12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31790 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока по теме «Электрический ток в жидкостях»
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Электрический ток в жидкостях».
Тема | «Электрический ток в жидкостях». | ||||
Номер урока (год/тема) | 67/23 | ||||
Тип урока: | комбинированный | ||||
Цель | обеспечить ознакомление обучающихся с особенностями электролиза как физико-химического процесса. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.выявить особенности протекания электрического тока в жидкостях; 2.в ходе выполнения заданий понять особенности и механизм электролиза; 3.ознакомить учащихся с законом Фарадея; 4.рассмотреть использование электрического тока в жидкостях. Развивающие:
1.способствовать развитию необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности; 2.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 3.формировать личностные качества: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную проблемную ситуацию, воспитывать коммуникативную культуру школьников. 3. воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, самостоятельность, критичное отношение к себе, аккуратность, культуру мышления. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электрическом токе; 2.умение работать с источниками информации; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как протекает электролиз. 2.знание закона Фарадея. 3.применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями. | ||||
Основные понятия темы | Электролиз, рекомбинация, диссоциация, концентрация, электрический ток. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1. Слушают выступление одноклассников и объяснение учителя. 2.Самостоятельно составляют план - тезис. 3. Смотрят видео демонстрационного эксперимента и объясняют его. 4. Отвечают на вопросы и решают задачи. | Технология: проблемного обучения и сотрудничества. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, парная. | Физическое оборудование: Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, видео. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап проверки знаний. | Провести контроль знаний учащихся. | Предлагает ответить письменно на вопросы физического диктанта. | Пишут физический диктант. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
3. | Этап мотивации. | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Ситуационная задача «Дождь». Обсуждение жизненной ситуации. | Отвечают, обсуждают и определяют тему урока, совместную цель деятельности. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает составить план-тезис, посмотреть видеофрагмент эксперимента и обсудить возникшие проблемные вопросы. | Читают параграф учебника, составляют план-тезис, смотрят видео экспериментов, отвечают на вопросы. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи. | Решают. Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 7 мин. |
5. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | «Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Содержание урока.
Физический диктант.
1. Что называют электрическим током?
2. Какие условия необходимы для существования электрического тока?
3.Перечислите необходимые условия для существования электрического тока в металлах.
4. Что называют электрическим током в металлах?
5.Чем обусловлена электропроводность металлов?
6.Какова зависимость тока в проводнике от напряжения? Постройте график этой зависимости.
Ситуационная задача.
«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» Как же ток добрался до пассажира?»
Обсуждение задачи.
Еще давно ученые заметили, что электрический ток могут проводить не только металлы, но и растворы, например, кислот, щелочей или водные растворы солей. Хотя растворы уксусной кислоты, углекислого и сернистого газа проводят его намного хуже. А вот растворы спирта, сахара и большинства других органических соединений вовсе не проводят электрический ток. Поэтому, как и твердые тела, жидкости можно разделить на три типа: полупроводники; диалектики; проводники. К проводникам можно отнести растворы и расплавы электролитов. Слово «электролит» произошло от греч. «lysis» – разрушение, растворение. Как вы думаете, что сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие задачи решить? Сформулируйте тему урока и цели.
Электрический ток в жидкостях – это движение заряженных ионов, то есть атомов или молекул, которые по какой-либо причине потеряли или приобрели электроны. Процесс разложения молекул раствора на положительные и отрицательные заряженные ионы называется электролитической диссоциации. При разложении отрицательно заряженные ионы будут двигаться в сторону положительного источника тока (аноду), а положительные, наоборот, к отрицательному (катоду). Изучением данного вопроса долгое время занимался знаменитый английский физик Майкл Фарадей. С помощью многочисленных экспериментов ему удалось вывести законы электролиза. Сегодня на уроке мы попытаемся в этом разобраться.
Задание: используя материал учебника, заполните таблицу, то есть составьте план-тезис.
Работа в парах постоянного состава по самостоятельному изучению материала.
План | Тезис |
1. Электролиты | |
2. Электролитическая диссоциация | |
3. Степень диссоциации | |
4. Рекомбинация | |
5. Электролиз | |
6. Закон электролиза | |
7. Электрохимический эквивалент вещества | |
8. Применение электролиза |
После заполнения таблицы провести обсуждение и уточнение вопросов, которые вызвали у учащихся затруднения. Просмотр и обсуждения видео:
1. Электролиз. Опыт по физике.
2. Электролиз в растворе медного купороса.
Пример заполненной таблицы.
План | Тезис |
1. Электролиты | Это вещества, растворы которых проводят электрический ток. «Электролит» (от греч. lysis – разрушение, растворение) |
2. Электролитическая диссоциация | Распад молекул электролита на ионы, под влиянием электрического поля. |
3. Степень диссоциации | Зависит от температуры, концентрации раствора, электрические свойства растворителя. |
4. Рекомбинация | Объединение отрицательных и положительных ионов в нейтральные молекулы. |
5. Электролиз | Процесс выделения на электроде вещества, связанный с окислительно – восстановительными реакциями. |
6. Закон электролиза | Закон Фарадея m=kIt Масса вещества, выделившегося на электроде за время Δt при прохождении электрического тока, пропорциональна силе тока и времени. |
7. Электрохимический эквивалент вещества | k =1/eNa M/n [кг/Кл]; en=q0 ; M/Na ; k= m0/q0 |
8. Применение электролиза | 1. Гальваностегия - декоративное или антикоррозийное покрытие металлических изделий тонким слоем другого металла (никелирование, хромирование, омеднение, золочение). 2. Гальванопластика - электролитическое изготовление металлических копий, рельефных предметов. Этим способом были сделаны фигуры для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 3. Электрометаллургия-получение чистых металлов при электролизе расплавленных руд (Al, Na, Mg, Be). 4. Рафинирование металлов - очистка металлов от примесей. 5. Химические источники тока. |
Применение электролиза в технике. Сообщение учащегося.
Электролиз широко применяют в технике для различных целей. Электролитическим способом покрывают поверхность одного металла тонким слоем другого (никелирование, хромирование, позолота и т. п.). Это прочное покрытие защищает поверхность от коррозии. Если обеспечить хорошее отслаивание электролитического покрытия от поверхности, на которую осаждается металл (этого достигают, например, нанося на поверхность, графит), то можно получить копию с рельефной поверхности. Процесс получения отслаиваемых покрытий — гальванопластика — был разработан русским учёным Б. С. Якоби (1801—1874), который в 1836 г. применил этот способ для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Раньше в полиграфической промышленности копии с рельефной поверхности (стереотипы) получали с матриц (оттиск набора на пластичном материале), для чего осаждали на матрицы толстый слой железа или другого вещества. Это позволяло воспроизвести набор в нужном количестве экземпляров. При помощи электролиза осуществляют очистку металлов от примесей. Так, полученную из руды неочищенную медь отливают в форме толстых листов, которые затем помещают в ванну в качестве анодов. При электролизе медь анода растворяется, примеси, содержащие ценные и редкие металлы, выпадают на дно, а на катоде оседает чистая медь. При помощи электролиза получают алюминий из расплава бокситов. Именно этот способ получения алюминия сделал его дешёвым и наряду с железом самым распространённым в технике и быту. С помощью электролиза получают электронные платы, служащие основой всех электронных изделий. На диэлектрик наклеивают тонкую медную пластину, на которую наносят особой краской сложную картину соединяющих проводов. Затем пластину помещают в электролит, где вытравливаются не закрытые краской участки медного слоя. После этого краска смывается, и на плате появляются детали микросхемы.
Также электролиз является основным процессом, благодаря которому функционируют самые современные химические источники тока, например батарейки и аккумуляторы. Здесь присутствуют два электрода, контактирующие с электролитом. Между электродами устанавливается разность потенциалов — электродвижущая сила, соответствующая свободной энергии окислительно-восстановительной реакции. Действие химических источников тока основано на протекании при замкнутой внешней цепи пространственно-разделённых процессов: на отрицательном аноде восстановитель окисляется, образующиеся свободные электроны переходят по внешней цепи к положительному катоду, создавая разрядный ток, где они участвуют в реакции восстановления окислителя. Таким образом, поток отрицательно заряженных электронов по внешней цепи идет от анода к катоду, то есть от отрицательного электрода к положительному.
Решение задач из учебника. Упражнение 20 №4-5 на стр. 340.
Домашнее задание. Прочитать параграфы 122-123. Упражнение 20 № 7.
Рефлексия «Пора делать выводы».
Продолжить фразу:
1.Мне было интересно…
2.Мы сегодня разобрались….
3.Я сегодня понял, что…
4.Мне было трудно…
5.Завтра я хочу на уроке…
Презентация к уроку
PPTX / 1.74 Мб
Источники.
«Физика - 10 класс», 2014, учебник Г. Я. Мякишев, Буховцев, Сотский.