Методическая разработка «Безопасность дорожного движения младших школьников»

1
0
Материал опубликован 8 November 2022

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №375 Красносельского района Санкт-Петербурга







Методическая разработка





Тема разработки: Безопасность дорожного движения младших школьников



Форма проведения дела: разработка и представление спектакля



Адресат: ученики 5 классов











Составитель: Щапкова Ольга Николаевна,

Учитель информатики















Санкт-Петербург

2020



1. Пояснительная записка

Новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.

Для достижения поставленной цели актуальна форма проектной деятельности. Она предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Необходимой частью воспитательной работы становятся проекты с социальной направленностью. Одной из крупных проблем современности ставится проблема безопасного дорожного движения. Дети младшего и среднего школьного возраста составляют особую группу риска, подвергаясь опасности попадания в дорожно-транспортные происшествия.

2. Цель проекта:

Вызвать у учеников интерес к проблеме соблюдения правил дорожного движения.

3. Задачи:

1) Воспитание положительного отношения к поведению на дороге.

2) Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.

3) Развитие чувства ответственности за безопасное поведение на улице.

6. Участники проекта: дети, учитель.

7. Продукт: сценарий выступления для учеников начальной школы на тему «Безопасность дорожного движения», выступление перед учениками начальной школы.

8. Место проведения: актовый зал.

9. Необходимое оборудование: музыкальный центр, микрофоны, костюмы, декорации: знаки дорожного движения, разметка пешеходного перехода.






10. Этапы работы над проектом:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Подготовительный этап: постановка проблемы, цели, выбор формы проекта

Предоставляет материал для знакомства.

Направляет на формулировку проблемы и поиск цели будущего проекта.

Предлагает путь решения – через проектную деятельность.

Знакомятся со статистикой ДТП с участием детей по нашему району и городу (Приложение 1).

Исходя из этого, формулируют проблему: высокий уровень ДТП с участием детей младшего школьного возраста.

Ставят цель: привлечь внимание детей младшего школьного возраста к необходимости соблюдать правила дорожного движения.


Рассказывает о правилах создания проекта: «Правило пяти П»: нарисовать ладошку, подписать ее: проблема, проект, поиск информации, продукт, презентация. Кратко рассказать о каждом из этапов.



Слушают учителя. После знакомства с составляющими проекта переходят к этапу выбора формы проекта.


Помогает выбрать форму реализации проекта, а вместе с тем продукт: предлагает несколько видов – спектакль, плакат, информационная брошюра.


Выбирают из предложенных форм проектной деятельности ту, продукт которой наиболее понятен для младших школьников – разработка и постановка спектакля.


Помогает формулировать правила дорожного движения, которые лягут в основу будущего спектакля.

Переходят к этапу поиска информации для реализации проекта: на основе прочтения статистики ДТП по району и на основе анализа расположения школы (во дворе с близлежащими автомобильными дорогами) выбирают правила дорожного движения, актуальные для нашей школы:

1. Внимание на дороге, необходимость снимать капюшоны и наушники во время перехода дороги.

2. Необходимость переходить дорогу только в строго определенных правилами местах.

3. Запрет на игры рядом с проезжей частью и на ней.

4. Необходимость спешиваться с велосипедов, самокатов во время перехода дороги.

2. Этап осуществления деятельности

На основе выбора формы (спектакль) помогает детям определить этапы работы над постановкой и время работы над каждым этапом.

Для определения этапов работы проводится экскурсии на тему «Как создается спектакль» в театре «Балтийский дом» (рис. 1): http://artteatr.com/programs/ekskursiya-po-zakulisyu

t1667893700aa.jpg

Рис.1.

После обсуждения с учителем и посещения экскурсии за кулисы театра определяют этапы работы над постановкой:

создание сценария,

создание костюмов и декораций,

создание звукового сопровождения, распределение ролей.




3. «Сценаристы» (две недели)

итог работы по этапу – приложение 2.

Предлагает следующие произведения, которые лягут в основу разработки сценария: сказка «Красная шапочка», пролог к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый…», сказка «Колобок», сказка «Гуси-лебеди».


Выбирают произведение-основу для будущего сценария. Наиболее соответствующее возрасту и приемлемое по объему – «У лукоморья дуб зеленый…».

Учитель помогает с выбором героев и фрагмента текста, а также составлением сценария.

