Классный час «Упустишь огонь — не потушишь» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 10 December 2016 в группе

Фирсова Валентина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова"

Г. Черногорск р. Хакасия

Упустишь огонь – не потушишь.

( Лесные пожары)

Классный час

Цель: проведение профилактической противопожарной безопасности среди несовершеннолетних.

Задачи:

познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра, прививать навыки осторожного обращения с огнем;

воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Оформление: 

плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

индивидуальные памятки;

иллюстрации;

презентации, подготовленные детьми.

Ход мероприятия.

Вступление. Введение в тему.

-Ребята, сейчас вам будут предложены пословицы, ваша задача определить, какого слова не хватает.

-Правда… не горит и в воде не тонет. (в огне)

- Искру туши до…, беду отводи до удара. (пожара)

- Дыма без …не бывает. (огня)

- Упустишь…– не потушишь. (огонь)

- Легко чужими руками …загребать. (жар)

- Из искры возгорится …(пламя.)

- Москва от копеечной свечи …(сгорела)

- Спичка – невеличка, …– великан. (огонь)

2. Определение темы занятия

-Какова же тема нашего мероприятия? Кто уже догадался?

-Конечно, тема нашего мероприятия огонь и все, что с ним связано.

Ученик: Много красных языков
Лижут крыши у домов.
Надо их остановить
И водицею полить
А иначе быть беде –
Языки будут везде.
По деревьям, по кустам.
 
Всё съедят и тут и там. (Пожар) 

- А что влечет за собой огонек, или даже маленький огонек, как в пословице «копеечная свеча»? Конечно, пожары.

- Сегодня мы с вами будем говорить не просто о пожарах, а лесных пожарах. Почему?

(Потому что нас окружают леса, и каждый год мы являемся свидетелями лесных пожаров)

3.Выступление ученика с презентацией.

Лесные пожары - это неконтролируемое горение растительности по лесной территории. Лесные пожары ежегодно возникают в лесах России, а так же в других странах мира на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия. Наибольшие количества лесных пожаров отмечаются в Сибири, на Дальнем Востоке. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы пожары успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удаленных от кромки леса.

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

4. Групповое задание.( 5мин)

-Ваша задача выявить причины лесных пожаров и отобразить, красочно оформить на листах, предложенных каждой группе.

5. Защита плакатов

Причины:

удар молнии;

горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;

зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;

брошенная горящая спичка;

непогашенный окурок;

тлеющий после выстрела пыж;

брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;

заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;

курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;

непотушенный костёр;

разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д

6. Проблемный вопрос.

Как защитить хакасские леса и их обитателей от пожаров?

Выступление подготовленного ученика

- Особенность территории лесного фонда Хакасии заключается в ее неоднородности. С одной стороны – хорошо освоенная лесостепная и подтаежная части лесного фонда с развитой сетью лесных дорог и других линейных коммуникаций, с другой стороны - недоступная горно-таежная отдаленная часть территории. В восточной части региона природные пожары возможны уже в начале весны. В избыточно увлажненных темнохвойных лесах пожарная опасность наступает позже – в конце весны. Учитывая то, что в Хакасии этой зимой выпало непривычно мало снега, первые пожары можно ожидать уже совсем скоро.

На помощь хакасским лесникам в борьбе с лесными пожарами придёт видеоаппаратура: шесть камер установят в лесах Бейского, Усть-Абаканского, Ширинского и Орджоникидзевского районов. Республика Хакасия вошла в число семи российских субъектов, где будет создан пилотный проект Федеральной системы видеомониторинга. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Главного управления МЧС России по Хакасии со ссылкой на республиканский государственный комитет по лесу, видеокамеры помогут в охране лесов от незаконных рубок, а также при своевременном обнаружении пожаров.

И наиболее вероятно, что виновны в них будут местные жители, которые отправятся на отдых в лес. Чтобы предотвратить такое развитие ситуации, с населением региона будет проводиться профилактическая работа.

7. Поэтическая страничка

Ученик: Шефнер В.С. Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть?

Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной...

1940

7. Групповое задание. Составить памятку: "Правила при разведении костра"

- Обязательно ли разводить костер в лесу? А если все же нужно развести костер, чтобы согреется или приготовить пищу, то какие правила нужно соблюдать?

Не разводить без необходимости.

На месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить его в сторону.

Не разводить огромный костер, по мере необходимости.

Следить за ветром и не разжигать вблизи деревьев.

Перед тем как уйти, надо затоптать, разбросать головешки по сторонам, прикрыть дерном или землей.

И только после того, как убедишься, что ничего не горит, можешь покинуть это место.

Основное правило для детей: Не разжигай костер в лесу без взрослых!

8. Заключение. Загадка:

«Без хвоста, без рук, без ног этот рыженький зверек.

Согревает, кормит, светит, взрослым людям - первый друг!

Если с ним играют дети, тут же вырвется из рук:

Расщепится, растрещится - уничтожит все вокруг».

Ученик: Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители Земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

Чтобы с пожаром бороться умело,

Знать каждому нужно пожарное дело!

Пожарные навыки всем пригодятся,

Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.

9. Рефлексия Ребята, а теперь прокомментируйте, что

- заставило задуматься…

- навело меня на размышления…

- узнал новое…

- считаю нужным запомнить…

Обратите внимание на стикеры, если вам понравилось занятие, вы для себя почерпнули что-то новое, полезное, прикрепите зеленый стикер-ёлочку, если же вам не очень понравилось, то прикрепите синюю ёлочку. До новых встреч.

Используемые источники.

Шефнер В.С. Лесной пожар. Сборник стихотворений.

Википедия

http://www.kp.ru/online/news

http://www.r-19.ru/news

http://www.regnum.ru/news

http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=1061

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.