Методическая разработка урока письма в 5 классе «Умеем ли мы писать письма?»

6
0
Материал опубликован 9 June 2016 в группе

Методическая разработка урока письма в 5 классе.

Умеем ли мы писать письма?

В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты резко падает интерес к эпистолярному жанру. Эпистолярный- имеющий форму письма, переписки. Общеизвестные письма А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова и других замечательных людей вошли в культурное наследие нации.

Сегодня в большинстве своём люди разучились писать письма. Неужели жанр «письма» потихонечку отживает свой век?

Однако, письма, хоть мы их немного и разучились писать, живут. Поэтому на уроках русского языка знакомлю с историей письма, правилами его написания.

Данный урок проводила в начале 5-го класса, поэтому, чтобы заинтересовать своих учеников, в ходе урока использовала познавательный, занимательный материал, инсценировки, игры.

 

Тема: Урок письма в 5 классе.

Цели:

  • Способствовать проявлению интереса учащихся к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи, познакомить с правилами написания писем.
  • Формировать положительную оценку таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность.
  • Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к сохранению традиций эпистолярного жанра.

Подготовительная работа:

  • Подготовить инсценировки произведений.
  • Поручить группе учащихся подготовить рассказы о почте. Текст нужно рассказывать своими словами, ни в коем случае не читать!
  • Изготовить почтовый ящик.

Оформление:

  • Тема на доске.
  • Текст для задания «Проверь себя».
  • Выставка книг.
  • Конверты, марки, самодельный почтовый ящик.
  • Мультипликационный фильм по повести-сказке Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • Текст письма у учащихся.

План.

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок.

Гонцы в пути.

Голубиная почта.

Почта в наши дни.

Почтовые марки.

Письма в космосе.

III. Игровой блок «Играем в почту».

Исправь ошибки!

Как правильно подписать конверт.

Проверь себя.

4) Подпиши конверт.

IV. Творческая работа « Пишем письма».

1) Просмотр отрывка из мультипликационного фильма по повести-сказке Э. Успенского « Дядя Фёдор, пёс и кот».

2) Композиция письма.

3) Проверь себя.

4) Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского « Сумка почтальона».

5) Написание письма.

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов ( рефлексия).

 

Ход урока.

I. Вступительное слово.

Инсценирование отрывка из рассказа А. П. Чехова « Ванька». ( Ученик, сидя за столом, пишет и читает вслух)

«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

– Кто и кому пишет это письмо? Назовите автора и название произведения.

– Сегодня мы будем говорить о почте, об истории письма, будем учиться писать письма.

 

II. Информационный блок.

– Сейчас я передаю слово ребятам, которые приготовили информационный блок.

1-й ученик:

Я расскажу о тех временах, когда почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 1147г. князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: « Приди ко мне, брате, в Москву». ( С тех пор, со времени первого упоминания, Москву и считают городом). С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.

Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, всё дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест, попьёт, отдохнёт и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма.

К тому времени гонцы стали постоянными, и звали их теперь ямщиками.

2-й ученик:

Во многих странах мира ещё раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, телефон, Интернет, голубиная почта потеряла своё значение. Однако ещё недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

3-й ученик:

В наше время существует почтовая связь между странами и городами, сёлами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт ( от немецкого слова Postamt – почтовое место). На почтамт стекаются письма из всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Именно отсюда, рассортировав почту по адресам, отправляют её на поезда, самолёты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам.

4-й ученик:

А я расскажу о марках.

Первые на свете почтовые марки появились в Англии в 1840г., с тех пор они несут свою службу повсюду, выполняя обязанности проездного билета письма. Ведь письмо – это пассажир, хоть и бумажный. А «зайцем» возить пассажиров никто не станет.

У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845г., почти 170 лет назад. Вернее даже не наклеена на конверт, а прямо на нём напечатана.

Прабабушки теперешней марки носили скромные серенькие платьица. Не то что современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины. Знаете ли вы, что выпускались круглые марки? Что есть марки, нарисованные от руки?

Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, учёным, общественным деятелям, героям войны и др.

5-й ученик:

Письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» лётчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полёту специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В. Шаталов: « Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69.» Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге.

– Спасибо всем членам творческой группы за интересные рассказы. Вы получили много интересной информации.

 

III. Игровой блок « Игра в почту».

Исправь ошибки!

На доске красочно оформленный конверт.

– У Льва Давыдычева есть книга « Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова». Главный герой этой повести – Иван Семёнов, второклассник и второгодник. Он не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился он над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал:

«Сталица Москва

Вминестерство насчёт пеньсии ат Ивана Семёнова

с приветом квам заивлениле.

– Можно ли эту запись назвать адресом?

– Сколько ошибок допустил Иван Семёнов?

– Попробуйте их исправить.

– Что вы посоветуете второкласснику?