Выбирают героев (А.С. Пушкин-рассказчик, сотрудник ГИБДД, школьники, нарушитель правил дорожного движения, учитель), фрагмент текста «У лукоморья дуб зеленый…», составляют текст сценки, интерпретируя правила дорожного движения.

4. «Художники и костюмеры» (неделя)

Знакомит с эпохой, во время которой жил и творил А.С. Пушкин. Показывает типичные наряды дворян. Проводится виртуальная экскурсия по Царскосельскому лицею, так как А.С. Пушкин в сценке – молодой человек.

Дети просматривают виртуальную экскурсию, слушают учителя. Далее моделируют костюмы для персонажей сценки.

А.С. Пушкин – камзол, шляпа, жилет, парик с темными кудрями, бакенбарды.

Сотрудник ДПС – желтый жилет, фуражка, жезл.

Ученики – школьная форма, портфели, убранная прическа (для девочек), классические туфли.


Учитель напоминает о видах знаков на дорогах.

Выбирают знаки дорожного движения, необходимые для сценки. Также создают пешеходный переход: склеивают бумажные полоски белого цвета для того, чтобы приклеить на пол сцены.

5. «Звукооператоры» (четыре дня)

Руководит, корректирует работу, помогает с технической стороной вопроса: загрузкой звуковых эффектов на компьютер.

Выбирают звуковое сопровождение для спектакля: звуки машин, сигнал автомобиля, шум улицы, скрипы.

6. «Актеры» (неделя)

Руководит, корректирует, выступает в роли тьютора. Помогает со сценической речью и движениями актеров.

Распределяют роли, репетируют, учат реплики.

7. Генеральная репетиция (1 день)

Корректирует деятельность детей, делает заметки об успехах и неудачах на сцене, поправляет.

Представляют спектакль ученикам своего класса (рис. 2).

t1667893700ab.png

Рис.2

8. Презентация продукта: выступление перед учениками начальной школы (1 день)

Руководит, помогает сменить одежду актерам, включает звуковые эффекты, помогает с установкой декораций и последующим съемом их со сцены.

Показывают спектакль (рис.3).

t1667893700ac.jpg

Рис.3

9. Рефлексия

Предлагает детям ответить на вопрос «Как я оцениваю свою вовлеченность на этапах «сценаристы» - «презентация продукта» по пятибалльной шкале. Для этого используется мишень в которой центр – 5 баллов, а следующие круги – от 4 до 1 (рис.4).

Каждый ученик дает оценку по каждому этапу. Каждый этап отмечается своим цветом маркера.


t1667893700ad.pngРис. 4

Оставляют обратную связь по итогам реализации проекта.

10. Подведение итогов

Учитель помогает проанализировать заполненную мишень.

Дети анализируют заполненную мишень, формулируют, что могли бы сделать лучше, какие этапы можно было бы сократить или совместить, где нужно было бы проявить больше активности.




















Приложение 1. Данные ДТП по городу и району с участием детей за 2019 год. Данные с сайта администрации города Санкт-Петербург1.

За последнее время значительно выросло количество ДТП с участием школьников-пешеходов. ГИБДД это связывает  с неправильным поведением юных пешеходов, и с агрессивным вождением автотранспортных средств водителями. Встает вопрос о плохой видимости в темное время и необходимости ношения светоотражающих элементов.  

Негативная динамика увеличения ДТП с детьми зафиксирована в следующих районах: Василеостровский (10(+42,9%)), Центральный (14(+16,7%)), Калининский (33(+73,7%)), Красносельский (27(+22,7%)), Кронштадтский (3(+300%)), Петродворцовый (5(+150%)), Пушкинский (11(+83,3%)).

Приложение 2.



Сценка «У светофора свет зеленый»

Действующие лица:

Пушкин А.С.

Сотрудник ДПС

Паша

Хулиганы

Кирилл

Наташа

Учитель

Ученики класса:

Класс. Все сидят за партами, скучают. Играют в телефон, слушают музыку, смотрят журнал и т.п. Входит учитель:

Учитель:

Ребята, наша команда победила в школьном туре КВН по правилам дорожного движения и теперь мы должны защищать честь нашей гимназии в районе.

Ученики класса:

Хором

УРА!

Ученик 1:

Надо что-то интересное придумать.

