Методическая разработка классного часа «Правила дорожного движения»
Минобразование Ростовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологии машиностроения»
(ГАПОУ РО «РКТМ»)
Методическая разработка
классного часа:
«Правила дорожного движения»
Подготовила:
преподаватель
Огинская Ю.В.
Ростов-на-Дону
2021
АННОТАЦИЯ
Мероприятие имеет просветительскую направленность и способствует просвещению обучающихся СПО в области пожарной безопасности. Оно ориентировано на обучающихся 1,2,3 курсов СПО, и включает элементы, универсальные для всех возрастов.
На уроке разбираются организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, безопасное поведение пешеходов и пассажиров, безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов, Безопасное поведение в общественном транспорте и автомобиле, правила поведения на железнодорожном транспорте.
Цель урока:
познакомить обучающихся с опасностями, которые поджидают в случае неосторожного поведения на дорогах и в различных видах транспорта;
пройти тестирование, связанное с правилами дорожного движения.
Задачи урока:
сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий;
изучить материалы, рассказывающие о ПДД;
обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ
По статистике, из общего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, говорящий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в России – 69%. Оказывается, пешеходы не ждут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
«Зебра» лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть.
Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей.
Наиболее частыми причинами являются:
переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;
неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
неподчинение сигналам светофора;
игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар;
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий
Основными причинами ДТП являются:
невнимательность участников дорожного движения;
невыполнение правил безопасности пешеходами, водителями транспортных средств и пассажирами;
поломка транспорта;
плохие погодные условия;
неправильное поведение пассажиров.
Для обеспечения безопасности дорожное движение регулируется дорожными знаками, дорожной разметкой, сигналами светофоров и регулировщиков.
Дорожные знаки – это своего рода азбука дорог, самое распространённое средство организации движения. Они помогают водителям и пешеходам разобраться в обстановке, предупреждают об опасности, определяют скоростной режим, направление движения и многое другое.
Дорожная разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная разметка – это линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части. Преимущественно она имеет белый или жёлтый цвет. Вертикальная разметка представляет собой сочетание чёрных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог. Она обозначает их габариты и служит для зрительного ориентирования водителей. Сигналы пешеходных светофоров выполнены в виде силуэтов пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный – разрешает.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров
В Правилах дорожного движения сказано, что пешеход – это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу. К пешеходам относятся также люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Поэтому они должны знать и выполнять правила дорожного движения, уметь анализировать и прогнозировать ситуации на дороге, предвидеть возможные опасности.
Прежде всего, пешеходы должны знать, что существуют дороги, по которым им передвигаться запрещено. Особое внимание пешеходы должны обращать на строгое соблюдение правил перехода дороги. Если на пешеходном переходе или перекрёстке движение машин и пешеходов регулируется светофорами или регулировщиком, то нужно подчиняться их сигналам. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода или перекрёстка пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Переходить дорогу можно в том случае, если это будет безопасно. На проезжей части пешеходы не должны задерживаться и останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности). Если они не успели закончить переход, то должны остановиться на линии, разделяющей транспортные автомагистрали.
Следует помнить, что нельзя выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Находящиеся на дороге пешеходы обязаны уступить путь этим транспортным средствам и немедленно освободить проезжую часть.
Человека, который совершает поездку в транспортном средстве и не является его водителем, называют пассажиром. Пассажиром считается также тот, кто входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). При наличии в зоне видимости пешеходного перехода пересекать проезжую часть только по нему. При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода пересекать проезжую часть на перекрёстке по линии тротуаров или обочин. При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пересекать проезжую часть под прямым углом к дороге на участке без разделительной полосы и ограждения, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Закончить переход проезжей части они могут, только убедившись в безопасности дальнейшего движения или по сигналу светофора (регулировщика).
Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая)
Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки. В салоне при наличии свободных мест надо сесть и держаться за поручни. Если такой возможности нет, нужно пройти на свободное место и встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и тоже держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения. Готовиться к выходу следует заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить. Не надо забывать уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.
Правила поведения пассажира легкового автомобиля
Садиться в автомобиль и выходить из него можно только тогда, когда он стоит на месте. Делать это следует со стороны тротуара или обочины. Если такой возможности нет, то посадка и высадка допускаются со стороны проезжей части. При этом выходить на проезжую часть надо, только убедившись в отсутствии опасности.
Перед началом движения пассажиры легкового автомобиля должны пристегнуться ремнями безопасности. Дети в возрасте до 12 лет и на заднем сиденье должны путешествовать с использованием специальных детских удерживающих устройств, позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности. Детские удерживающие устройства должны соответствовать росту и весу детей. При движении не разрешается отвлекать водителя от управления автомобилем, открывать двери машины, высовываться из окон, выбрасывать на дорогу мусор.
Безопасное движение на велосипедах и мопедах
Велосипед – это транспортное средство с двумя или более колёсами, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём. По назначению и конструкции велосипеды бывают дорожные и легкодорожные (мужские и женские), подростковые и детские, спортивные и специальные (грузовые, цирковые и др.).
Мопед – двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, приводимое в движение таким двигателем (рабочий объём не более 50 см³), который позволяет развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.
Велосипедисты и водители мопедов могут двигаться только по крайней правой полосе проезжей части дороги в один ряд и как можно правее. Перед началом движения, выполнением поворота или разворота, остановкой необходимо убедиться, что это не создаст помех другим водителям и пешеходам. Выезжать на дороги на велосипеде можно с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет. Перед выездом надо отрегулировать положение седла и руля по высоте. С 12 лет можно ездить на заднем сиденье мотоцикла. Во всех случаях, прежде чем сесть на мотоцикл, пассажир обязан надеть защитный мотошлем и надёжно застегнуть его.
Прежде чем выполнять левый поворот или разворот, надо заранее занять крайнее левое положение на проезжей части. Следует учитывать, что поворачивать налево и разворачиваться велосипедистам и водителям мопедов можно только на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в данном направлении, и без трамвайных путей. Кроме того, нельзя выполнять разворот в тех местах, где это запрещено Правилами дорожного движения.
Перед совершением поворота или разворота надо заблаговременно подать предупредительный сигнал. Сигналу левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука или правая рука, тоже вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом. Сигнал правого поворота означает вытянутая в сторону правая рука или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом. Перед торможением велосипедист (водитель мопеда) тоже подаёт предупредительный сигнал, поднимая вверх левую или правую руку.
Водителям велосипедов и мопедов запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками); перевозить груз, выступающий более чем на 50 см по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
Водителям мопедов, кроме того, запрещено двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема. Прежде чем пользоваться велосипедами и мопедами, необходимо изучить Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные причины автомобильных аварий и катастроф
Основными причинами автомобильных аварий и катастроф являются: нарушение Правил дорожного движения участниками дорожного движения (прежде всего водителями); неисправности транспортных средств; плохое состояние дорог; неблагоприятные дорожные условия (туман, гололёд, дождь, снегопад). Главным источником повышенной опасности автомобильного транспорта является сам автомобиль. Это связано с тем, что количество автомобилей на наших дорогах стало просто огромным. Их отличают высокая скорость движения, большая масса, ограниченная манёвренность, невозможность мгновенной остановки в опасной ситуации. Так, при скорости 60 км/ч после начала торможения автомобиль до полной остановки проезжает примерно 15 м. Если же скорость автомобиля составляет 100 км/ч, то его тормозной путь увеличивается в 4 раза и составляет уже около 60 м. Следует учитывать, что на влажном дорожном покрытии тормозной путь почти в 2 раза больше, чем на сухом. На 30–40% увеличивают тормозной путь изношенные («лысые») покрышки.
Безопасное поведение в общественном транспорте и автомобиле
Автобус – один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.
В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: дипломата с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна. После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.
Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой манёвренности – наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины.
Легковой автомобиль
Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам. Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него – полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности. Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.
Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле: многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки; во время движения нельзя открывать двери; нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности; в машине надо иметь аптечку и огнетушитель; во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю; нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.
Правила поведения на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт на сегодняшний день остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дёшев и относительно безопасен. Но опасность аварий на нём всё-таки существует, так как для остановки поезда, несущегося на большой скорости, требуется не менее километра. Спасателям бывает сложно быстро прийти на помощь его пассажирам в случае аварии, так как железнодорожные магистрали часто проходят вдали от населённых пунктов и автомобильных дорог.
Опасность подстерегает не только в поезде. Опасными зонами являются также железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Здесь существует реальная угроза не только для работников железной дороги и пассажиров, но и для людей, проживающих вблизи от железнодорожных путей, станций, вокзалов и депо.
Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на пристанционных территориях (посадочных платформах, железнодорожных путях и переездах, на вокзалах и в поездах). Хотя скорость движения поезда при маневрировании, подходе к платформе невелика, видимость для машиниста и пассажиров очень ограничена. На подъездных путях много различных технических устройств (семафоры, стрелки перевода путей), поэтому существует опасность повредить ноги. Пересекать железнодорожные пути лучше всего по подземным, надземным или обозначенным переходам. Если всё-таки приходится выходить на пути (например, на небольших станциях в сельской местности), надо быть особенно внимательными и осторожными, не пересекать пути, не осмотревшись, и никогда не торопиться.
Что же делать в случае крушения поезда: попробовать выбраться через окно; не думать о багаже: жизнь дороже; не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь не отходить от взрослых; выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову, прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединённые вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.
При возникновении в вагоне пожара следует немедленно сообщить об этом проводнику, а в пригородной электричке – по переговорному устройству машинисту поезда. После этого по указанию должностных лиц поездной бригады необходимо быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой двери
Правила поведения на водном транспорте
По воде можно сплавляться на плотах, двигаться на вёслах и под парусом, а можно плыть на большом комфортабельном теплоходе. Но каким бы ни было судно, на нём всегда предусмотрены меры безопасности. Ведь даже на самом современном корабле возможны поломки или пожары. Конечно, огромное значение имеют и погодные условия: туманы, штормы, ночная тьма затрудняют ориентирование в пространстве и могут стать причиной столкновений. И хотя сегодня морякам помогают приборы спутниковой навигации, радиосвязь и другая современная техника, самый надёжный помощник в море – это прочные знания и неукоснительное выполнение каждым своих обязанностей. Для повышения безопасности плавания на каждом судне устанавливают радиостанции, которые позволяют не только поддерживать связь с береговыми службами, но и в случае возникновения опасной ситуации подать сигнал бедствия.
На любом пассажирском судне на видном месте размещены план эвакуации пассажиров и правила пользования спасательными средствами – спасательными кругами, спасательными жилетами и костюмами, шлюпками и надувными плотами. Спасательные жилеты снабжены лампочками с батарейками, работающими в морской воде. Лампочки хорошо заметны в ночное время. Кроме того, на них имеется свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зелёный цвет, хорошо заметный с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).
В случае аварии необходимо чётко выполнять все распоряжения команды и инструкции, так как самое страшное во время аварии – паника. Большинство кораблекрушений случается ночью или в условиях плохой (штормовой) погоды, что сильно усложняет действия по спасению и увеличивает панику. Надо помочь тем, кто ранен, находится в беспомощном состоянии.
Как пользоваться спасательным жилетом: изучить инструкцию по его применению; быстро и правильно надеть жилет (надеть на себя для защиты от переохлаждения также головной убор, обувь, тёплую одежду); перед прыжком в воду глубоко вдохнуть и задержать дыхание; во время прыжка за борт одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало, ноги свести вместе; попав в воду, выдохнуть, лишь перевернувшись лицом вверх (через 5–10 секунд после касания воды); оказавшись в воде, быстро отплыть от тонущего судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений (для сохранения тепла); если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постараться подплыть к ним, посигналить свистком, который находится в кармашке жилета; сохранять спокойствие.
Если человек за бортом? Оказавшись за бортом, каждый может испытать чувство испуга, страха, паническое настроение, при этом теряются моральные и физические силы. Чтобы этого не произошло, надо успокоиться, осмотреться и действовать по следующим правилам: не надо плыть за судном или навстречу ему; сбросить только ту одежду, которая мешает двигаться; избавляться от лишних и тяжёлых предметов, а жизненно важные, например нож, постараться привязать к руке; кричать можно только тогда, когда есть шанс, что услышат; подплывая к спасательному средству, брошенному с судна, махать рукой над водой, чтобы привлечь внимание (экипаж обязательно сделает всё, чтобы подобрать упавшего!).
Любой, кто первым заметил падение, должен: громко крикнуть: «Человек за бортом!»; немедленно бросить пострадавшему спасательное средство, стараясь, чтобы оно упало не слишком далеко от него; обозначить место падения, бросая в воду плавающие предметы; сообщить о происшествии капитану судна; чётко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕКак только мы выходим из дома, то сразу превращаемся в участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, водителей. Все участники дорожного движения должны строго соблюдать установленные для них правила, выполнять сигналы светофоров и регулировщиков, требования разметки.
В нашей стране, как и в большинстве государств мира, принято правостороннее движение, то есть водители транспортных средств ведут свои машины по правой стороне проезжей части дороги. Дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспорта полосу земли либо поверхность искусственного сооружения (моста, плотины). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы.
Движение по дорогам представляет большую опасность для всех участников дорожного движения. По данным Организации Объединённых Наций (ООН), ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в мире погибает более 1 млн человек, а примерно 8 млн. становятся инвалидами. На дорогах России каждые сутки происходит свыше 400 ДТП. В них гибнет более 80 и травмируется около 500 человек.
Большая часть неприятностей на дороге и в транспорте возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию правил дорожного движения.
Знание опасностей, выполнение простейших правил дорожного движения – залог безопасности.
Список использованной литературыПравила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Электронный ресурс: https://rosuchebnik.ru/upload/service/safetylesson/pdd_studentbook.pdf (Дата обращения: 20.02.2021)
16