Урок по физике в 10–11 классе по теме «Фазовые переходы "пар-жидкость"»

16
4
Материал опубликован 25 February 2020

Пояснительная записка

Освоение новой и непростой темы «Жидкость и пар» проходит с применением на уроках общепедагогической технологии «Укрупненная дидактическая единица».

«Укрупненная дидактическая единица – это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации» Эрдниев П. М. [1]

Если вспомнить классификацию, то УДЕ – технология обучающая, ассоциативно-рефлекторная, дидактоцентрическая, оказывающая информационно-образовательное воздействие на личность обучающегося.

Организационно данная технология может применяться в формах: классно-урочной, групповой, индивидуальной, что делает ее личностно-ориентированной.

В разработке представлена классно-урочная форма УДЕ.

Обращаюсь к УДЕ еще и потому, что использование дидактического реконструирования при составлении такой крупной единицы к уроку несет в себе элемент модернизации представления учебного материала.

Автор технологии УДЕ - Эрдниев П. М., вводя в педагогику обоснование эффективности укрупненного освоения новых знаний в укрупненной форме, указывал, что применение УДЕ позволяет:

- использовать обобщения на любом уроке;

- устанавливать логические связи в обширном учебном материале;

- выделять основные понятия, термины, определения в новом материале;

- выявлять и осуществлять метапредметные связи;

- усилить эмоциональную составляющую подачи нового материала;

- повысить эффективность первичного закрепления изученного материала.[2]

Технология разрабатывалась для такого предмета, как математика, но принцип систематизации материала и плотной компоновки большого объема информации соответствует требованиям профильного физического образования в старшей школе. [3]

В условиях применения технологии обучающиеся имеют возможность:

- изучить особенности процессов фазовых переходов «пар – жидкость» для идеального и реальных веществ;

- дать формулировки новых определений, сравнить сущностные особенности терминов,

- сопоставить родственные и аналогичные понятия по изучаемой теме

Уроки, проектируемые с применением УДЕ, позволяют школьникам получить готовый или создать самим сконцентрированный информационно- преобразованный, символьно - графический материал, который используется ими при решение логических и расчетных задач по теме «Жидкость и пар» профильного курса физики [4]


Укрупненная дидактическая единица к уроку физики
PDF / 549.71 Кб

Источники информации:

1. Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний//Вестник высшей школы, 1968, № 10

2. Укрупнение http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/478-ped-tech1

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998,

4. Касьянов В.А. Физика. 10 класс, учебник, углубленный уровень, М., Дрофа, 2017, 447 с. §§ 61-63

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Любовь Ивановна! Интересно и ново( для меня)!

25 February 2020

Использую разные формы и опроса, и контроля знаний. Профильный класс, но дети середнячки. Работы требуется много. Благодарю, Надежда Михайловна, за отзыв о материале!

25 February 2020

Интересно! Я тоже иногда использую такие УДЕ, особенное если материал для изучения обширный.Помните преподавание по Шаталову с опорными конспектами?

25 February 2020

Конечно, Татьяна Ивановна, помню! Просто дети сейчас немного иначе воспринимают информацию, вот и приходится под них подстраиваться. Завтра намерена дать им возможность самим составить УДЕ по теме "Свойства жидкостей". Благодарю за отзыв.

25 February 2020