12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское


ОГЭ. Задание 3. Пунктуационный анализ.
Тире
1. Тире в неполном предложении.
 В предложении нет сказуемого: Богу — Богово, кесарю — кесарево. По всему небу — облака.
 В неполных предложениях, являющихся частью сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из предыдущей части фразы: Платья были шиты хозяйкой из найденной ткани: одни — из полотна, другие — из ситца.
Упражнение 1. Поставьте, где нужно, тире.
1. Две комнаты занимали молодые, в одной жили Емельян и Силон, в четвёртой Михей Зотыч.
2. Сад у тётки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом крышей.
3. Железо калит огонь, человека беда.
4. Да и что мудрёного: рассказчику только пошёл пятый год, а слушательнице третий.
5. Я сжимаю дяди Ванину двустволку, Кеша дробовик.
6. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, с другой скривившаяся мельница.
7. Вся женская родня прочила его в военную службу, мужская в гражданскую.
8. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном.
9. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями.
10. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек.
Ответы
1. Две комнаты занимали молодые, в одной жили Емельяни Силон, в четвертой — Михей Зотыч.
2. Сад у тётки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей.
3. Железо калит огонь, человека — беда.
4. Да и что мудрёного: рассказчику только пошёл пятый год, а слушательнице — третий.
5. Я сжимаю дяди Ванину двустволку, Кеша — дробовик.
6. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, с другой — скривившаяся мельница.
7. Вся женская родня прочила его в военную службу, мужская — в гражданскую.
8. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один — со скрипкой, другой —с бубном.
9. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями.
10. На дворе у него стояли верстаки: большой — себе, а поменьше верстак — для ребятишек.
2
2. Тире между подлежащим и сказуемым.
Ставится:
1) Подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа, а связка отсутствует (часто перед словами это, вот, это значит)
Поэзия — страна мечты и подвига.
Поэзия — это страна мечты и подвига.
2) Оба главных члена выражены числительными в именительном падеже или один из них — числительное, а другой — существительное в именительном падеже
Пять плюс пять — десять.
Семь — счастливое число.
3) Оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитив, а другой — существительное в именительном падеже
Жить — Родине служить.
Служить родине — долг каждого.
Не ставится:
1) Если подлежащее выражено личным местоимением.
Мы дружная команда.
2) Если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, стоят:
 частица НЕ и другие частицы (Старость не радость. Этот ручей лишь начало реки);
 союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО (Закат словно зарево пожара);
 вводные слова (Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет);
 обстоятельства и дополнения (Москва теперь порт пяти морей);
 слово «есть» (Жизнь есть главная наша ценность).
3
Упражнение 2. Поставьте, где нужно, тире.
1. Самые ранние, а может, и первые впечатления детства неохватный разрыв весенних или летних полей.
2. Владеть ценнейшей коллекцией быть в ответе перед историей.
3. Никифор мужик ещё молодой, но сумрачный.
4. Встречи наша единственная радость.
5. Орион четыре ярких звезды и поясок из трёх поменьше.
6. О решённом говорить только путать.
7. Наша задача помочь беженцам.
8. Шестью шесть тридцать шесть.
9. Восемнадцать лет прекрасный возраст!
10. Встревожить его значило испугаться.
11. Услуга в дружбе вещь святая.
12. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
13. Высота этой горы триста метров.
14. Задача психолога диагностировать наиболее важные умения общаться.
15. Возить воду с пруда, топить печи, варить «хлебово», месить резку белому мерину и курить по вечерам с барином махорку невелик труд.
16. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей.
17. Он хранитель университетских преданий.
18. Хлеба и травы в нынешнем году чудесные.
19. Наташа не дочка мне.
20. Математика, как известно, наука очень трудная.
21. Море что бархат.
22. Я слуга царя, царя грозного.
23. Он человек ленивый и неуживчивый, но тут ужился.
24. Два дня не два века.
25. Кошки, пожалуй, мои самые любимые животные.
4
Ответы
1. Самые ранние, а может, и первые впечатления детства — неохватный разрыв весенних или летних полей.
2. Владеть ценнейшей коллекцией — быть в ответе перед историей.
3. Никифор — мужик ещё молодой, но сумрачный.
4. Встречи — наша единственная радость.
5. Орион — четыре ярких звезды и поясок из трёх поменьше.
6. О решённом говорить —только путать.
7. Наша задача — помочь беженцам.
8. Шестью шесть — тридцать шесть.
9. Восемнадцать лет— прекрасный возраст!
10. Встревожить его — значило испугаться.
11. Услуга в дружбе — вещь святая.
12. Полог — единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
13. Высота этой горы — триста метров.
14. Задача психолога — диагностировать наиболее важные умения общаться.
15. Возить воду с пруда, топить печи, варить «хлебово», месить резку белому мерину и курить по вечерам с барином махорку — невелик труд.
16. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей.
17. Он хранитель университетских преданий.
18. Хлеба и травы в нынешнем году чудесные.
19. Наташа не дочка мне.
20. Математика, как известно, наука очень трудная.
21. Море что бархат.
22. Я слуга царя, царя грозного.
23. Он человек ленивый и неуживчивый, но тут ужился.
24. Два дня не два века.
25. Кошки, пожалуй, мои самые любимые животные.
5
3. Тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.
1) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:
Ученики, учителя, родители — все собрались на торжественную линейку.
2) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после однородных членов ставится тире:
Все: ученики, учителя, родители — собрались на торжественную линейку.
3) Если перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, находится вводное слово «словом», то знаки препинания ставятся так:[однородные члены — словом, обобщающее слово].
Деревья, травы, цветы — словом, всё радовалось приходу весны.
Упражнение 3. Поставьте, где нужно, тире.
1. Говор людей, тарахтенье движка, гудки, беготня собак, их непонятная ярость в темноте, тихие голоса женщин и хоровое, органное гудение тракторов всё было слитно.
2. Ружьё, собака, лошадь всё было предметом мены.
3. Всё это: море, свободная стихия, маяки, запасы, поверки знаков развлекло и заняло меня.
4. И по меже, и во рву под межою всюду пестрели цветы.
5. Всё это: звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво, казалось началом чудной сказки.
6. Постоянное обращение к словарям, справочникам, наблюдение за живой речью людей всё это способствует развитию и обострению «языкового чутья».
7. Среди птиц, насекомых, в сухой траве, в воздухе словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Ответы
1. Говор людей, тарахтенье движка, гудки, беготня собак, их непонятная ярость в темноте, тихие голоса женщин и хоровое, органное гудение тракторов — всё было слитно.
2. Ружьё, собака, лошадь — всё было предметом мены.
3. Всё это: море, свободная стихия, маяки, запасы, поверки знаков — развлекло и заняло меня.
4. И по меже, и во рву под межою — всюду пестрели цветы.
5. Всё это: звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво, казалось началом чудной сказки.
6. Постоянное обращение к словарям, справочникам, наблюдение за живой речью людей — всё это способствует развитию и обострению «языкового чутья».
7. Среди птиц, насекомых, в сухой траве, в воздухе — словом, всюду чувствовалось приближение осени.

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.