12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кряжева Екатерина Михайловна385
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
5

Урок на тему «Подготовка к сжатому изложению по тексту В.А. Сухомлинского «Святой хлеб»

Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №468 г. Санкт-Петербург

Кряжева Екатерина Михайловна


 

Класс: 7

Конспект урока русского языка.

Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту В.А. Сухомлинского»

 

Цели:

Образовательные:

совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;

- учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;

- учить сжимать текст разными способами;

- учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает

содержание и не нарушает логики исходного текста.

- определять главную информацию в тексте, обобщать её;

Воспитательные:

- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения

обучающихся на уроке;

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков

самоконтроля.

Развивающие:

- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,

сравнения, делать необходимые выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои

мысли;

Оборудование:

- мультимедийная презентация

- карточки с текстом

 

Ход урока:

Структурные компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

 

 

 

 

 

 

II. Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Слово учителя об авторе текста

 

 

 

 

 

IV. Установка на слушание

 

 

 

 

V. Чтение текста учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Беседа по содержанию текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Работа с текстом с целью выделения главной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Составление плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Предупреждение ошибок:

орфографических;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пунктуационных;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       речевых;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Самостоятельная работа учащихся с текстом (3 мин.).

 

 

 

 

XI. Чтение текста учителем

 

 

 

Слово учителя

 

 

Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста.

Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите сегодняшнее число и тему нашего урока

 

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и сформулируйте его цель.

Да, сегодня на уроке мы будем писать изложение.

Давайте вспомним, что такое изложение?

 

С каким видом изложения вы уже знакомы?

 

 

Сегодня мы познакомимся с новым для вас видом - сжатым изложением. Попробуйте определить лексическое значение слова «сжатое» путем подбора синонимов.

Как вы думаете, в чем заключается цель сжатого изложения?

Правильно

Сегодня мы будем работать по тексту известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского .

Посмотрите, какое мудрое и доброе лицо у этого человека. Таким он и был, Учитель, Директор, Ученый.

А сейчас я прочитаю вам текст. Вы должны внимательно слушать, а затем определить его тему и идею.

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

 

Понравился ли вам рассказ?

 

Значение каких слов вам были непонятны?

 

Какова тема текста?

 

Сформулируйте идею текста.

 

Все правильно, молодцы!

Сейчас я вам раздам памятки, где написаны способы сжатия текста, познакомьтесь с ними 

 

Теперь приступим к сокращению текста.

Главную информацию вы можете подчеркивать в своих текстах.

 

Теперь прочитайте первый абзац.

Насколько важна информация этого абзаца? Что нужно подчеркнуть? Смотрим на первое предложение.

Подчеркиваем.

Что важно в остальной части абзаца? Подчеркиваем.

Ребята, мы сократили первый абзац, но информация о том, что В.А. Сухомлинский – директор школы, является важной. Добавим её в первое предложение.

Подумайте, какой прием сжатия мы использовали? Внимательно посмотрите в памятку!

 

 

Теперь читаем второй абзац.

Какую информацию в первом предложении можно удалить? Какие слова можно убрать?

Прочитайте сжатый вариант первого предложения. Подчёркиваем.

А во втором предложении? Прочитайте сокращённый вариант второго предложения. Подчеркиваем.

Важно ли нам третье предложение?

Что нам важно в четвертом предложении?

Как можно заменить прямую речь?

Запишите ниже.

Какие приёмы сжатия мы использовали?

 

Правильно!

 

Читаем третий абзац.

Посмотрите на первое предложение, как его можно сократить?

Добавьте к себе в текст.

Попробуйте сократить остальную часть абзаца. Передайте информацию одним предложением.

Подчеркните и добавьте нужные слова.

Посмотрите в памятку и скажите, какие приемы сжатия мы использовали?

 

Правильно!

 

Читаем четвертый абзац.

Посмотрите на первое предложение и скажите, какова его грамматическая особенность?

Да, поэтому давайте его упростим и заменим прямую речь косвенной. Начнем наше предложение так: Дедушка сказал внукам, что… Продолжите.

Подчеркните и добавьте нужные слова.

Теперь попробуйте кратко передать информацию остальной части абзаца.

 

Подчеркните нужную информацию и подпишите необходимые слова.

Какие приемы сжатия мы использовали?

 

Все верно!

 

 

Читаем пятый абзац.

Важно ли нам первое предложение?

Подчеркиваем.

Выделите главную информацию во втором предложении.

 

Подчёркиваем.

Выделите главную информацию в 3-4 предложениях.

 

 

Подчеркните необходимую информацию и добавьте нужные слова.

Какие приемы сжатия мы использовали? Посмотрите в памятку!

Верно!

 

А сейчас давайте составим план текста устно, а он будет отображен на слайде 

На сколько частей можно разделить текст?

Значит, сколько пунктов будет в нашем плане?

Посмотрите на первый абзац, как его можно озаглавить, глядя на то, что мы подчеркнули?

(Появляется на слайде).

Как озаглавим вторую часть текста?

(Появляется на слайде).

Посмотрите на третий абзац, как озаглавим его?

