12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Валентина Ивановна3567
Россия, Амурская обл., Благовещенск
18

Упражнения для подготовки к сжатому изложению по материалам курсов Фоксфорд «Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ». Лектор Шкляева Елена Леонидовна. Часть 2

Комплекс упражнений для подготовки к сжатому изложению:

1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей,  деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить главное, существенное в содержании  (без этого не может быть данного рассказа).

Можно начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов. При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные признаки предмета  (дать общее представление о нем), а когда и второстепенные (конкретизируя данный предмет).

 2. Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

 3. Определение детализирующей, объясняющей части микротекста.

 

1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей,  деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить главное, существенное в содержании  (без этого не может быть данного рассказа).

Можно начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов. При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные признаки предмета  (дать общее представление о нем), а когда и второстепенные (конкретизируя данный предмет).

 

Сухой дождь.

    На нашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Это неудивительно, потому что и дождь тоже…сухой.

    Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздух необычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает, то дождевые капли испаряются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухой дождь.

Сухой дождь.

На нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … . Это неудивительно, потому что и дождь тоже … .

  Чаще всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь … здесь …, а если это и бывает, то

дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть … .

 

2. Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль абзаца.

  Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

    Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

  Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

 

Выделение основных мыслей.

  Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание  борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

  Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

  Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

 

3. Определение детализирующей, объясняющей части микротекста.

Дятел.

    Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и не сброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

    Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

    Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

  Главное

    Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и не сброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

    Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

     Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Подробности

     Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

    Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

     Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.