12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коровина Татьяна Леонидовна458
Россия, Ростовская обл., Цимлянск
1

Учимся читать вместе с мамой.

Учимся читать вместе с мамой.

Обучение ребенка чтению – очень важный этап в его развитии. От того, как он овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребенка с буквами.

Невозможно точно сказать, когда пора учить чтению. Это вопрос психологической готовности.

 Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний.     Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия.

     Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Старайтесь много читать сами, покупайте (или берите в библиотеке) яркие красивые книжки и читайте их вслух . Нужно показать, что книга — это интересно. С помощью неё человек получает эмоциональную поддержку.

Если ребёнок сам проявляет интерес к книжке уже в 3-5 лет, можно показать ему буквы и постепенно учить читать. Есть же дети, которые даже в 6 лет (при условии нормального развития) интереса не проявляют, есть предположение — взрослые дома книги не читают. Постарайтесь стать для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и гаджетов в пользу книги.

Узнавание букв.

Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Лепите буквы из пластилина, кинетического песка, рисуйте их, показывайте карточки с буквами.

Важноне надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. Учите с ним не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные - отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.

Складываем слоги.

 Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Как только он запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите: «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА,ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё.

Затем учитесь читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК.

Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.

Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 15 минут! Можно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.


Читаем целые слова и понимаем смысл прочитанного.

Правильное чтение – это чтение по слогам. И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Начинаем читать слова с простых, которые состоят из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.

Затем переходим к чтению слов, состоящих из трёх букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возьмите игрушки, картинки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответ­ствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.

Для обучения чтению более сложных слов следует постепенно усложнять слоговую структуру слов, от простого к сложному.

Читаем слова типа:

ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.

МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.

КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д.

ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.

ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.

ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.

ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.

МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.

ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.


И только тогда, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения: «Мама мыла раму. Анна читает книгу».

Иt1607348900aa.jpg нтересуйтесь, что он прочитал, о ком идет речь. Если ребенок не смог ответить, попросите его прочитать предложение ещё раз.


Чтение — невероятно сложный процесс. Не нагружайте ребенка, занимайтесь с ним дозированно, интересно, ненавязчиво, от этого зависит в дальнейшем его желание и интерес к чтению и к книге в целом.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.