(Появляется на слайде).

Как озаглавим четвертый абзац?

(Появляется на слайде).

И как назовем пятый пункт плана?

(Появляется общий план на слайде).

Посмотрите, что у нас получилось.

 

Посмотрите на слова:

ст…рожил

д…ректор

нак…нуне.

Запишите эти слова в тетради, вставляя пропущенные буквы.

Какие буквы нужно вставить и почему?

 

 

Прочитайте схемы предложений. Объясните постановку знаков препинания в них. Выполняем устно.

[ ], (что ).

 

 

[ ], и [ ].

 

 

 

[ О и О].

 

 

 

 

Скажите, как можно заменить слово «Василий Александрович Сухомлинский», чтобы избежать повтора?

Запишите в тетради.

 

А слово «Иван Степанович»?

Запишите.

И как заменим слово «ребята»? Запишите.

 

А теперь читайте текст самостоятельно, про себя в течение трех минут, стараясь запомнить важную информацию.

 

Теперь я вам читаю текст последний раз, послушайте еще раз и запомните.

(Собираю тексты).

Вот и все, мы с вами прочитали текст, разобрали его и составили план. Надеюсь, на следующем уроке вы напишите хорошие тексты сжатого изложения. Спасибо за урок!

Учащиеся приветствуют учителя, садятся.

Открывают тетради и записывают число и тему урока.

 

 

 

 

Научиться писать сжатое изложение.

 

Изложение – это письменный или устный пересказ прочитанного или прослушанного текста.

Мы знакомы с подробным, выборочным и изложением, близким к тексту.

 

Маленькое, небольшое.

 

 

 

Передать из текста самое главное, основное.

 

 

Слушание.

 

 

 

 

 

 

Смотрят на портрет В.А. Сухомлинского.

 

 

 

Слушание.

 

 

 

 

 

Слушание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да!

 

Старожил - старый житель какой- либо местности. Видавший виды - старый, черствый. Пастбище- место, где пасется скот.

Разговор о хлебе.

 

К хлебу нужно бережно относиться, он «святой».

 

 

Ученики читают текст

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик читает 1-ый абзац.

Первое предложение надо оставить.

 

 

 

 

 

Предстоял серьезный разговор.

 

 

 

Мы использовали прием исключения (исключение одного или нескольких предложений).

 

 

Ученик читает второй абзац.

Слово «белый».

Видавший виды.

 

 

 

 

 

 

 

Нет, его подчеркивать не будем.

Это Святой хлеб.

Иван Степанович сказал, что это Святой хлеб.

Исключение

(отдельных слов и одного предложения), а также упрощение (замена прямой речи косвенной).

 

 

Ученик читает третий абзац.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха о хлебе.

Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и увидел, как внуки бросают черствый хлеб на дерево, сбивают им спелые груши.

 

 

Исключение предложений и упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

 

 

Ученик читает четвертый абзац.

 

Предложение с прямой речью.

 

 

, что нельзя бросать хлеб, его надо целовать.

 

Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, а дед поймал их и надрал им уши. От боли внуки пустили слезу, а дед переживал, что эти дети не вырастут настоящими людьми.

 

Исключение (отдельных слов и предложения) и упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

 

 

Ученик читает пятый абзац.

Да.

 

Директор школы положил сухарь в шкаф на видное место.

 

 

Смотрит В.А. на хлеб и вспоминает упрёк старожила: «Это святой хлеб».

 

 

 

Исключение (уточняющих и поясняющих конструкций) и упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

 

 

На пять частей.

 

Пять пунктов.

 

 

 

Предстоял серьезный разговор.

 

Святой хлеб.

 

 

Рассказ старого пастуха об отношении внуков к хлебу.

 

Переживания деда о внуках.

 

Сухарь как напоминание о разговоре с мудрым стариком.

 

 

 

 

Отвечает ученик:

Старожил (старый)- (проверяемая безударная гласная в корне слова).

Директор (непроверяемая безударная гласная в корне слова).

Накануне (непровер. безуд. гласная в корне слова).

Записывают в тетради.

 

 

 

 

СПП, между частями сложного предложения ставится запятая.

 

ССП, между частями сложного предложения (перед союзом И) ставится запятая.

 

Простое предложение, осложнено однородными членами предложения, которые соединены союзом И. перед союзом И запятая не нужна.

 

 

Василий Александрович - директор, он.

 

 

 

Иван Степанович - старожил, старик, он.

 

Ребята - дети, внуки, они.

 

 

Учащиеся читают текст про себя, запоминают важную информацию.

 

 

Слушание.

 

 

 

 

 

Слушание.

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Селиванова Галина Геннадьевна, 15.12.19 в 17:14 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Екатерина Михайловна! Пошагово все доступно. дети поймут логику и выполнят задание.
Галина Меркулова, 24.12.19 в 18:52 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Екатерина Михайловна.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 17.01.20 в 07:57 0Ответить Пожаловаться
Екатерина Михайловна, хороший урок, но хотелось бы познакомиться с презентацией и памяткой для учащихся, на которые Вы ссылаетесь в ходе работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.