План учебного занятия по физике на тему «Молекулярная физика и термодинамика. Фазовые переходы»
План учебного занятия
Учебная дисциплина: Физика
Методическая цель: Демонстрация возможностей информационных технологий и организации групповой формы работы.
Раздел (тема) по программе |
Молекулярная физика и термодинамика. |
Тема занятия по КТП |
Фазовые переходы. |
Тип занятия |
Комбинированное занятие. |
Цели занятия: |
Повторить агрегатные состояния тел, дать представление о фазовых переходах, продолжить формирование представлений о строении вещества. |
Обучающая |
Изучение понятие – фазовый переход. |
Изучение процессов плавления и кристаллизации. |
|
Изучение процессов газообразования и конденсации. |
|
Изучение процессов сублимация и десублимация. |
|
Развивающая |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания и зрительной памяти. |
Способствовать развитию наблюдательности, способности анализировать и делать выводы из наблюдаемых явлений, способности обобщать полученные результаты. |
|
Воспитательная |
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения студентов. |
Воспитания творческого отношения к учебной деятельности. |
|
Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету. |
Студент на занятии должен получить:
Личностные результаты:
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
Метапредметные результаты:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
уметь использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
уметь анализировать и представлять информацию в различных видах;
уметь публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
Дидактическое обеспечение занятия
ТСО и наглядность |
Мультимедиа проектор, компьютер. |
Дидактический материал |
Интерактивная модель процесса плавления и кристаллизация тела, кроссворд. |
Внутридисциплинарные связи: |
Первоначальные сведения о строении вещества, механика, тепловые явления. |
Междисциплинарные связи: |
Химия, математика. |
Литература к занятию: |
|
Основная |
Касьянов, В. А. Иллюстрированный Атлас по Физике: 10 класс [Текст] / В. А. Касьянов. – М: Экзамен, 2010. – 144 с. Пинский, А. А. Физика: Учебник [Текст] / А. А. Пинский, Г. Ю. Граковский; Ю. И. Дика. – М: Форум – ИНФРА - М, 2006. – 560 с. |
Дополнительная |
Электронный книга по физике «Открытая физика» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.physics.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети-интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.class-fizika.narod.ru |
Организация внеаудиторной самостоятельной работы |
Решение задач. |
Ход занятия
№ п/п |
Структурные элементы занятия |
Содержание элемента занятия (используемые методы) |
Хронология занятия |
Дидактическое обеспечение |
1 |
Организационный момент. |
- Приветствие студентов. - Проверка присутствующих. (метод монологического изложения) |
3 мин. |
Журнал группы. |
2 |
Целеполагание. |
- Сообщение темы занятия. - Постановка целей. (метод монологического изложения) |
2 мин. |
План урока. Презентация. |
3 |
Мотивация. |
- Создание мотивационной учебной деятельности (словесно-иллюстративной метод). |
2 мин. |
План урока. |
4 |
Актуализация опорных знаний (подготовка студентов к изучению нового материала). |
Заполняется таблица, путем ответов на вопросы: - В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? - Расположение частиц и расстояние между нами в различных агрегатных состояниях. - Характер движения частиц в различных агрегатных состояниях. - Основные свойства агрегатных состояниях (беседа). |
5 мин. |
План урока. Презентация. |
5 |
Изложения нового материала: |
Объяснение учебного материала. |
||
1. Фазовые переходы |
Понятие фазового перехода. Виды фазового перехода. Определение количество теплоты. Обозначение и единицы измерения количества теплоты (словесно-наглядный метод). |
7 мин |
План урока. Презентация. |
|
2. Плавление и кристаллизация |
Определение плавление. Определение кристаллизация. Сравнение температуры плавления и кристаллизации для воды. Определение температура плавления (кристаллизации). Формулы количества теплоты при правлении и кристаллизации. (словесно-наглядный метод) |
7 мин |
План урока. Презентация. Интерактивная модель. |
|
3. Газообразование и конденсация |
Определение газообразования. Виды газообразования. Определение испарения. Факторы, которые влияют на испарение. Определение кипения. Количество теплоты при газообразовании. Определение температуры кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Определение конденсации (словесно-наглядный метод). |
10 мин |
План урока. Презентация. |
|
4. Сублимация и десублимация |
Определение сублимации. Применение сублимации в жизни. Определение десублимации (словесно-наглядный метод). |
8 мин |
План урока. Презентация. |
|
6 |
Закрепление знаний. |
Закрепление пройденного материала виде игры. Группа разделяется на три команды. |
2 мин |
|
1. Первый этап - «Вопросы по категориям». |
Вопросы представлены в трех категориях: категория «А» - лёгкая (1 балл), категория «В» - средняя (2 балла), категория «С» - сложная (3 балла). Каждая команда по очереди выбирает вопрос из любой категории сложности. На обдумывание ответа даётся определённое время (игровой метод). |
10 мин |
План урока. Презентация. |
|
2. Второй этап «Видео конкурс». |
Представлено пять видеороликов которые демонстрируют различные физические явления и/или процессы. Каждая команда по очереди выбирает видеоролик. После просмотра видеоролика команда должна объяснить явление и/или процессы. На обдумывание ответа даётся определённое время (игровой метод). |
15 мин |
План урока. Презентация. Видео. |
|
3. Третий этап «Кроссворд». |
Каждой команде раздается кроссворд, которые нужно отгадать. На заполнение кроссворда даётся определённое время (игровой метод). |
10 мин |
Презентация. Кроссворд. |
|
4. Подведение итогов игры. |
Подведение итогов игры, суммирование всех баллов каждой команды. Награждение каждой команды. |
5 мин |
Презентация. Видео. |
|
7 |
Подведение итогов урока. |
Обобщение пройденного материала - рисуется треугольник путём ответов на вопросы: - В каких агрегатных состояниях может находится тело? - Как называется процесс перехода из газообразного состояния в жидкое? Тепло подводится или отводится? - Как называется обратный процесс? Подводится или отводится тепло? - Как называется процесс перехода из жидкого состояния в твердое? Тепло подводится или отводится? - Как называется обратный процесс? Подводится или отводится тепло? - Как называется процесс переход из твердого состояния в газообразное? Подводится или отводится тепло? - Как называется обратный процесс? Подводится или отводится тепло? (словесно-иллюстративной метод) |
3 мин |
План урока. Презентация. |
8 |
Домашнее задание. |
Сообщение домашнего задания. |
1 мин. |
План урока. |