Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности «Удивительная соль»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности.
Тема : «Удивительная соль».
Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Подготовила воспитатель Стрельцова Г.Н.
Цель: познакомить детей с особенностями соли, ее свойствами, и применение в рисовании.
Задачи.
Образовательные:
1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли и научить использовать соль, как средство для творчества
2.Развивать интерес к новому, к экспериментированию.
3.Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.
Развивающие
1.Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи,
умение делать выводы.
2.Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки детей в процессе экспериментирования.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
1.Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли.
2.Воспитывать умение соблюдать правила безопасного поведения при проведении опытов с солью,
Материалы и оборудование
1.Материал для исследовательской деятельности: банка с водой, яйцо, соль, тарелочки с солью, прозрачные стаканчики с кипячёной водой, лупы, ложки.
2.Материал для творческой деятельности: заготовки для рисования, клей, кисточки, тарелочки с солью, влажные салфетки,
3. Ноутбук, презентация «Что такое соль», аудио музыка «Шум моря и крики чаек».
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?
Звучит музыка из м/ф «Фиксики»
Ребята, а что это за музыка такая звучит? Дети: Это из мультфильма «Фиксики» Восп.: А кто такие Фиксики, ребята? Дети: (ответы)
Вос-ль:. Правильно, молодцы, это такие маленькие, любознательные человечки.
У воспитателя в руках шкатулка с солью.
Эту шкатулку вам передали Фиксики, а что в ней отгадайте
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно
Для чего нужна соль? Где человек её использует?
( Соль необходима для жизни и здоровья человека)
(её используют для приготовления пищи)
Просмотр презентации про соль.
Вос-ль;Мы узнали , что соли много в море.
Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Вос-ль: Ребята! Говорят, что соль волшебница! Вы хотите узнать почему?
А для этого Фиксики приглашают вас в свою лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.).
Вос-ель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованиюсоли, её свойств.
«Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем и опыты с солью проведём. Дети проходят к столам
Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.
Давайте вспомним правила безопасности. При работе с солью надо соблюдать следующие правила;
1- не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Какого она цвета? Есть ли у неё запах?
- Если мы с вами посмотрим на соль. На что она похожа (на порошок).
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь рассмотрите соль через лупу. Что вы видите? Из чего состоит соль?
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких крупинок, кристаллов.)
Давайте попробуем ложечкой немного надавить на соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой на неё , кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Вос-ль: Про соль говорят «В воде родится, а воды боится».
Давайте это проверим?
У вас на столах стоят стаканы с водой.
-Как вы думаете, Что же произойдет, если в стакан с водой добавить 3 ложки соли? Давайте докажем это. Возьмите 3 ложки соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.
- Что произошло с солью? Мы ее видим? (Нет.) Как вы думаете, почему? Что произошло? (Ответы детей.)
А как вы думаете, что произошло с водой? есть в воде соль или её нет?
Проверим и узнаем. Возьмите ложки и попробуйте воду. Какой она стала на вкус?
Дети: Солёная
Вос-ль: Значит соль осталась в стакане, в воде, не исчезла, а только растворилась (закрепить слово растворилась).
Вывод: Когда смешиваем воду с солью, соль растворяется, вода становится соленой.
Вос-ль: А сейчас мы познакомимся с ещё с одним свойством соли.Я возьму банку с водой и сырое куриное яйцо и положу его в воду и посмотрим, что получится. Яйцо опустилось на дно банки. Теперь мы его вынимаем, а в воду добавляем 2 столовые ложки соли и хорошенько размешаем. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Напомним детям о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая.
Вос-ль: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкульминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Вос-ль: А чем вы обычно рисуете? (Ответы детей). Оказывается, рисовать можно и солью.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
Вос-ль: Чтобы листы синего цвета превратились в морской пейзаж, мы с вами приклеим кораблик, а морскую пену сделаем из соли.
Для этого:
1. Обмакиваем кисть в клей, и зарисовываем клеем волны
2. Затем посыпаем промазанные места солью.
3. Затем, когда рисунок немного просохнет, лишнюю соль стряхиваем в контейнер.
4.Приклеиваем кораблик
Дети приступают к работе, рисование сопровождается музыкой)
Вос-ль: Вам понравилось, что получилось?
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Вам понравилось наше путешествие в лабораторию.
-Что вам понравилось больше всего?
- Ребята, можно ли сказать про соль:
. Что она-удивительная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная.