12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Назарова1957
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Консультация для педагогов

«Что надо знать о развитии речи дошкольников!»

Учитель-логопед

Назарова Т.Н.

Речь – не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме?

Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание. Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Например, если малыш в 1 год 4 мес. еще не говорит, то решить нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие».

Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого результата.

Какие функции выполняет речь?

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.

1) Коммуникативная функция речи – одна из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций.

При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире.

2) Познавательная функция речи связана с коммуникативной стороной, они формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи получает новую информацию, приобретает возможность ее по-новому усваивать. Доктор педагогических наук, психолог А.А. Люблинская утверждала, что пассивное овладение речью ребенком на первом-втором году жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный, поисковый характер.

Большая роль отводится речи и развитию памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок постепенно осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. При олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4-5 годам, когда у него развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. Эта функция речи связана с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления.

При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Какие психологические трудности бывают у детей с нарушениями речи?

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с ОНР наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно-расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту.

И таких детей в логопедической группе обычно много.

Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение Отсутствие желания – отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Также среди трудностей детей с нарушениями речи:

*неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;

*недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;

*проблемы с дыханием – когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Речь – не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Как развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов?

В логопедической работе большое внимание (кроме речи) направлено на то, чтобы активизировать процессы мышления и улучшить моторику рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Участие педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, дети лучше чувствуют и понимают других, это благотворно скажется и на речи.

Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

На каждом занятии необходимо использовать специальные упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание тесно связаны. Дети должны учиться дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков будут происходить в более короткие сроки. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у учителя-логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает учителю-логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Ребенок с ОНР нуждается в системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Литература:

Справочник педагога-психолога, № 3, 2017г,

статья Т. Веселовацкой, г.Копейск,

Челябинская обл.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.