Ученик 2:

Легко сказать, придумать. Мы же не Пушкин.

Все сидят в задумчивости. Тишину прерывает один из учеников.

Ученик 3:

А что, если устроить спиритический сеанс и вызвать дух Александра Сергеевича. Может он нам поможет?

Ученик 1:

Это идея!

Сидят полукругом за столом, держатся за руки, в центе – сборник сказок А.С. Пушкина. Хором, но тихим голосом.

Дух А.С. Пушкина, явись.

Крупным планом снимается дверь в класс, на двери расположен портрет А.С. Пушкина. Моргает свет. Снова кадр с детьми – на лицах испуг, все замирают. Камера показывает дверь, которая открывается со скрипом. За ней – А.С. Пушкин, с забинтованной рукой и пластырем на лице. Медленно заходит в класс.

Ученик 4:

Александр Сергеевич, это Вы? Что с Вами?

Пушкин А.С.:

Да-с, давненько я не бывал в Петербурге. Пока добрался до вашей гимназии, 3 раза под колеса чуть не угодил. По дорогам невозможно ходить. Мчатся какие-то железные монстры.

Ученик 5:

А мы как раз Вас позвали, чтобы помочь людям не попадать в ДТП. Надеемся, вместе мы сможем придумать выступление, рассказывающее о Правилах дорожного движения.

Пушкин А.С.:

Ну что же, господа, давайте попробуем. Я буду сочинять, а вы попробуйте это показать.

Съемка на сцене. На сцене только А.С. Пушкин. Пушкин делает вид, что пишет, он же ведет повествование.

Пушкин А.С.:

У светофора свет зеленый,

Под светофором - тротуар.

На сцене изображен пешеходный переход. Появляются дети–хулиганы: одеты в толстовки, куртки с капюшонами, наушники в ушах. Кто-то говорит по телефону. Паша идет по дороге и играет в мяч, Наташа говорит по телефону на дороге и не смотрит по сторонам. Кирилл едет через дорогу на велосипеде.

Там беспорядки: Пашка бродит,

Наташа поперек бежит.

На школьных узеньких дорожках

Кирилл на велике летит.

И днем и ночью Даша ходит,

И учит правилам ребят:

Даша стоит у пешеходного перехода, сделана разметка, стоит знак. Даша указывает на это рукой:

Идет направо – переходит

Налево… лучше не ходить!

Пушкин, комкает бумагу, бросает, берет чистый лист, пишет.

Дети разбегаются за сцену. В этот момент детям нужно переодеться в форму гимназиста: пиджаки, белые рубашки. За спиной портфели. Они остаются за сценой.

Гимназия огнями светит

Ждет гимназистов каждый день.

Они идут все по дорожкам,

За спинами у них - портфель.

И тридцать школьников прекрасных

Ждут – у светофора сигнал красный!

На сцене появляется сотрудник ДПС и Паша. Сотрудник ДПС свистит и ловит Пашу.

Там полицейский мимоходом

Пленяет нарушителя.

Сотрудник ДПС:

- Тут нету детям перехода -

Дорогу перейти нельзя!

Нарушитель-Паша кивает в знак согласия с наказанием.

Пушкин А.С.:

Теперь с дорогой Паша дружит,

Помощниками знаки служат,

Паше сотрудник ДПС дает флажок и жилет ЮИД. Он приятно удивлен.

ЮИДовец порядок бдит

И правила мне говорит:

Выходят знаки, Паша бодро их называет, но делает ошибку, увидев знак с оленем.

Паша:

-Эээ,… Водитель-новичок?...

Пушкин А.С.:

И я там был,

И ПДД учил,

И видел грозный светофор

И пешеходный переход.

И точно вам скажу, друзья,

Без этих правил - нам нельзя!

Пушкин кладет перо, встает из-за стола и исчезает.

Участники сценки выходят на центр сцены. Поклон.



Список использованной литературы:

Автосправочник «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2009 г., Изд. «Третий Рим»

Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал ) для начальной школы.Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй, школа!» - Росто-на/Д. Феникс, 2005 г.

Воронова Е.А. «Красный, желтый, зеленый. ПДД по внеклассной работе». Ростов-на Дону, 2006 г.

Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.

Бармин А.В. «Изучаем правила дорожного движения: 1-4 классы». Волгоград: Учитель, 2010 г.

Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятие: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.