Классный час в 5 классе на тему «Осторожно, огонь!»
Пояснительная записка к презентации
Классный час
в 5 классе
на тему:
«Осторожно, огонь!»
Цель: способствовать осознанию учащимися значимости соблюдения правил пожарной безопасности; привить учащимся навык осторожного обращения с огнем; воспитать чувство ответственности.
Оформление:
- лозунги-листовки: «Спички не тронь, В спичках – огонь!», «Чтобы в наш дом не пришла беда, Будьте с огнём осторожны всегда!», «Не играй, дружок со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла!»;
- плакаты с правилами пожарной безопасности;
- плакат с номером пожарной службы «0-1»;
- презентация
Оборудование: символическая эстафетная палочка в форме огнетушителя
Ход классного часа.
Слайд 1
«…Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку, и будем смотреть на огонь (слайд 2). Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нём таится могучая сила…»(пауза).
Ведущий 1: Огонь - давний друг человека с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Чтец 1: Да без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.
Ведущий 2: Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами (слайд 3)
Чтец 2: Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Ведущий 1: Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
Классный руководитель: Да, действительно огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами. Послушайте старинную русскую легенду «Два огня» (классный руководитель читает легенду или звучит аудиозапись)
ДВА ОГНЯ
Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.
- Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.
- Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.
- Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, до утра не укроет.
- Ну, гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым целёхонькое.
Классный руководитель: Ребята, кто виноват в случившемся? (ответы учащихся) Да, правильно. Конечно, в случившемся виноваты хозяева, которые неправильно обращались с огнём.
Как вы думаете: о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? Да, мы будем говорить о правилах пожарной безопасности и о причинах возникновения пожара.
- Что такое пожар? С чем у вас ассоциируется это понятие?
Построение ассоциограммы. Задача классного руководителя – выстроить ассоциограмму, разделив её на три логические части: причины пожара, средства пожаротушения и последствия пожара. Возможны и другие варианты в зависимости от ответов учащихся.
Классный руководитель завершает построение ассоциограммы и зачитывает её, предлагая ребятам назвать «разделы». Если учащиеся хорошо подготовлены, то они без особого труда назовут разделы самостоятельно. Если же учащиеся затрудняются, то можно первый «раздел» назвать классному руководителю. (слайд 4-8)
Причины пожара |
Средства пожаротушения |
Последствия пожара |
Не выключенный утюг |
Вода |
Смерть |
Окурок |
Песок |
Огненный шторм |
Неосторожное обращение с огнём |
Огнетушители |
Разруха |
Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств |
Одежда |
|
Грозовые разряды |
Ветки деревьев |
|
Самовозгорание веществ и материалов |
||
Разряды статического электричества |
||
Поджоги |
(Стук в дверь. Входит юноша-пожарник)
Пожарник: Здравствуйте, друзья! Я пришёл, чтобы помочь вам разобраться в причинах возникновения пожара.
Ведущий 2: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений. Увлёкшись игрой, дети забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большое расстояние…
Пожарник: (указывая на листовку, прикреплённую к доске)
Возле дома и сарая
Разжигать костры не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
(зачитывает 1-ое правило) слайд 9
Ведущий 1: Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, спирт, керосин, лак.
Пожарник: (указывая на плакат)
Подобное грозит взрывами, а значит тяжёлыми ожогами и увечьями. (зачитывает 2-ое правило) слайд 10
Ведущий 2: Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить бельё. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности.
Пожарник: (указывая на плакат)
Ленту гладила Анюта
И увидела подругу,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж, дети, не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
(зачитывает 3-е правило) слайд 11
Классный руководитель: Ребята!
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один
Пожарник: (указывая на листовку) слайд 12
Позвони по «01»!
И ближайшему району
Сообщи по телефону,
ГДЕ горит и ЧТО горит
И КТО об этом говорит!
(делает ударение на выделенные слова)
Классный руководитель: Я думаю, ребята, вы хорошо запомнили всё, о чём сейчас мы говорили. А мы это сейчас проверим. Сыграем в игру «Эстафета причин».
Ребята передают друг другу эстафетную палочку в форме огнетушителя, при этом называют причину возникновения пожара. Тот, кто назовёт больше всех причин, награждается знаком «Юный пожарник».
- Молодцы, ребята! А теперь я объявляю конкурс «Отгадай загадки».
1.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой) слайд 13
2.
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять) слайд 14
3.
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро всё … (убрали) слайд 15
4.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь) слайд 16
5.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь) слайд 17
6.
Что бывает,
Если птички
Зажигают дома
Спички? (Пожар) слайд 18
7.
Летала мошка –
Осиновая ножка.
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка) слайд 19
8.
То назад,
То вперёд.
Ходит-бродит
Пароход,
Остановишь –
Горе
Продырявит
Море. (Утюг) слайд 20
- По приведенному отрывку определите произведение и его автора.
1. ”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.
слайд 21 Шарль Перро “Спящая красавица”
2. “В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”
слайд 22 Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
3.
“Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновение -
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел”
слайд 23 С.Я. Маршак “Кошкин дом”
4. “Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать.
Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”
слайд 24 А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”
- Литературные произведения вы знаете хорошо.
Классный руководитель: Запомните дети,
Правила эти.
Ведущий 1: С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
Ведущий 2: Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Ведущий 1: Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом.
Ведущий 2: Когда без присмотра оставлена печь –
Одна лишь искра целый дом может сжечь!
Ведущий 1: Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ведущий 2: Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Классный руководитель: Пусть помнит каждый гражданин!
Пожарный номер – ноль-Один!
- Ребята, соблюдение этих правил поможет сохранить жизнь и здоровье людей.
Осторожно,огонь!
PPT / 1.83 Мб
слайд 25
Кравченко Лариса Юрьевна
Панюкова Ольга Васильевна