Методическая разработка «Безопасность дорожного движения младших школьников»
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №375 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Тема разработки: Безопасность дорожного движения младших школьников
Форма проведения дела: разработка и представление спектакля
Адресат: ученики 5 классов
Составитель: Щапкова Ольга Николаевна,
Учитель информатики
Санкт-Петербург
2020
1. Пояснительная записка
Новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.
Для достижения поставленной цели актуальна форма проектной деятельности. Она предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Необходимой частью воспитательной работы становятся проекты с социальной направленностью. Одной из крупных проблем современности ставится проблема безопасного дорожного движения. Дети младшего и среднего школьного возраста составляют особую группу риска, подвергаясь опасности попадания в дорожно-транспортные происшествия.
2. Цель проекта:
Вызвать у учеников интерес к проблеме соблюдения правил дорожного движения.
3. Задачи:
1) Воспитание положительного отношения к поведению на дороге.
2) Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
3) Развитие чувства ответственности за безопасное поведение на улице.
6. Участники проекта: дети, учитель.
7. Продукт: сценарий выступления для учеников начальной школы на тему «Безопасность дорожного движения», выступление перед учениками начальной школы.
8. Место проведения: актовый зал.
9. Необходимое оборудование: музыкальный центр, микрофоны, костюмы, декорации: знаки дорожного движения, разметка пешеходного перехода.
10. Этапы работы над проектом:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Подготовительный этап: постановка проблемы, цели, выбор формы проекта | |
Предоставляет материал для знакомства. Направляет на формулировку проблемы и поиск цели будущего проекта. Предлагает путь решения – через проектную деятельность. | Знакомятся со статистикой ДТП с участием детей по нашему району и городу (Приложение 1). Исходя из этого, формулируют проблему: высокий уровень ДТП с участием детей младшего школьного возраста. Ставят цель: привлечь внимание детей младшего школьного возраста к необходимости соблюдать правила дорожного движения. |
Рассказывает о правилах создания проекта: «Правило пяти П»: нарисовать ладошку, подписать ее: проблема, проект, поиск информации, продукт, презентация. Кратко рассказать о каждом из этапов. | Слушают учителя. После знакомства с составляющими проекта переходят к этапу выбора формы проекта. |
Помогает выбрать форму реализации проекта, а вместе с тем продукт: предлагает несколько видов – спектакль, плакат, информационная брошюра. | Выбирают из предложенных форм проектной деятельности ту, продукт которой наиболее понятен для младших школьников – разработка и постановка спектакля. |
Помогает формулировать правила дорожного движения, которые лягут в основу будущего спектакля. | Переходят к этапу поиска информации для реализации проекта: на основе прочтения статистики ДТП по району и на основе анализа расположения школы (во дворе с близлежащими автомобильными дорогами) выбирают правила дорожного движения, актуальные для нашей школы: 1. Внимание на дороге, необходимость снимать капюшоны и наушники во время перехода дороги. 2. Необходимость переходить дорогу только в строго определенных правилами местах. 3. Запрет на игры рядом с проезжей частью и на ней. 4. Необходимость спешиваться с велосипедов, самокатов во время перехода дороги. |
2. Этап осуществления деятельности | |
На основе выбора формы (спектакль) помогает детям определить этапы работы над постановкой и время работы над каждым этапом. Для определения этапов работы проводится экскурсии на тему «Как создается спектакль» в театре «Балтийский дом» (рис. 1): http://artteatr.com/programs/ekskursiya-po-zakulisyu Рис.1.
