12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Упражнения на основе теста по теме «Слитные, раздельные и дефисные написания»

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.


Цель

Отработать навык грамотного написания и объяснения орфограммы «Слитные, раздельные дефисные написания», «Не с разными частями речи», повторить правописание приставок.

Основные лингвистические понятия

Тема текста, основная мысль, тип и стиль текста, тропы.

Развитие речи

Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи, роль в тексте различных частей речи, тропы, анализ цветовой гаммы картины, составление письменного высказывания художественного стиля.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1.М.А.Шолохов «Свеча».». https://skazki.rustih.ru/konstantin-simonov-svecha/

2.Г.Нисский «На защиту Москвы». https://dzen.ru/a/YI5ja0-t43iLKWBv​​​​​​​


1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста?

(1) История, которую я хочу ра..сказать, произошла 19 октября сорок четвертого года.

(2)К этому времени Белград был уже взят, в руках у немцев оставался только (железно)дорожный мост через реку Саву и маленький клочок земли перед ним на этом (много)страдальном берегу.

(3) На ра..свете пять красн..армейцев решили (не)заметно пробра(т,ть)ся к мосту. (4) Путь их лежал через маленький (полу)круглый скверик, в котором стояло (не)сколько (з,с)горевших танков и брон..машин, наших и немецких, и (не)было ни одного целого дерева, торчали только ра..щепленные (темно)к..ричневые стволы, словно обломанные чьей(то) грубой рукой на высоте ч..ловеческого роста.

(5) Посреди сквера красн..армейцев застиг (полу)часовой ми(н,нн)ый налет с того берега. (6) (Пол)часа они прол..жали под огнем, а когда (не)множко затихло, двое (легко)раненых уп..лзли назад, таща на себе двух (тяжело)раненых. (7) Пятый — мертвый — остался л..жать в (по)осеннему грустном сквере.

(8) Я (ни)чего (не)знаю о нем, кроме того, что по ротным спискам его фамилия была Чекулев и что он погиб девятнадцатого числа ранним утром в Белграде, на берегу реки Савы.

(9) Должно быть, немцы были встр.. вожены яростной попыткой красн..армейцев (не)заметно пробра(т,ть)ся к мосту, потому что весь день после этого они с маленькими перерывами стреляли из мин..метов по голому скверу и по пр..легавшей к нему пустой улице.


2. Выпишите все слова со скобками, распределив их на два столбика в зависимости от вида орфограммы. Дополните каждый столбик своими примерами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите другие слова с пропущенными орфограммами, объясните графически и устно их написание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Употребите все глаголы предложений 1 и 3 с частицей НЕ, запишите в составе словосочетаний.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Употребите прилагательные, если это возможно, предложений 4 и 5 с частицей НЕ и с приставкой НЕ. Запишите в составе словосочетаний. Устно объясните слитное и раздельное написание НЕ. Почему с некоторыми прилагательными НЕ можно написать только раздельно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Образуйте краткую форму, если это возможно, от прилагательных из предложений 8 и 9. Запишите их с НЕ слитно или раздельно в составе словосочетаний. Почему не от всех прилагательных можно образовать краткую форму?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Подберите синонимы к словам произошла (предложение 1), клочок (предложение 2), яростной (предложение 9).

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Определите лексическое значение выделенных в тексте слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте и выпишите примеры образного употребления слов. Определите вид тропов, укажите в скобках. Например: глаза, как небо, голубые (сравнение).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Сочинение-миниатюра. Проанализируйте цветовую гамму картины Г.Нисского «На защиту», используя клише. Употребляйте сложные прилагательные с дефисным и слитным написанием.

t1688408598aa.jpg

Художник в своей картине использовал _____________________________________ (какие?) цвета, потому что _________________________. Преобладают _________________________ (какие?) тона. Они создают _______________________________ (какое?) настроение.

В картине чувствуется_____________________ (что? почему?)

В картине используется (или нет) цветовой контраст_________________________________________________ (каких цветов или оттенков?). Он несет серьезную смысловую нагрузку: _________________________________________________________ (какую смысловую нагрузку он несёт? Используя такую цветовую гамму, художник добивается_____________________________________ (чего?).


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Медведева Татьяна Петровна, 03.07.23 в 23:42 2Ответить Пожаловаться
Карточка не только служит для отработки навыков грамотного написания и объяснения орфограммы «Слитные, раздельные дефисные написания», «Не с разными частями речи», но и имеет большое воспитательной значение.
Фокина Лидия Петровна, 04.07.23 в 05:58 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.