Вспомним рассказ, с которого мы начали нашу беседу.

(Ученик читает)

«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…»

– Дойдёт ли письмо Ваньки дедушке? Почему?

Как правильно подписать конверт.

– Конверт должен быть достаточно плотным. Но если всё же он сделан из тонкой бумаги, то вложите в него ещё дополнительный листок. На конверте указывается название города, улицы, номер дома ,фамилия и инициалы адресата, индекс пункта назначения.

– Назовите индекс нашего села (357932)

– Что обозначают цифры индекса?

(Первые три цифры обозначают ваш город или область, остальные - ваше почтовое отделение)

Проверь себя. Вставь нужные слова.

На доске – текст, в нём нужно вставить нужные слова.

Письмо складывается текстом …. .

Нельзя смачивать языком … конверта.

Адрес нужно писать … .

Не забывай указать на конверте … .

Игра « Подпиши конверт».

Выбирают почтальона. Он будет собирать конверты. У учащихся на столах лежат конверты.

– Каждый должен написать на конверте свой домашний адрес, получателя

(кого-нибудь из родных) и обратный адрес – адрес нашей школы и ваши данные.Выиграет тот, кто быстро, аккуратно, грамотно надпишет конверт.

Победитель получает в награду марки.

 

IV. Творческая работа « Пишем письма».

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма по повести-сказке Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

– Вспомните, какое письмо получилось у героев повести?

(Текст письма у ребят на столах)

«Мои папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор –тр-тр Митю. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам…

А ещё у нас печка есть тёплая. Я так люблю за ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется…

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая! Просто каракуль.

До свиданья. Ваш сын – дядя Фарик.»

– Почему такое письмо получилось?

– Сколько героев писало его?

Композиция письма.

– Письмо имеет свою композицию, обязательные части: зачин с обращением, основная часть, концовка.

– Найдите эти часть в данном письме.

– Каждое письмо начинается с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой…», «Милый…» и др.

– Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.

– Ребята жалуются на то, что они не знают, о чём писать в письмах. Но материала для писем много: повседневная жизнь, школьные дела, увлечения и занятия, события семейного значения. В письмах можно поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектаклях, рассказать о трудных и нерешённых вопросах, выразить чувства и настроение. Нужно быть искренним и правдивым, и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ крупицей юмора.

– Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго!» и т.д.

– Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом - вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку- примите за улыбку».

– Если вы случайно забыли написать о чём-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum- «после написанного».

3) Проверь себя.

Обращение обычно пишут (где?)…

Почерк должен быть (каким?)…

Писать карандашом (можно, нельзя?)…

Бумага должна быть (какой?)…

Под подписью, с левой стороны, должна быть поставлена (что?)…

4) Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского « Сумка почтальона».

– В рассказе К. Д. Ушинского « Сумка почтальона» письма в сумке почтальона разговаривали между собой о том, что они несут людям.

1 ведущий. Я несу известие бедной, дряхлой старушке, что сын её, о котором она не слыхала уже лет десять, с тех самых пор, как его взяли в рекруты, жив, здоров и скоро будет в отпуск.

2 ведущий. По цвету моей печати вы видите, что я несу грустную новость. Бедный мальчик, который теперь лежит в больнице, прочтёт во мне, что его отец скончался. Я всё облито слезами, но только не радостными слезами.

3 ведущий. Я несу богатому купцу известие, что товары его проданы по высокой цене.

4 ведущий. А я несу другому, что он банкрот.

5 ведущий. А во мне что ни слово, то ложь, даже совестно ехать с таким грузом!

– А письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он случайно вложил в конверт не тот листок.

5) Написание письма.

– Вы подписывали конверты от своего имени. Сейчас наш почтальон выдаст вам эти конверты. Но достанется каждому чужой конверт.

Попробуйте сочинить, что мог написать ваш товарищ своим родным.

Не забудьте про композицию письма и требования к письму.

Ученики пишут письма, затем зачитывают их. Определяют, чьё письмо получилось самым интересным.

 

V. Заключительное слово.

– Как вы считаете, нужно ли в наше время, когда мы привыкли общаться, переписываться с помощью сотовых телефонов, Интернета, знать о работе почты, о правилах написания писем, уметь грамотно написать письмо?

 

VI. Подведение итогов (рефлексия).

– Какие чувства и мысли возникли у вас в ходе урока?

 

Список литературы.

1. А. П. Чехов « Ванька» М. «Детская литература» 1983

2. Л. Давыдычев « Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова». Пермское книжное издательство 1973г.

3. Э. Успенский « Дядя Фёдор, пёс и кот».

4. К. Д. Ушинский « Сумка почтальона» Издательство « Детская литература» 1976г.

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Степновского района Ставропольского края

Дьякова Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №7

Комментарии
Комментариев пока нет.