
Даниил Гранин
Как сделать урок интересным? Как помочь ученику запомнить основные термины, понятия? Как сделать так, чтобы ученик легко воспроизводил и применял на практике теоретические основы? Наверное, такие вопросы стоят перед каждым учителем. Работая со слепыми и слабовидящими детьми, часто не имея возможности опереться на работу зрительного анализатора ребенка и, как следствие, на его зрительную память, мне приходится искать средства и методы, способствующие быстрому и устойчивому запоминанию. Запоминание состоит из трёх этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые удобнее запомнить, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Мнемоника – совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения». Я считаю, что применение на уроках химии и биологии приемов мнемоники, не оставляет учащихся безучастными и равнодушными, способствует вовлечению их в процесс понимания. Например, в 8 классе при изучении темы «Количества вещества» выясняем, что один из главных вопросов повседневной жизни - «Сколько?», является актуальным и для химии. Считать «кирпичики», из которых состоит окружающий нас мир – атомы и молекулы необходимо, но как это сделать, ведь они такие маленькие и их так много? Привожу учащимся следующий пример: представьте, что вы владелец магазина канцтоваров и вам нужно купить 10 000 тетрадок. Приезжаете на склад, кладовщик вам будет по одной штучке отсчитывать? Нет, будет отгружать тетрадки пачками – так удобней считать, ведь в одной пачке – определенное количество тетрадей. А нельзя ли придумать такую мерку для атомов и молекул? (Вводим понятие моль).
А вот пример из биологии. Предлагаю выполнить задание на определение количества гамет организма с генотипом ААbbccDD. (Еще никто не ответил правильно на этот вопрос с первого раза). Разъясняю таким образом: представьте, что у вас есть две разные курточки и двое брюк – белые и черные. Сколько из них можно скомбинировать нарядов? Все как один отвечают – четыре. Это правильный ответ. А теперь: вы владельцы двух одинаковых курток, двух одинаковых штанишек, пары одинаковых шарфов и двух пар одинаковых кедов. Сколько «образов» можно создать из такого «гардероба»? Ученики отвечают, что один. А теперь понятно с гаметами? Обычно становится понятно.
При изучении темы «Сцепленное наследование» я привожу следующую аналогию: у вас есть два комбинезона, верх имитирует «куртку», низ - «брюки». Сколько вариантов одежды мы имеем? Два. Но если найдет на нас творчество и мы разрежем комбинезон на верх и низ и скомбинируем их по новому, то возникнет четыре варианта. Таким образом ввожу понятие «кроссинговер».
Какие принципы я учитываю при создании мнемоприемов? Во-первых, образность и ассоциативность. Чем плохо термин «электроотрицательность» атома сравнить с характером человека – альтруист и эгоист? Во-вторых, это краткость и лаконичность, например, в ЭКЗОтических странах ТЕПЛО (это уж если никак не удается запомнить термин «экзотермическая реакция»). А при составлении окислительно-восстановительных реакций я использую следующую аналогию: окислитель – агрессор, т.к. может только забирать электроны, а восстановитель – жертва. Или можно так: электроны – как деньги. Кто Отдает – тот и Окисляется (восстановитель), а кто принимает, тот и восстанавливается (окислитель). Это сравнение всегда вызывает улыбки на лицах детей, а значит, выполнено еще одно условие - создание эмоционального благополучия. В продолжение темы «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся с остаточным зрением рисую числовую прямую ординат ОУ. Рядом с ней воздушный шар с гондолой. Нагружаем корзину, прибавляя электроны, она становится тяжелее и опускается в отрицательную область. Сбрасываем электроны (-), гондола становится легче и воздушный шар поднимается в положительную область. Остается только посчитать количество электронов по прямой.
Использование мнемотехнических приемов на уроках биологии и химии позволяет переключиться от науки на уровень бытовых ассоциаций, помогает в объяснении понятий, раскрытии явлений, которые ученику очень трудно представить, делают возможным неинтересную, труднозапоминаемую информацию преобразовать в личностно значимые знания, эмоционально насыщенные и легко усваиваемые. Благодаря «ненаучному», «бытовому», упрощенному, что называется «на пальцах», способу подачи материала слепым и слабовидящим школьникам, позволяет нивелировать трудности, возникающие у них в процессе учебно-познавательной деятельности, вызвать интерес к предметам естественного цикла.
Закончить свои размышления мне хочется словами К.Д. Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению - гораздо более достойная задача, чем приневолить».