Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №127 «Малышка» города Чебоксары Чувашской Республики








Конспект

занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе

по теме «Удивительная соль»



t1729786739aa.jpg














Разработала: воспитатель

Матюшкина Т.Н.











Чебоксары, 2024г.




Тема: «Удивительная соль».


Программное содержание:


Образовательные задачи:


- Продолжать формировать, расширять и закреплять основы знаний и представлений о свойствах соли.

- Учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты с солью.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.


Развивающие задачи:

- Развивать умение обобщать полученные знания, развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

- Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя все части речи.


Воспитательные задачи:

- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдении правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.



Материал и оборудование: посылка с мешочком, соль, стаканы с водой, чайные ложечки, трубочки, два яйца, одноразовые стаканчики, мел цветной, салфетки, мультимедийная аппаратура, музыка Чайковского «Времена года», ноутбук, эмблемы Юные исследователи».


Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?», просмотр презентации «Добыча соли и ее применение». Чтение художественной литературы, энциклопедии, пословицы и поговорки о соли. Наблюдение в быту «Как мама использует соль?».
















Методические приемы:


I. Вводная часть:


-Приветствие детей с хлебом и солью, рассказ воспитателя о русских народных традициях.

- Беседа «Экология -это наука...», вопросы по теме.

- Сюрпризный момент «посылка -мешочек».

- Загадка.

- Беседа, пословицы по теме «Соль».


II. Основная часть:


- Просмотр презентации по теме  «Добыча соли и применение».

- Физкультминутка «Подснежник».

- Приглашение в научную лабораторию.

- Опытно -экспериментальная деятельность.

Опыт № 1 «Из чего состоит соль».

Опыт №2 «Соль хрустит».

Опыт № 3 «Соль растворяется в воде».

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

- Физкультминутка: Игра «Солёный - не солёный».

Опыт № 5 «Раскрашивание соли».

III. Заключительная часть:


- Игра: «Соль нужна для того, чтобы…»

- Итоговая беседа, вопросы к детям.

- Пожелания и поощрения педагога.



Ход занятия:




Организационный момент:

Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.









Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.

Воспитатель: Ребята, мы с вами часто говорим об экологии. И 2024 год в нашей Республике объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования.

Давайте вспомним, что такое экология? (ответы детей). Экология -это наука о взаимодействии живых организмов.


Воспитатель: А чем занимаются люди этой профессии?

Дети: 1) Экологи изучают, исследуют, создают науку экологию.

2) Экологи решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь и охранять природу.

3) Экологи пишут статьи, научные труды.

4) С их участием составляется «Красная книга»

Воспитатель: Вспомните, где работают ученые – экологи?

Дети: Экологи работают в лабораториях.

Воспитатель: Ребята, А вы хотите вновь стать исследователями?

Дети: Да!

Воспитатель: Вспомните, что мы исследовали на прошлых занятиях, с чем проводили опыты?


Дети: С водой, с воздухом, с бумагой.


Воспитатель: Сегодня нам принесли посылку, наверное, в ней то, что мы можем исследовать. Давайте посмотрим. Здесь какой то мешочек.



Как вы думаете, что в мешочке может быть?

Потрогайте, какой мешочек на ощупь? Понюхайте, пахнет?

Воспитатель: Значит, в мешочке вещество без запаха.

Что же это может быть?

Да, здесь какая – то записка, а в ней загадка.

Загадка: Без нее, ребята, повар просто как без рук.

И становится вся пища – несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались!

Ну, конечно, это – СОЛЬ!

Дети открывают мешочек – в ней соль!

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент.

Воспитатель: Кто, ребята скажет, какой бывает, соль?





Дети: Соль бывает каменная, морская и поваренная.


Воспитатель: Происхождение слова «соль», по мнению ученых , связано с Солнцем . Старославянское название солнца «Солонь».

Без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье.

Много лет тому назад соли добывалось мало, и она была дороже золота. У кого была на столе соль, тот считался богатым человеком.

Воспитатель: Люди придумали много пословиц о соли

Какие вы знаете?

- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

- Без соли и хлеба не естся.

- Без соли, без хлеба, худа беседа.

- Без воли – силы нет, без соли-вкуса нет.

- Без денег торговать, как без соли хлебать.