| После обсуждения с учителем и посещения экскурсии за кулисы театра определяют этапы работы над постановкой: создание сценария, создание костюмов и декораций, создание звукового сопровождения, распределение ролей. |
3. «Сценаристы» (две недели) итог работы по этапу – приложение 2. | |
Предлагает следующие произведения, которые лягут в основу разработки сценария: сказка «Красная шапочка», пролог к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый…», сказка «Колобок», сказка «Гуси-лебеди». | Выбирают произведение-основу для будущего сценария. Наиболее соответствующее возрасту и приемлемое по объему – «У лукоморья дуб зеленый…». |
Учитель помогает с выбором героев и фрагмента текста, а также составлением сценария. | Выбирают героев (А.С. Пушкин-рассказчик, сотрудник ГИБДД, школьники, нарушитель правил дорожного движения, учитель), фрагмент текста «У лукоморья дуб зеленый…», составляют текст сценки, интерпретируя правила дорожного движения. |
4. «Художники и костюмеры» (неделя) | |
Знакомит с эпохой, во время которой жил и творил А.С. Пушкин. Показывает типичные наряды дворян. Проводится виртуальная экскурсия по Царскосельскому лицею, так как А.С. Пушкин в сценке – молодой человек. | Дети просматривают виртуальную экскурсию, слушают учителя. Далее моделируют костюмы для персонажей сценки. А.С. Пушкин – камзол, шляпа, жилет, парик с темными кудрями, бакенбарды. Сотрудник ДПС – желтый жилет, фуражка, жезл. Ученики – школьная форма, портфели, убранная прическа (для девочек), классические туфли. |
Учитель напоминает о видах знаков на дорогах. | Выбирают знаки дорожного движения, необходимые для сценки. Также создают пешеходный переход: склеивают бумажные полоски белого цвета для того, чтобы приклеить на пол сцены. |
5. «Звукооператоры» (четыре дня) | |
Руководит, корректирует работу, помогает с технической стороной вопроса: загрузкой звуковых эффектов на компьютер. | Выбирают звуковое сопровождение для спектакля: звуки машин, сигнал автомобиля, шум улицы, скрипы. |
6. «Актеры» (неделя) | |
Руководит, корректирует, выступает в роли тьютора. Помогает со сценической речью и движениями актеров. | Распределяют роли, репетируют, учат реплики. |
7. Генеральная репетиция (1 день) | |
Корректирует деятельность детей, делает заметки об успехах и неудачах на сцене, поправляет. | Представляют спектакль ученикам своего класса (рис. 2). Рис.2 |
8. Презентация продукта: выступление перед учениками начальной школы (1 день) | |
Руководит, помогает сменить одежду актерам, включает звуковые эффекты, помогает с установкой декораций и последующим съемом их со сцены. | Показывают спектакль (рис.3). Рис.3 |
9. Рефлексия | |
Предлагает детям ответить на вопрос «Как я оцениваю свою вовлеченность на этапах «сценаристы» - «презентация продукта» по пятибалльной шкале. Для этого используется мишень в которой центр – 5 баллов, а следующие круги – от 4 до 1 (рис.4). Каждый ученик дает оценку по каждому этапу. Каждый этап отмечается своим цветом маркера. Рис. 4 | Оставляют обратную связь по итогам реализации проекта. |
10. Подведение итогов | |
Учитель помогает проанализировать заполненную мишень. | Дети анализируют заполненную мишень, формулируют, что могли бы сделать лучше, какие этапы можно было бы сократить или совместить, где нужно было бы проявить больше активности. |
Приложение 1. Данные ДТП по городу и району с участием детей за 2019 год. Данные с сайта администрации города Санкт-Петербург1.
За последнее время значительно выросло количество ДТП с участием школьников-пешеходов. ГИБДД это связывает с неправильным поведением юных пешеходов, и с агрессивным вождением автотранспортных средств водителями. Встает вопрос о плохой видимости в темное время и необходимости ношения светоотражающих элементов.
Негативная динамика увеличения ДТП с детьми зафиксирована в следующих районах: Василеостровский (10(+42,9%)), Центральный (14(+16,7%)), Калининский (33(+73,7%)), Красносельский (27(+22,7%)), Кронштадтский (3(+300%)), Петродворцовый (5(+150%)), Пушкинский (11(+83,3%)).
Приложение 2.
Сценка «У светофора свет зеленый»
Действующие лица:
Пушкин А.С.
Сотрудник ДПС
Паша
Хулиганы
Кирилл
Наташа
Учитель
Ученики класса:
Класс. Все сидят за партами, скучают. Играют в телефон, слушают музыку, смотрят журнал и т.п. Входит учитель:
Учитель:
Ребята, наша команда победила в школьном туре КВН по правилам дорожного движения и теперь мы должны защищать честь нашей гимназии в районе.
Ученики класса:
Хором
УРА!
Ученик 1:
Надо что-то интересное придумать.
Ученик 2:
Легко сказать, придумать. Мы же не Пушкин.
