Удивительная соль.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №127 «Малышка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
по теме «Удивительная соль»
Разработала: воспитатель
Матюшкина Т.Н.
Чебоксары, 2024г.
Тема: «Удивительная соль».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать, расширять и закреплять основы знаний и представлений о свойствах соли.
- Учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты с солью.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие задачи:
- Развивать умение обобщать полученные знания, развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
- Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя все части речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдении правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Материал и оборудование: посылка с мешочком, соль, стаканы с водой, чайные ложечки, трубочки, два яйца, одноразовые стаканчики, мел цветной, салфетки, мультимедийная аппаратура, музыка Чайковского «Времена года», ноутбук, эмблемы “Юные исследователи».
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?», просмотр презентации «Добыча соли и ее применение». Чтение художественной литературы, энциклопедии, пословицы и поговорки о соли. Наблюдение в быту «Как мама использует соль?».
Методические приемы:
I. Вводная часть:
-Приветствие детей с хлебом и солью, рассказ воспитателя о русских народных традициях.
- Беседа «Экология -это наука...», вопросы по теме.
- Сюрпризный момент «посылка -мешочек».
- Загадка.
- Беседа, пословицы по теме «Соль».
II. Основная часть:
- Просмотр презентации по теме «Добыча соли и применение».
- Физкультминутка «Подснежник».
- Приглашение в научную лабораторию.
- Опытно -экспериментальная деятельность.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль».
Опыт №2 «Соль хрустит».
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде».
Опыт № 4 «Плавающее яйцо».
- Физкультминутка: Игра «Солёный - не солёный».
Опыт № 5 «Раскрашивание соли».
III. Заключительная часть:
- Игра: «Соль нужна для того, чтобы…»
- Итоговая беседа, вопросы к детям.
- Пожелания и поощрения педагога.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.
Воспитатель: Ребята, мы с вами часто говорим об экологии. И 2024 год в нашей Республике объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования.
Давайте вспомним, что такое экология? (ответы детей). Экология -это наука о взаимодействии живых организмов.
Воспитатель: А чем занимаются люди этой профессии?
Дети: 1) Экологи изучают, исследуют, создают науку экологию.
2) Экологи решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь и охранять природу.
3) Экологи пишут статьи, научные труды.
4) С их участием составляется «Красная книга»
Воспитатель: Вспомните, где работают ученые – экологи?
Дети: Экологи работают в лабораториях.
Воспитатель: Ребята, А вы хотите вновь стать исследователями?
Дети: Да!
Воспитатель: Вспомните, что мы исследовали на прошлых занятиях, с чем проводили опыты?
Дети: С водой, с воздухом, с бумагой.
Воспитатель: Сегодня нам принесли посылку, наверное, в ней то, что мы можем исследовать. Давайте посмотрим. Здесь какой то мешочек.
Как вы думаете, что в мешочке может быть?
Потрогайте, какой мешочек на ощупь? Понюхайте, пахнет?
Воспитатель: Значит, в мешочке вещество без запаха.
Что же это может быть?
Да, здесь какая – то записка, а в ней загадка.
Загадка: Без нее, ребята, повар просто как без рук.
И становится вся пища – несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались!
Ну, конечно, это – СОЛЬ!
Дети открывают мешочек – в ней соль!
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент.
Воспитатель: Кто, ребята скажет, какой бывает, соль?
Дети: Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Воспитатель: Происхождение слова «соль», по мнению ученых , связано с Солнцем . Старославянское название солнца «Солонь».
Без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье.
Много лет тому назад соли добывалось мало, и она была дороже золота. У кого была на столе соль, тот считался богатым человеком.
Воспитатель: Люди придумали много пословиц о соли
Какие вы знаете?
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли и хлеба не естся.
- Без соли, без хлеба, худа беседа.
- Без воли – силы нет, без соли-вкуса нет.
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Хлеб за солью не ходит.
- Без соли и хлеба стол кривой.
Все эти пословицы отмечают важность соли в жизни человека.
Воспитатель: Сейчас наша планета очень богата месторождениями соли.
Люди научились добывать соль различными способами.
Давайте посмотрим, где и как добывают соль, как ее используют. Хотите посмотреть?
Просмотр презентации по теме «Добыча соли и применение».
Воспитатель : демонстрирует презентацию «Добыча соли, её применение»..
1.Соль –это полезное ископаемое, природный элемент.
Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
2.В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче
3.Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.
4.Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.
5.На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли:
шахтным методом,вакуумный,озерный,путем вымораживания,карьерный.
6.Применение соли:
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов
7.Соль используют в народной медицине
(ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)
8.Соль полезна не только людям но и животным.
9.Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
10.Консервировании овощей
11.На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.
Воспитатель :
Ребята, сегодня мы будем учёными.
В лабораторию пойдём,
И чудо-опыт проведём.
Но для начала немного отдохнём.
Физкультминутка «Подснежник»
На фоне музыки П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст. Движения детей.
— Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки (пригибая голову к коленям) изображая себя маленьким растением.
— Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
— Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
— Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами.
Научная лаборатория
— А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию (проходите за столы). Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не пробовать на вкус.
5. Помогать друг другу.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
— Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, соль состоит из белых кристаллов, соль сыпучая, без запаха)
Воспитатель: А если нам нужно будет убрать часть соли с одной тарелочки на другую, что мы сделаем?
Дети: Мы будем ее пересыпать
Воспитатель: Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов. (наглядность схем на мольберте).
Опыт №2 «Соль хрустит»
- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей — мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
- Добавьте чайную ложку соли в стакан с водой, помешайте ложкой в бокале. Что произошло? Куда делась соль?
Воспитатель: значит, соль растворилась в воде.
Опыт № 4 «Плавающее яйцо»
- Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель : Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Тогда я приглашаю одного ребёнка. Положи в один стакан 3 ложки морской соли и размешай до полного растворения. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
- А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане несолёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
- Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Физкультминутка: Игра «Солёный - не солёный».
(Дети приседают, услышав название продукта, который можно солить.(Банан, капуста, конфета, суп, сок, огурец, компот, малина, клубника, грибы, мороженое, хлеб, мандарин, рыба, груша, картофель, яйцо).
Воспитатель: Вернёмся в нашу творческую лабораторию, где вы узнаете для чего ещё люди используют соль.
Мы с вами проведём в ней еще один интереснейший опыт.
Опыт № 5: «Раскрашивание соли». (Дети сами выбирают цвет мела по желанию )
Воспитатель: : Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?
Дети: она окрашивается.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль можно красить.
Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в стаканчик. Посмотрите, какая красота у нас получилась.
Как вы думаете для чего нужна цветная соль? . Цветной солью художники рисуют красивые картины.
Воспитатель: Что ж наша лаборатория не закрывается. Мы с вами проведём в ней еще много интересных опытов.
Давайте поиграем в игру: «Соль нужна для того, чтобы…» (дети передают мешочек с солью сидя на ковре и говорят)
Соль нужна для того, чтобы консервировать овощи;
Соль нужна для того, чтобы использовать в медицине;
Соль нужна для того, чтобы солить пищу;
Соль нужна для того, чтобы посыпать дорожки зимой;
Соль нужна для того, чтобы солить рыбу;
Соль нужна для того, чтобы солить салат;
Соль нужна для того, чтобы солить грибы;
Соль нужна для животных
Итог Воспитатель! Спасибо Вам за интересное занятие .
Воспитатель: Что вам больше понравилось в наших исследованиях?
Воспитатель: Что нового вы узнали о соли?
Дети: Соль можно выпаривать из соленой воды.
Соль необходима для приготовления пищи.
Дети: Растворяется соль в воде.
Смотреть, как плавает яйцо.
Воспитатель : Мы узнали о том, что соль удивительное сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи.
Научились раскрашивать соль для создания замечательных сувениров своими руками .
Воспитатель: Ребята , что бы вы еще хотели узнать нового? А хотите на следующем занятии мы с вами будем делать сувениры с цветной солью?
Воспитатель : Молодцы ребята. Вы показали себя настоящими исследователями- экологами. Поэтому вам вручаются эмблемы «Юный исследователь-эколог».
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты.
.