Урок по физике в 10–11 классе по теме «Фазовые переходы "пар-жидкость"»
Пояснительная записка
Освоение новой и непростой темы «Жидкость и пар» проходит с применением на уроках общепедагогической технологии «Укрупненная дидактическая единица».
«Укрупненная дидактическая единица – это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации» Эрдниев П. М. [1]
Если вспомнить классификацию, то УДЕ – технология обучающая, ассоциативно-рефлекторная, дидактоцентрическая, оказывающая информационно-образовательное воздействие на личность обучающегося.
Организационно данная технология может применяться в формах: классно-урочной, групповой, индивидуальной, что делает ее личностно-ориентированной.
В разработке представлена классно-урочная форма УДЕ.
Обращаюсь к УДЕ еще и потому, что использование дидактического реконструирования при составлении такой крупной единицы к уроку несет в себе элемент модернизации представления учебного материала.
Автор технологии УДЕ - Эрдниев П. М., вводя в педагогику обоснование эффективности укрупненного освоения новых знаний в укрупненной форме, указывал, что применение УДЕ позволяет:
- использовать обобщения на любом уроке;
- устанавливать логические связи в обширном учебном материале;
- выделять основные понятия, термины, определения в новом материале;
- выявлять и осуществлять метапредметные связи;
- усилить эмоциональную составляющую подачи нового материала;
- повысить эффективность первичного закрепления изученного материала.[2]
Технология разрабатывалась для такого предмета, как математика, но принцип систематизации материала и плотной компоновки большого объема информации соответствует требованиям профильного физического образования в старшей школе. [3]
В условиях применения технологии обучающиеся имеют возможность:
- изучить особенности процессов фазовых переходов «пар – жидкость» для идеального и реальных веществ;
- дать формулировки новых определений, сравнить сущностные особенности терминов,
- сопоставить родственные и аналогичные понятия по изучаемой теме
Уроки, проектируемые с применением УДЕ, позволяют школьникам получить готовый или создать самим сконцентрированный информационно- преобразованный, символьно - графический материал, который используется ими при решение логических и расчетных задач по теме «Жидкость и пар» профильного курса физики [4]
Укрупненная дидактическая единица к уроку физики
PDF / 549.71 Кб
Источники информации:
1. Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний//Вестник высшей школы, 1968, № 10
2. Укрупнение http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/478-ped-tech1
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998,
4. Касьянов В.А. Физика. 10 класс, учебник, углубленный уровень, М., Дрофа, 2017, 447 с. §§ 61-63
Фролова Надежда Михайловна
Спицына Любовь Ивановна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна