Лэпбук «Лето. Развивающие игры»
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую разработку лэпбука «Развивающие игры для детей»
Название: Лэпбук «Лето. Развивающие игры для детей» .
Автор: учитель-логопед МКДОУ "Детский сад имени В.Т.Иващенко" с.Варны Исаева Э.Г.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук с помощью развивающих игр.
Задачи:
автоматизация и дифференциация звуков в спонтанной речи;
обогащение словарного запаса;
овладение грамматическими нормами речи;
развитие связной речи;
развитие пространственной ориентации (справа, слева, внизу, вверху)
развитие мелкой моторики;
формирование и развитие учебных навыков: познавательного интереса, способности к длительному сосредоточению, работоспособности, памяти, внимания, сообразительности, воображения.
Актуальность:
.
В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников.
Что такое развивающие игры? Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка.
Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.
Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Лэпбук, объединяя развивающие игры по определенной тематике, отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде.
Работая с лэпбуком педагог:
• учитывает индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• имеет возможность использовать разнообразные игровые задания;
• осуществляет интеграцию разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
•использует интересную форму подачи материала;
• имеет возможность объединить подгруппу детей для увлекательного и полезного занятия;
• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий определенной тематики в одной папке);
• возможность пополнять «кармашки».
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
• включенность педагогов в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• индивидуальный темп для каждого ребенка.
Именно поэтому целесообразно использование лэпбука в практике работы педагогов.
Использование лэпбука:
Данную интерактивную папку можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, как для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей. В ходе самостоятельной деятельности детей, в ходе реализации основных видов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по развитию речи по формированию познавательных представлений об окружающем мире.
Описание лэпбука: основа лэпбука выполнена из двух папок-регистраторов для хранения документов. Размер в сложенном виде – 53х32см, в развернутом виде – 120х32см. Снаружи лэпбук обтянут хлопчатобумажной тканью, основная часть элементов выполнена из фетра, также использована тесьма и липучки для съемных элементов. Кармашки, расположенные во внутренней части папки, сделаны из пластиковых конвертов. Картинки распечатаны на бумаге и обклеены скотчем.
Разделы лэпбука:
«Грибы»
Игра «Почему грибы так называются?»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Игра «Съедобный – несъедобный»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.
Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Подберезовик, мухомор, боровик, подосиновик.
Мухомор, поганка, сыроежка, ложный опенок.
Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.)
Игра «Посчитай – один, два, пять»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.
«Ягоды»
Игра «Лото»
Цель: закрепить название ягод, актуализировать словарь, развивать внимание, воспитывать усидчивость.
Игра «Ягодное варенье»
Цель»: развитие словаря относительных прилагательных.
Игра «Собери ягоды в корзинку»
Цель: учить различать садовые и лесные ягоды, ядовитые; развивать словарь, умение правильно употреблять предлоги.
«Расскажи о лете»
Дидактическая игра «Составь рассказ по картине».
Цели: учить детей составлять рассказ по содержанию картины.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе педагога.
Развивать связную речь дошкольника, используя приемы мнемотехники.
«Раскраски»
Дидактическая игра «Раскраски».
Цели: расширять познания об окружающем мире, освоить технику аккуратной штриховки, учиться аккуратности, доводить начатое до конца, развивать мелкую моторику руки.
«Безопасность»
Дидактическая игра «Будь осторожен в природе»
Цель: Закрепить представления детей об опасных ситуациях в природе; учить правилам безопасного поведения; развивать память, речь; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
«Лабиринты»
Дидактическая игра «Лабиринты».
Цели: учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки); развивает мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучает охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".
Расширять и активизировать словарь.
Развивать мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, воображение, способность принимать правильное решения, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим.
«Загадки»
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Цели: Развивать и обогащать речь детей, внимание, воображение, логическое мышление. Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
«Собери картинку».
Дидактическая игра «Собери картинку».
Цель: данная игра тренирует мелкую моторику рук, развивает пространственное и логическое мышление, усидчивость ребенка, воспитывает самостоятельность и стремление к успешности и результативности действий малыша, формирует и закрепляет у него знания об окружающем мире.
.
Внешняя сторона нашей папки используется в играх на развитие внимания, например, «Что изменилось» (съемные детали); активизацию словаря, например, «Отгадай, о чем я говорю»; правильное употребление предлогов в речи; развитие пространственной ориентации («Покажи бабочку слева от радуги») и другие задания.
Использованная литература и источники.
1. Блохина Е., ЛихановаТ. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей/И.С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
5. igry_griby.docx Анфилова Элеонора Валерьевна.
6. kartoteka_igr_po_leksicheskim_temam.docx
7. Картинный материал «Яндекс.Картинки».
Шабанова Алёна
Исаева Эльвира Габдразаковна
Екатерина Проскурнева
Исаева Эльвира Габдразаковна