12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Фельк Татьяна Александровна30
1

Урок на тему «Слитное и дефисное написание сложных имен существительных»

Тема: Слитное и дефисное написание сложных имен существительных

Тип урока : интегрированный

 

Цели: 1.формировать представление об условиях выбора слитного и раздельного

              написания сложных имен существительных;

           2. уметь определять написание слов в соответствии с этими условиями;

               уметь определять способы словообразования на основе логических действий:

               анализ, сравнение, уметь делать вывод; развивать речь;

            3.повторить правила орфографии, пунктуации;

            4.воспитывать эстетический вкус, расширять кругозор путем знакомства с

               произведениями живописи.

 

Ход урока.

I.                   Оргмомент.  Сообщение плана урока, темы.  Комментирование темы, формулировка учениками цели урока.

II.                Повторение материала предыдущих уроков.

1. Фронтальная беседа

 

     А. Назовите способы словообразования.

     Б. Что нужно сделать для правильного определения способа словообразования?

     В. С каким способом словообразования была связана тема предыдущего урока?

     Г. Расскажите о сложении как способе словообразования.

 

2. Распределительный диктант.

Цель: потренироваться в определении способов  словообразования, вывести на проблему.

Задание: распределить слова в два столбика по способу словообразования (1. сложение, 2 остальные способы)

рубашка                            водолаз

подосиновик                    спортинвентарь

цветочек                           НТВ

поплавок                          юго-запад

проход                              шапка-невидимка

сушь                                  кресло-качалка

 

При проверке возникает затруднение в объяснении написания слов юго-запад, шапка-невидимка, кресло-качалка.

Учитель. Если возникает затруднение в написании, где нужно искать ответ? ( В учебнике)

Вспомним тему урока. Что будем искать в учебнике?

3.Самостоятельное чтение теоретического материала на с.138 учебника.

Учитель. Что вы узнали о написании сложных слов?

 Объясните написание сложных слов из распределительного диктанта.  

  III     Закрепление.

  Учитель. Потренируемся в использовании нового правила на практике.

         1. Упражнение № 308 Работа по группам.

  Задание:

          1 группа (более сильные ученики) придумать предложения с тремя  словами из

          упражнения и определить их синтаксическую роль;

          2 группа – написать сложные слова, раскрыв скобки.

             Проверка: проверяют все ученики по тетради или по учебнику.

  Учитель. В диктанте мы встретились со словом шапка-невидимка. А где мы часто  

             сталкиваемся с подобными словами? ( В сказках). Что они обычно обозначают?       

             Посмотрим, как внимательно вы читали сказки и много ли таких слов помните.

         2.   Игра «Аукцион» по рядам.

              Задание: назвать сложные слова из сказок.

              Итог. Как нужно писать эти сказочные слова? (Через дефис)      

    3. Работа с проектором

   Учитель. Вижу, что вы любите сказки. Был еще один человек, который очень любил

              русские народные сказки. С его творчеством вы знакомы. Кто этот человек?

              На экране портрет В.Васнецова.

              Ученики называют фамилию художника.

              Ученик класса делает небольшое сообщение о В.Васнецове.

    Учитель. Попробуйте по картинам определить названия картин.

    Проектор. Иллюстрации  к сказкам: «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет»,

               Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Царевна-несмеяна», «Снегурочка».

     Учитель.Как пишутся названия картин? ( В ковычках, с заглавной буквы, через дефис)

               Почему среди этих сказок несть сказка «Снегурочка»? Ученики музыкальных школ

               должны догадаться. Подсказка: есть опера «Снегурочка». Кто ее написал?

             (Римский -  Корсаков) Как напишем фамилию композитора? (Через дефис)

     Задание: придумать предложение, в которое вошли бы названия всех картин. ( В нашем

                 городе состоялась выставка, на которой были представлены картины Васнецова:

               «Иван- царевич и серый волк», «Ковер-самолет», Царевна-лягушка», 

               «Баба-   Яга»,  «Царевна-  несмеяна»). Объяснить постановку знаков препинания.

5. Учитель. Младший брат В.Васнецова  Апполинарий тоже был известным художником. 

                 Он очень любил Москву и написал много городских пейзажей.

                 На проекторе пейзажи А.Васнецова.

    Учитель. Как называют художника, который пишет пейзажи? (Художник-пейзажист)

                 Как пишется это слово?

                 На проекторе  портреты Серова.. (Художник-портретист)

                 Картины Айвазовского (Художник-маринист)

                 Картины с изображениями животных .Затруднение.

                 Учитель. Как по-английски «животное» (animal) (Художник-анималист)

                 Задание: Придумать предложение, используя эти сложные слова.

IV     Итоги урока.

          Учитель. Что нового узнали на уроке? Какие сложные слова пишутся через дефис?

          Вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале урока. Достигли мы цели?

V              Домашнее задание.(записано на доске) Правило на с.138 учебника, упр. 310.

VI             Оценки за урок с комментариями.

 

           
Презентация к интегрированному уроку
PPT / 4.22 Мб

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.