Классный час «Упустишь огонь — не потушишь» (6 класс)
Фирсова Валентина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова"
Г. Черногорск р. Хакасия
Упустишь огонь – не потушишь.
( Лесные пожары)
Классный час
Цель: проведение профилактической противопожарной безопасности среди несовершеннолетних.
Задачи:
познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра, прививать навыки осторожного обращения с огнем;
воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.
Оформление:
плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;
индивидуальные памятки;
иллюстрации;
презентации, подготовленные детьми.
Ход мероприятия.
Вступление. Введение в тему.
-Ребята, сейчас вам будут предложены пословицы, ваша задача определить, какого слова не хватает.
-Правда… не горит и в воде не тонет. (в огне)
- Искру туши до…, беду отводи до удара. (пожара)
- Дыма без …не бывает. (огня)
- Упустишь…– не потушишь. (огонь)
- Легко чужими руками …загребать. (жар)
- Из искры возгорится …(пламя.)
- Москва от копеечной свечи …(сгорела)
- Спичка – невеличка, …– великан. (огонь)
2. Определение темы занятия
-Какова же тема нашего мероприятия? Кто уже догадался?
-Конечно, тема нашего мероприятия огонь и все, что с ним связано.
Ученик: Много красных языков
Лижут крыши у домов.
Надо их остановить
И водицею полить
А иначе быть беде –
Языки будут везде.
По деревьям, по кустам.
Всё съедят и тут и там. (Пожар)
- А что влечет за собой огонек, или даже маленький огонек, как в пословице «копеечная свеча»? Конечно, пожары.
- Сегодня мы с вами будем говорить не просто о пожарах, а лесных пожарах. Почему?
(Потому что нас окружают леса, и каждый год мы являемся свидетелями лесных пожаров)
3.Выступление ученика с презентацией.
Лесные пожары - это неконтролируемое горение растительности по лесной территории. Лесные пожары ежегодно возникают в лесах России, а так же в других странах мира на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия. Наибольшие количества лесных пожаров отмечаются в Сибири, на Дальнем Востоке. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы пожары успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удаленных от кромки леса.
1. Низовые;
2.Подземные (торфяные);
3.Верховые;
Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.
Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.
Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.
4. Групповое задание.( 5мин)
-Ваша задача выявить причины лесных пожаров и отобразить, красочно оформить на листах, предложенных каждой группе.
5. Защита плакатов
Причины:
• удар молнии;
• горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
• зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
• брошенная горящая спичка;
• непогашенный окурок;
• тлеющий после выстрела пыж;
• брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
• заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
• использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
• курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;
• непотушенный костёр;
• разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
• оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д
6. Проблемный вопрос.
Как защитить хакасские леса и их обитателей от пожаров?
Выступление подготовленного ученика
- Особенность территории лесного фонда Хакасии заключается в ее неоднородности. С одной стороны – хорошо освоенная лесостепная и подтаежная части лесного фонда с развитой сетью лесных дорог и других линейных коммуникаций, с другой стороны - недоступная горно-таежная отдаленная часть территории. В восточной части региона природные пожары возможны уже в начале весны. В избыточно увлажненных темнохвойных лесах пожарная опасность наступает позже – в конце весны. Учитывая то, что в Хакасии этой зимой выпало непривычно мало снега, первые пожары можно ожидать уже совсем скоро.
На помощь хакасским лесникам в борьбе с лесными пожарами придёт видеоаппаратура: шесть камер установят в лесах Бейского, Усть-Абаканского, Ширинского и Орджоникидзевского районов. Республика Хакасия вошла в число семи российских субъектов, где будет создан пилотный проект Федеральной системы видеомониторинга. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Главного управления МЧС России по Хакасии со ссылкой на республиканский государственный комитет по лесу, видеокамеры помогут в охране лесов от незаконных рубок, а также при своевременном обнаружении пожаров.
И наиболее вероятно, что виновны в них будут местные жители, которые отправятся на отдых в лес. Чтобы предотвратить такое развитие ситуации, с населением региона будет проводиться профилактическая работа.
7. Поэтическая страничка
Ученик: Шефнер В.С. Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину!..
Не такова ли совесть?
Временами
Мне снится сон средь тишины ночной,
Что где-то мной костер забыт, а пламя
Уже гудит, уже идет за мной...
1940
7. Групповое задание. Составить памятку: "Правила при разведении костра"
- Обязательно ли разводить костер в лесу? А если все же нужно развести костер, чтобы согреется или приготовить пищу, то какие правила нужно соблюдать?
• Не разводить без необходимости.
• На месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить его в сторону.
• Не разводить огромный костер, по мере необходимости.
• Следить за ветром и не разжигать вблизи деревьев.
• Перед тем как уйти, надо затоптать, разбросать головешки по сторонам, прикрыть дерном или землей.
• И только после того, как убедишься, что ничего не горит, можешь покинуть это место.
Основное правило для детей: Не разжигай костер в лесу без взрослых!
8. Заключение. Загадка:
«Без хвоста, без рук, без ног этот рыженький зверек.
Согревает, кормит, светит, взрослым людям - первый друг!
Если с ним играют дети, тут же вырвется из рук:
Расщепится, растрещится - уничтожит все вокруг».
Ученик: Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.
9. Рефлексия Ребята, а теперь прокомментируйте, что
- заставило задуматься…
- навело меня на размышления…
- узнал новое…
- считаю нужным запомнить…
Обратите внимание на стикеры, если вам понравилось занятие, вы для себя почерпнули что-то новое, полезное, прикрепите зеленый стикер-ёлочку, если же вам не очень понравилось, то прикрепите синюю ёлочку. До новых встреч.
Используемые источники.
Шефнер В.С. Лесной пожар. Сборник стихотворений.