Все сидят в задумчивости. Тишину прерывает один из учеников.
Ученик 3:
А что, если устроить спиритический сеанс и вызвать дух Александра Сергеевича. Может он нам поможет?
Ученик 1:
Это идея!
Сидят полукругом за столом, держатся за руки, в центе – сборник сказок А.С. Пушкина. Хором, но тихим голосом.
Дух А.С. Пушкина, явись.
Крупным планом снимается дверь в класс, на двери расположен портрет А.С. Пушкина. Моргает свет. Снова кадр с детьми – на лицах испуг, все замирают. Камера показывает дверь, которая открывается со скрипом. За ней – А.С. Пушкин, с забинтованной рукой и пластырем на лице. Медленно заходит в класс.
Ученик 4:
Александр Сергеевич, это Вы? Что с Вами?
Пушкин А.С.:
Да-с, давненько я не бывал в Петербурге. Пока добрался до вашей гимназии, 3 раза под колеса чуть не угодил. По дорогам невозможно ходить. Мчатся какие-то железные монстры.
Ученик 5:
А мы как раз Вас позвали, чтобы помочь людям не попадать в ДТП. Надеемся, вместе мы сможем придумать выступление, рассказывающее о Правилах дорожного движения.
Пушкин А.С.:
Ну что же, господа, давайте попробуем. Я буду сочинять, а вы попробуйте это показать.
Съемка на сцене. На сцене только А.С. Пушкин. Пушкин делает вид, что пишет, он же ведет повествование.
Пушкин А.С.:
У светофора свет зеленый,
Под светофором - тротуар.
На сцене изображен пешеходный переход. Появляются дети–хулиганы: одеты в толстовки, куртки с капюшонами, наушники в ушах. Кто-то говорит по телефону. Паша идет по дороге и играет в мяч, Наташа говорит по телефону на дороге и не смотрит по сторонам. Кирилл едет через дорогу на велосипеде.
Там беспорядки: Пашка бродит,
Наташа поперек бежит.
На школьных узеньких дорожках
Кирилл на велике летит.
И днем и ночью Даша ходит,
И учит правилам ребят:
Даша стоит у пешеходного перехода, сделана разметка, стоит знак. Даша указывает на это рукой:
Идет направо – переходит
Налево… лучше не ходить!
Пушкин, комкает бумагу, бросает, берет чистый лист, пишет.
Дети разбегаются за сцену. В этот момент детям нужно переодеться в форму гимназиста: пиджаки, белые рубашки. За спиной портфели. Они остаются за сценой.
Гимназия огнями светит
Ждет гимназистов каждый день.
Они идут все по дорожкам,
За спинами у них - портфель.
И тридцать школьников прекрасных
Ждут – у светофора сигнал красный!
На сцене появляется сотрудник ДПС и Паша. Сотрудник ДПС свистит и ловит Пашу.
Там полицейский мимоходом
Пленяет нарушителя.
Сотрудник ДПС:
- Тут нету детям перехода -
Дорогу перейти нельзя!
Нарушитель-Паша кивает в знак согласия с наказанием.
Пушкин А.С.:
Теперь с дорогой Паша дружит,
Помощниками знаки служат,
Паше сотрудник ДПС дает флажок и жилет ЮИД. Он приятно удивлен.
ЮИДовец порядок бдит
И правила мне говорит:
Выходят знаки, Паша бодро их называет, но делает ошибку, увидев знак с оленем.
Паша:
-Эээ,… Водитель-новичок?...
Пушкин А.С.:
И я там был,
И ПДД учил,
И видел грозный светофор
И пешеходный переход.
И точно вам скажу, друзья,
Без этих правил - нам нельзя!
Пушкин кладет перо, встает из-за стола и исчезает.
Участники сценки выходят на центр сцены. Поклон.
Список использованной литературы:
Автосправочник «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2009 г., Изд. «Третий Рим»
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал ) для начальной школы.Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй, школа!» - Росто-на/Д. Феникс, 2005 г.
Воронова Е.А. «Красный, желтый, зеленый. ПДД по внеклассной работе». Ростов-на Дону, 2006 г.
Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.
Бармин А.В. «Изучаем правила дорожного движения: 1-4 классы». Волгоград: Учитель, 2010 г.
Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятие: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008 г.