Обучающие и развивающие игры «Умные липучки»
Обучающие и развивающие игры
"Умные липучки"
Материал разработала:учитель-логопед: Е.И. Квитко
Использование игры «Умные липучки» возможно в непосредственно-образовательной деятельности, подгрупповой и индивидуальной работе.
Цель: Научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова – звуки, слоги их последовательность в слове, правильно отчетливо произносить весь звуковой состав слова.
Задачи:
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте:
- развивать у детей умение вслушиваться в звучание слова, выделять отдельные звуки;
- учить анализировать звуковой ряд
- развивать навыки дифференциации звуков (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)
- соотносить выделенный звук с буквой;
- упражнять в узнавании и назывании букв.
- выкладывание схем из звуковых символов
- составление звукобуквенных рядов по заданию
Игра «Умные липучки»
Данное пособие используется, учителем-логопедом на подгрупповых, индивидуальных, коррекционно-развивающих занятиях и в режимных моментах.
Игра «Умные липучки» представляет собой планшет с закрепленными на нем лент-липучек, на который можно прикреплять раздаточный материал: (картинный материал артикуляционные символы, звуковые символы, буквы, с обратной стороны которых тоже прикреплена липкая лента). Такие планшеты рассчитываются на каждого ребенка в подгруппе детей. Планшет прост, но очень многофункционален в решении задач по развитию фонетико-фонематического слуха. Дети выполняют самостоятельно и с помощью взрослого задания разной сложности от простого к сложному, используя предложенный материал. Игра «Умные липучки» интересна и понятна для дошкольников.
При выполнении предложенных заданий у ребенка развивается «речевое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым, буквенным значением слова, учиться анализировать. По мимо этого под руководством педагога ребенок учиться читать и писать печатными буквами.
Дети знакомятся с артикуляционными символами, определяют соответствующий звук, выкладывают на планшете в соответствии с инструкцией педагога, затем задача усложняется необходимо соотнести звук с буквой. Дети запоминают артикуляцию гласных звуков и прочно усваивают графический образ букв.
На данном этапе задания усложняются: ребенку предлагается картинный материал, ребенок определят звуки, соотносит с графическим образом буквы, самостоятельно определяет количество звуков обозначает на планшете цифрой. Ребенок постепенно подготавливается к усвоению звуко-слогового ряда.
Далее у ребенка постепенно формируются понятия: гласный, согласный звук, твердый-мягкий, ребенок анализирует слоговые ряды, составляет схемы из звуков, дифференцирует их, определяет количество звуков, обозначает цифрой, каждой картинке сам подбирает соответствующий слог.
Когда ребенок усвоил анализ и синтез слоговых рядов переходим к звуковому анализу слов, опираясь на все сохранные анализаторы ребенка. Ребенок определяет количество звуков в слове, количество слогов, обозначает на ленте цифрами. Делает звуковой анализ слова, соотносит с буквами, определяет ударение символом «молоток».
Методические рекомендации
В основу пособия положены дидактические принципы то простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Данный планшет на липучках очень удобен в использовании. Систематическое использование данного планшета помогает усвоению программного материала по формированию у детей фонематического восприятия. Предложенный дидактический материал может быть использован при проведении занятий, родителями при самостоятельных занятиях с детьми по заданию логопеда, воспитателями при проведении занятий по звуковой культуре речи.
Кияйкина Наталья Федоровна