- Хлеб за солью не ходит.

- Без соли и хлеба стол кривой.


Все эти пословицы отмечают важность соли в жизни человека.

Воспитатель: Сейчас наша планета очень богата месторождениями соли.

Люди научились добывать соль различными способами.

Давайте посмотрим, где и как добывают соль, как ее используют. Хотите посмотреть?

Просмотр презентации по теме  «Добыча соли и применение».

Воспитатель : демонстрирует презентацию «Добыча соли, её применение»..


1.Соль –это полезное ископаемое, природный элемент.
Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

2.В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче

3.Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.

4.Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.
5.На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли:

шахтным методом,вакуумный,озерный,путем вымораживания,карьерный.
6.Применение соли:
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов




7.Соль используют в народной медицине
(ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)

8.Соль полезна не только людям но и животным.

9.Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

10.Консервировании овощей


11.На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.


Воспитатель :

 Ребята, сегодня мы будем учёными.

В лабораторию пойдём,

И чудо-опыт проведём.

Но для начала немного отдохнём.

Физкультминутка «Подснежник»

На фоне музыки П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст. Движения детей.

Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки (пригибая голову к коленям) изображая себя маленьким растением.

Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.

















Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.

Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами.



Научная лаборатория

А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию (проходите за столы). Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не пробовать на вкус.

5. Помогать друг другу.



Опыт № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, соль состоит из белых кристаллов, соль сыпучая, без запаха)

Воспитатель: А если нам нужно будет убрать часть соли с одной тарелочки на другую, что мы сделаем?

Дети: Мы будем ее пересыпать

Воспитатель: Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов. (наглядность схем на мольберте).

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей — мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.









Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»

- Добавьте чайную ложку соли в стакан с водой, помешайте ложкой в бокале. Что произошло? Куда делась соль?

Воспитатель: значит, соль растворилась в воде.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо»

- Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель : Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Тогда я приглашаю одного ребёнка. Положи в один стакан 3 ложки морской соли и размешай до полного растворения. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

- А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане несолёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

- Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Физкультминутка: Игра «Солёный - не солёный».

(Дети приседают, услышав название продукта, который можно солить.(Банан, капуста, конфета, суп, сок, огурец, компот, малина, клубника, грибы, мороженое, хлеб, мандарин, рыба, груша, картофель, яйцо).


Воспитатель: Вернёмся в нашу творческую лабораторию, где вы узнаете для чего ещё люди используют соль.



Мы с вами проведём в ней еще один интереснейший опыт.

Опыт № 5: «Раскрашивание соли».  (Дети сами выбирают цвет мела по желанию )

Воспитатель: : Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?

Дети: она окрашивается.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль можно красить.







Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в стаканчик. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

Как вы думаете для чего нужна цветная соль? . Цветной солью художники рисуют красивые картины.


Воспитатель: Что ж наша лаборатория не закрывается. Мы с вами проведём в ней еще много интересных опытов.


Давайте поиграем в игру: «Соль нужна для того, чтобы…» (дети передают мешочек с солью сидя на ковре и говорят)

Соль нужна для того, чтобы консервировать овощи;

Соль нужна для того, чтобы использовать в медицине;

Соль нужна для того, чтобы солить пищу;

Соль нужна для того, чтобы посыпать дорожки зимой;

Соль нужна для того, чтобы солить рыбу;

Соль нужна для того, чтобы солить салат;

Соль нужна для того, чтобы солить грибы;

Соль нужна для животных

Итог Воспитатель! Спасибо Вам за интересное занятие .

Воспитатель: Что вам больше понравилось в наших исследованиях?

Воспитатель: Что нового вы узнали о соли?

Дети: Соль можно выпаривать из соленой воды.

Соль необходима для приготовления пищи.


Дети: Растворяется соль в воде.

Смотреть, как плавает яйцо.


Воспитатель : Мы узнали о том, что соль удивительное сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи.

Научились раскрашивать соль для создания замечательных сувениров своими руками .


Воспитатель: Ребята , что бы вы еще хотели узнать нового? А хотите на следующем занятии мы с вами будем делать сувениры с цветной солью?

Воспитатель : Молодцы ребята. Вы показали себя настоящими исследователями- экологами. Поэтому вам вручаются эмблемы «Юный исследователь-эколог».









Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты.


.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.